Русская линия
Русская линия Игорь Рязанцев17.06.2010 

Пять лет факультету социальных наук ПСТГУ
Интервью с Игорем Павловичем Рязанцевым, доктором экономических наук, профессором, деканом факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Игорь Павлович Рязанцев

Как родилась идея создания в университете социологического факультета?

Идея родилась из социологического исследования. В 2005 году мы изучали отношение молодежи к Русской Православной Церкви. Результат был неожиданным и для научной общественности, и для журналистов, и для политиков. Итоги исследования быстро стали публичными и вызвали широкое обсуждение. Появилась публикация в «Российской газете», потом полемический материал вышел в «Независимой газете», далее материалы исследования растиражировали крупные информационные агентства. Когда позже мы совершили ряд поездок по епархиям, где рассказывал о результатах исследования клирикам и православной общественности, то встретился с очень живым интересом. Собственно этот интерес и подтолкнул нас к созданию факультета, который бы готовил кадры для социально-религиозных исследований, где собралось бы необходимое для осмысления таких проблем научно-педагогическое сообщество. Поэтому вместе с открытием факультета был создан информационно-аналитический центр, который собственно и ведет эти исследования.

А что поразительного было в том исследовании?

Сейчас, по прошествии пяти лет, результаты исследования выглядят обычными, а тогда всех поразил простой факт. В девяностые годы на страницах и научных изданий, и в публицистике был сформирован негативный образ молодого человека. Отчасти это делалось сознательно. Тогда стереотипным восприятием молодого человека являлись его характеристики, которые представляли его как асоциальный элемент: неформал, наркоман, пьяница и т. д. Такого рода представления буквально навязывались. Причем не только журналистами и публицистами, но и исследователи этим грешили. Действительно некоторые вещи в поведении современной молодежи бросаются нам в глаза, а вот заглянуть и увидеть, что российская молодежь не одноцветна, и попытаться написать ее портрет цветными красками, увидеть малозаметные, но важные составляющие этой картины черты, присущие достаточной части молодых россиян, никто не хотел. И мы заглянули за этот искусственный барьер, увидев там совсем других людей. Оказалось, что значительное число молодых россиян являются верующими и исповедующими в своей жизни совсем другие ценности. И вот эта простая вещь, но сказанная громко и с фактами в руках, произвела такой необычный информационный эффект. Результаты этого исследования дали всем заинтересованным людям такой материал, опираясь на который можно было думать о завтрашнем дне страны и Церкви совершенно по-другому: с надеждой.

И я был одним из тех, кто был очень вдохновлен этим результатом.

Какие задачи были поставлены перед факультетом?

Факультет создан как образовательное и научное учреждение, которое решает задачу, стоящую в полный рост как и перед обществом, так и перед Церковью. Он создавался и задумывался как факультет, который работает на границе между ними. Я не раз говорил, что ни современное российское общество, ни в большей степени государство не представляют, что сегодня являет собой Русская Православная Церковь. Так же и Церковь сейчас не всегда может точно, с цифрами в руках говорить о современном обществе. Вот поэтому сверхзадача — быть переводчиком, транслятором, той когортой специалистов, которые осмысливают эффекты, рождающиеся при соприкосновении государства и общества с одной стороны и Церкви с другой. Я не преувеличиваю задач. Сегодня существует достаточно исследований наших коллег, в которых подробно разбираются в реалиях жизни Церкви. Но одно дело, когда это позиция человека по отношению к Церкви внешнего, а другое — церковного, обладающего необходимым инструментарием и исследовательским опытом, чтобы не греша против истины, работать на этой сложной границе и информационно обеспечивать своей аналитической деятельностью это взаимодействие.
Конечно, это не та задача, которую мы уже решили. На данном этапе мы скорее ее только осознали, делаем самые первые шаги в нужном направлении. Но мы считаем, что делаем то, для чего существуем.

Кто работает на факультете?

