Красная звезда | Евгений Подзоров, Александр Пинчук | 23.12.2006 |
— Игорь Иванович, декабрь — особый месяц для Дальней авиации. Какие основные вехи в истории объединения вспоминаются сегодня?
— Во-первых, 23 декабря исполняется 92 года со дня образования Дальней авиации. Большее время своего существования она была одним из основных инструментов ядерного и неядерного сдерживания на региональном и стратегическом уровне, будучи в недалеком прошлом единственным средством доставки ядерного оружия, и длительное время поддерживала данный паритет на международной арене. Во-вторых, с появлением других видов носителей этого оружия она стала одной из составляющих ядерной триады и продолжает выполнять задачи и в настоящее время. За почти вековую историю через Дальнюю авиацию прошло около четырех миллионов человек, для которых стратегическая авиация стала образом жизни.
Еще одна знаменательная для нас дата — 18 декабря. В этот день исполнилось 25 лет с момента первого полета основного самолета Дальней авиации — стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Сегодня это самый мощный ударный комплекс Военно-воздушных сил РФ, пожалуй, и всего мира. В настоящее время на вооружении Дальней авиации стоит полк самолетов Ту-160, укомплектованный на 100 процентов.
Сегодня, когда все «дальники» торжественно отмечают свой профессиональный праздник, будут сказаны добрые слова в адрес ветеранов, отмечены заслуги воинов-авиаторов, которые служат в ХХI веке. Организовано посвящение в кадеты школьников одной из московских школ, которая носит имя одного из прославленных военачальников Дальней авиации.
— Когда поступил в 37-ю воздушную армию, как говорят авиаторы, «крайний» самолет Ту-160, и планируется ли еще пополнение самолетного парка в ближайшее время?
— «Крайний» самолет мы получили в этом году. Это был модернизированный Ту-160. Сейчас он находится в строю, и мы продолжаем его осваивать. На сегодняшний день количества самолетов вполне достаточно для решения задач, которые ставятся перед Дальней авиацией исходя из существующих угроз. Уверен, что качество передаваемой авиационной техники по многим компонентам только улучшается. Благодаря этому факту повышается уровень подготовки летного и технического состава объединения.
— Какие проблемы наиболее остро стоят сегодня в Дальней авиации? Как обстоят дела с топливом и налетом молодого пополнения?
— Вопрос обеспечения топливом, конечно, остается одним из самых проблемных. Керосин и раньше был в недостаточном количестве, не хватает его и сейчас. Но я считаю, что, для того чтобы поддерживать уровень уже подготовленных летчиков и готовить молодежь, топлива достаточно. С молодыми летчиками, которые проходят у нас обучение, занимаются профессионально подготовленные летчики-инструкторы. И, думаю, выражу общее мнение Дальней авиации, эти специалисты еще не одно поколение летчиков научат летать, ведь школа-то у них была, какая — все помнят. В этом отношении принцип преемственности поколений у нас не прерывается ни на день.
— В каких учениях были задействованы части и соединения 37-й ВА ВГК (СН) в уходящем году и какие основные задачи поставлены перед объединением на 2007 год?
— В текущем году весной и осенью под контролем главнокомандующего ВВС в Дальней авиации проводились широкомасштабные учения в рамках итоговой проверки сил и средств и их учебно-боевого применения. В мероприятиях были задействованы части и соединения 37-й ВА ВГК (СН), дислоцирующиеся на Дальнем Востоке, в Сибири и Поволжье. Для выполнения различных задач привлекались все типы авиационной техники, стоящей на вооружении в ДА (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ). По итогам учений многие экипажи и технический персонал были поощрены.
В 2007 году мы будем продолжать осваивать новый модернизированный самолет Ту-160. Помимо этого, весь авиапарк будет проходить плановый ремонт. На обозримую перспективу бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 будет находиться на вооружении как основной стратегический самолет Дальней авиации.
— В ближайшем будущем ожидается появление какого-то нового самолета, который сможет заменить Ту-160?
— Работы поискового характера ведутся постоянно. Однако основные усилия сейчас обращены на модернизацию существующего авиапарка. Действует комплексная программа модернизации, утвержденная главнокомандующим Военно-воздушными силами генералом армии Владимиром Михайловым. Она сейчас успешно выполняется. Тяжелые самолеты всегда закладывались с перспективой на долгий срок службы. Предполагалось, что они должны будут подвергаться глубокой модернизации, особенно с появлением нового оружия. Уверен, что еще как минимум 30 лет Ту-160 будет отвечать всем необходимым требованиям.
— Сколько времени занимает подготовка военного летчика и во сколько это обходится государству?
— Подготовка летчика на уровне первого класса на самолете Ту-160 занимает 6−7 лет. После этого периода обучения он не только получает класс, но и становится опытным пилотом. В денежном эквиваленте это очень сложно оценить, потому что сюда входит очень много факторов.
— Могла бы Дальняя авиация в случае необходимости выступить в роли своеобразного сдерживающего фактора, как это было в годы существования Советского Союза?
— Действительно, Дальняя авиация до сих пор является одним из сдерживающих ядерных факторов на международной арене. Выполнение полетов в нейтральных водах, а также над своей территорией и ряда других мероприятий свидетельствует о решимости государства отстаивать свои национальные интересы. В этом отношении Дальняя авиация — уникальный инструмент.
— Что бы вы хотели пожелать в день праздника всем, кто имеет отношение к Дальней авиации?
— Пользуясь случаем, я бы хотел обратиться к воинам-авиаторам Дальней авиации, летчикам и штурманам, инженерам и техникам, труженикам тыла, специалистам связи и поздравить всех их с профессиональным праздником — 92-й годовщиной нашего славного рода авиации. В то же время хочу пожелать им крепкого здоровья, счастья и удачи в семейной жизни, в служебных делах, на земле и в воздухе.