Проблема кадров отчасти решилась достаточно просто: я двенадцать лет был сотрудником социологического факультета МГУ, из них последние восемь — заместителем декана по научной работе. Кроме того я вице-президент Российской социологической ассоциации. Поэтому среди тех, с кем я работал и сотрудничал все эти годы, нашлось не мало тех, кому близки и понятны проблемы и задачи для решения которых мы собрались. Этот круг единомышленников неформально относящихся к работе и составил костяк преподавательского состава факультета. Эти люди, среди которых профессора и преподаватели МГУ, институтов Российской академии наук, сегодня на очень высоком уровне ведут преподавание на нашем факультете.

Кого, кроме социологов, каких специалистов готовит ваш факультет?

В прошлом году на факультет передали специальность «Экономика», сейчас как раз состоялся первый выпуск. Экономисты пришли к нам на выпускной курс, имея за плечами три года обучения. Мы приложили максимум усилий, чтобы выпуск был успешным. Государственная экзаменационная комиссия во главе с профессором МГУ, доктором экономических наук Валерием Петровичем Орешиным высоко оценила уровень подготовки студентов. Все дипломники защищались по результатам работы в НТЦ «Интернавигация». Все студенты-выпускники были рекомендованы для дальнейшего обучения в магистратуре. Мы построим учебный процесс так, чтобы они могли совмещать его с работой, поскольку часть из них была принята на работу на это предприятие, остальные на смежные, деятельность которых связана с космосом и авиацией — это лидеры современных технологий в нашей стране: НПО «Квант», НИЦ «Планета». Сотрудничество факультета с современными стратегическими предприятиями России позволяет нашим выпускникам с уверенностью смотреть в завтрашний день.
Кроме того, в учебной программе есть курс «Экономика и организация хозяйственной деятельности в Русской Православной Церкви». Курс подробно рассматривает ряд специфических моментов этой деятельности. Каждый наш выпускник в состоянии стать эффективным экономистом не только на светских предприятиях, но и в Церкви.
Также на факультете идет подготовка по специальности «Социальная работа», которая сейчас будет востребована в Русской Православной Церкви, исходя из тех задач, которые Святейший Патриарх Кирилл поставил перед священноначалием. Студентов на эту специальность мы только набрали, сейчас они закончили первый курс.

Какая научная работа ведется на факультете?

Та работа, которую мы провели в 2005 году, была продолжена масштабным исследованием в 2008 году. Это исследование проводилось по грантам, который мы выиграли в Российском гуманитарном научном фонде и от Общественной палаты.
В ходе другого большого проекта, который ведется нами в течении трех лет, сделано три замера на Международном кинофестивале «Лучезарный ангел». Сейчас мы подходим к важному моменту, надеемся, что осенью-зимой выйдет монография, которая обобщит результаты наших многолетних исследований в этой области. Она называется «Православное кино: опыт социологического исследования». Рассчитываем презентовать результаты наших исследований в начале ноября, во время очередного кинофестиваля. Они будут интересны журналистам и научной общественности, кинематографистам. Мы рассмотрели весь кинопроцесс от сценария до кинозрителя, были проведены фокусированные интервью с авторами православного кино и зрителями. Работа проводилась в течении пяти лет.

Социология подтверждает, что православное кино в России стало состоявшимся фактом?

Я хочу уточнить понятие православного кино. В узком смысле это кино, в котором сюжеты и поднимаемая автором тематика затрагивает те или иные стороны жизни Церкви и православных людей. Но о православном кино можно говорить и в широком смысле, что мы и имеем ввиду, проводя исследования. Это такое кино, которое объединяет людей, разделяющих ценности Православия. Эти ценности могут быть выражены в идеях и сюжетах, которые в себе не несут картинок жизни Церкви, но затрагивают проблемы любви, мира, добра и милосердия, которые являются ценностями для мировоззрения православного человека. Мы не случайно обратили внимание на фестиваль, который имеет девиз «Доброе кино возвращается». На последнем кинофестивале мы именно и изучали феномен «Доброго кино». Православное ли оно? Да, мы уверены в этом. Если в кино обсуждаются ценности, без которого немыслимо Православие.

Скажите, не было упреков в том, что Церковь уже и в социологию залезла?

Русская Православная Церковь сегодня то единственное, что удерживает российское общество от состояния полного распада и развала. Поэтому Русская Православная Церковь не из своего желания, а из жесточайшей необходимости входит в самые разные сферы жизни российского общества, понимая и отчетливо осознавая, что ее присутствие обеспечит целостность того, что называется Русским миром и Россией. Сегодня те, кто стоит у престола в храме, и просто верующие — это также граждане и люди, которые в полной мере разделяют боль за страну. Для меня церковный человек и гражданин — это одно и тоже, а не накладывающиеся друг на друга ипостаси.

В представлении византийской общественной мысли государство всегда выступало в роли ограды Церкви — вот такая простая функция, а вся внутренняя жизнь общества определялась жизнью Церкви. Это в эпоху нового времени все посчитали, что машины и механизмы, одежда и пища определяют смысл человеческого существования. Раньше люди смотрели шире на себя и на мир, осознавая что жизненные смыслы глубже. Они в духовной плоскости. Именно поэтому ядром жизни общества является Церковь, а государство лишь обеспечивает мирное сосуществование, чтобы было возможным вести людей ко спасению, действительной цели человеческого существования в этом мире.

Сегодня, следуя конъюнктуре, многие известные социалистические службы перед Рождеством и Пасхой публикуют данные о том, что чуть ли не 95 процентов россиян считают себя православными. И когда после праздников появляются данные о количестве людей, пришедших в храмы в эти дни, то цифры расходятся в разы. Дело социологии заниматься такими замерами, также как и измерять уровень воцерковленности и милосердия в обществе?

Это совершенно естественное желание. Вопрос в другом: кому эти цифры интересны больше? Церкви? Да, но еще в большей степени российскому обществу и государству важно представлять, кто они такие современные граждане. Я уже говорил, что есть некоторое недопонимание и недостаточность информации Церкви и государства относительно друг друга.

У профессиональных социологов есть ясное понимание этого явления. Существует идентичность современного россиянина, для которого важную сторону занимает осознание своей принадлежности к миру Православия. Эти большие цифры россиян, говорящих о себе как о православном человеке, это данные, которые свидетельствуют о культурно-исторической идентичности наших граждан. Эти люди связывают себя с Православием как с конфессией, которая определяла исторические судьбы страны. А есть другой момент — соотнесение и причисление себя к Церкви. И когда исследователи начинают обращать внимание на частоту посещений богослужений, участия в таинствах, то они получают представление о том, кто из называющих себя православными живет еще и церковной жизнью. Я приведу слова православного публициста, к сожалению, забыл его имя, который ответил на вопрос журналиста «Кто такие восемьдесят процентов православных?». Он ответил: «А мы можем назвать русским того, кто написал диктант по русскому языку не на „пять“, а на „три“? Наверное, „да“». Это уже суждение вне научного дискурса, но в данном формате публичных высказываний оно достаточно убедительно. Оно показывает, что широкий круг Православия в России не случаен. Говоря языком социологии, архетипы сознания и поведения человека неизбежно в условиях глубочайшего морально-нравственного кризиса выводят его на дорогу, которая ведет его к Православию: отчасти, может быть не осознавая, отчасти понимая Православие как круг культурных ценностей, близких человеку. Теперь, уже говоря языком церковным — пути Господни неисповедимы. И в Церковь Господь приводит человека часто самыми замысловатыми путями. Движению к кругу церковных людей проходит через Православие как историческую идентичность современных россиян, что находит отражение в цифрах.

Вопросы задавал Игорь Зыбин

http://rusk.ru/st.php?idar=42266

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru