Красная звезда | Марина Елисеева | 21.12.2006 |
Павел Крюков родился в селе Бирево Клинского района Московской области, хотя до этого семья жила в Риге. Отец, Павел Ипатович, дворянского происхождения, но из обедневшего рода, был образованным человеком, часовых дел мастером, играл на скрипке, много читал. Из-за слабых легких врач порекомендовал поменять прибалтийский климат на подмосковный. Так семья оказалась под Клином.
Павел стал вторым ребенком в семье, а потом появились еще одиннадцать детей. В его становлении как личности большую роль сыграл отец. Его многосторонние знания, самодисциплина, удивительное трудолюбие и жизнестойкость оказали огромное влияние на формирование жизненных ценностей и характера сына.
Отец с малолетства приучал сынишку к тяжелому сельскому труду. Впрочем, на селе так принято: трудятся все — и стар и млад. С 12 лет Павел плотничал, помогал ремонтировать крестьянские дворы, работал на лесозаготовках. Но парнишке очень хотелось учиться — в селе он смог окончить только три класса местной школы. В 18 лет тяга к знаниям привела Павла в Москву с намерением поступить на рабфак. Однако из-за условий приема сразу это не получилось. Кем только ни пришлось поработать Павлу — бетонщиком, землекопом, столяром, пильщиком, арматурщиком, окончил курсы кройки и шитья, счетоводов, электромонтеров. И, наконец, в 1929 году он поступил на второй курс вечернего рабфака при Горной академии, потом продолжил учебу в самой академии. Казалось, Павлу интересно все и везде он был в лидерах. Но свое призвание Крюков нашел в профессии… летчика. Со второго курса академии по партийному набору он попал в Ленинградскую теоретическую школу летчиков, а затем — в летную школу в городе Энгельсе. С тех пор жизнь Павла связана с армией и небом.
Первое назначение молодой военный летчик получил в истребительную эскадрилью, базировавшуюся на аэродроме Читы. Там встретил «свою половинку». 20-летняя темноглазая Зоя Порохнякова покорила сердце младшего летчика Крюкова. Через три месяца сыграли свадьбу, а через полгода молодой муж улетел в командировку в Монголию.
С 1939 года начался отсчет боевого пути Павла Крюкова. Когда японские милитаристы вторглись на территорию Монголии в районе реки Халхин-Гол, Советский Союз направил на помощь народной республике танковые и авиационные части. Павел Крюков и другие летчики пересели на современные тогда истребители И-15-бис. Но и японцы ввели в действие опытные авиачасти. Их И-97 по скорости даже превосходили советские машины. Начались ожесточенные воздушные бои. Противник был опытный и коварный. Крюков уже тогда понял, насколько важна профессиональная и физическая подготовка летчиков.
Ожесточение воздушных боев нарастало. В одной из схваток Павел бросился на выручку товарища, зажег вражескую машину — и это стало уже третьей победой Крюкова на Халхин-Голе. Но тут же почувствовал удар, и пламя хлынуло в кабину, обжигая лицо. К счастью, очки защитили глаза. С трудом смог выпрыгнуть. Сразу не удалось найти кольцо парашюта. Земля приближалась стремительно… Наконец парашют раскрылся. Затяжной прыжок был во спасение: в плен японцы не брали. Три дня добирался до своих. Потом госпиталь. За отвагу и мужество Павел Крюков был награжден орденом Красного Знамени.
После лечения снова в строю. Получил назначение сначала в Кировоград, потом в Бельцы. Захотел продолжить учиться. Поступил на заочное отделение в Военно-политическую академию имени Ленина, но окончить ее помешала Великая Отечественная война. С первого дня войны Крюков вновь выполняет боевые вылеты — 22 июня 1941 года Павел вылетел на МиГ-3 на дальнюю разведку на территорию Румынии. Горючего едва хватило, чтобы на обратном пути перетянуть через границу.
Знания и воздушное мастерство опытного боевого летчика были чрезвычайно востребованы, особенно в начале войны. Поэтому осенью 1941 года старший лейтенант Крюков был назначен командиром эскадрильи, а его заместителем — Александр Иванович Покрышкин, ставший впоследствии первым в нашей стране трижды Героем Советского Союза. Воспитанникам Крюкова доверили штурмовку эшелонов противника и железнодорожных станций. Однако низкая облачность, частые поземки нередко мешали летчикам выполнять поставленные задачи. Это обстоятельство и помогло родиться новому тактическому приему. Обычно истребители атаковали цель с большой высоты и обстреливали ее в крутом пике. Тогда и появилась идея при низкой облачности обстреливать с пологого пикирования. Новый способ оказался действительно эффективнее.
Сам же командир Крюков стал примером для боевого состава эскадрильи. Он отличился в период Ростовской операции в декабре 1941 года, когда произвел 10 одиночных вылетов в исключительно сложных метеоусловиях на разведку войск противника на полный радиус самолета МиГ-3. Вскрыл перегруппировку врага в сторону Ростова. За эти вылеты Крюков уничтожил 15 автомашин, одну 7-тонную машину с горючим, вывел из строя 3 полевых и одно зенитное орудия, их расчеты, убил до двух взводов фашистских солдат. В канун нового, 1942 года при штурмовке войск противника пилот был атакован двумя «Ме-109». Несмотря на превосходство противника в силе, принял воздушный бой и лобовыми атаками обратил его в бегство. На маршруте от цели его вторично атаковали два «мессера». Крюков вновь вступил в бой, провел его отлично, противник ушел. Выводы командования полка: представлен к высшей награде — званию Героя Советского Союза. До сих пор остается загадкой, почему в архивных документах в графах «чем награжден» и «дата получения» стоят прочерки.
Нельзя не сказать и о том, что в то время отважного, целеустремленного, честного, волевого капитана Крюкова коммунисты избрали секретарем партийного бюро. И именно Павел Павлович вместе с комиссаром полка майором Михаилом Акимовичем Погребным вручали в перерыве между боевыми вылетами партийный билет А.И. Покрышкину.
Войска продолжали отступать, не прекращались боевые вылеты летчиков. Штурмовки чередовались с полетами на воздушную разведку и прикрытием переднего края, сопровождением бомбардировочной авиации. Настойчивый поиск новых тактических приемов, в котором участвовали Александр Покрышкин, Павел Крюков, Виктор Фигичев и другие летчики полка, давал хорошие результаты. Новаторы решительно ломали устоявшиеся каноны и устаревшие тактические построения. Стали применяться знаменитая «этажерка», обеспечивавшая четкое взаимодействие между группами истребителей, точность их огня, свободу маневра, «маятник», легендарная формула воздушного боя «высота — скорость — маневр — огонь». Крюков был твердо убежден, что успех боя зависит не от героизма одиночки, а от тщательной подготовки к бою. Лихачеств не поощрял, главным для него было сохранение самого ценного — жизней своих пилотов.
В 1942 году капитан Крюков был назначен штурманом полка. Новая должность принесла Крюкову новые заботы. Теперь он отвечал за штурманскую подготовку всех летчиков. Но это не убавило его стремления летать на боевые задания. Особенно он отличился над Терским хребтом в районе станицы Воскресенская. Снижаясь до высоты 10−15 метров, Крюков в упор расстреливал и поджигал вражескую боевую технику, автомашины с фашистами.
Зимой 1943 года наши войска выбили противника с Северного Кавказа и освободили большую часть Кубани. Сопротивление немцев было яростным. Численное превосходство все еще оставалось на стороне врага. В небе Кубани советским летчикам бросили вызов хваленые асы отборных эскадрилий Геринга. Некогда тихий, безмятежный небесный простор превратился в «воздушный Сталинград». Трудно передать, что творилось в небе. Черные шлейфы сбитых машин, пересекая друг друга, тянулись к земле. В один из таких дней и произошел бой, описанный вначале, ставший показательным для летчиков. Материал по его тактике, составленный в 4-й воздушной армии, изучался во всех подразделениях.
В мае 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено большой группе летчиков полка. В списке значилась и фамилия Павла Крюкова.
За годы Великой Отечественной войны Павел Павлович Крюков произвел 535 боевых вылетов, провел 142 воздушных боя, сбил 19 самолетов противника, награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Суворова II и III степени, орденом Кутузова II степени, Красной Звезды, многими боевыми медалями, наградами зарубежных стран. Закончил войну полковником в должности командира 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.
После войны отважный летчик продолжил службу. В 1951 году он окончил Военную академию Генерального штаба. Служил в Узбекистане, на Дальнем Востоке, под Мурманском. Получил звание генерал-майора. В Северной Корее был военным советником. Ушел в запас в 1956 году. Но и на пенсии Павел Павлович не остался без дел, вел большую общественную работу, много встречался с молодежью, зажигая юные сердца романтикой неба. До последних дней был председателем Совета ветеранов прославленной 9-й гвардейской Мариупольско-Берлинской дивизии.
Павел Павлович был неординарной, разносторонней личностью. Однополчане с огромной теплотой отзывались о своем командире, называя его «Батя». Вспоминали, что метким словцом он мог поднять боевой дух, разрядить обстановку вовремя сказанной шуткой, пуститься в плясовую на праздничном веселье. Родные говорят, что не было такого дела, с которым бы он не справился. Умел, кажется, делать все, порою брался и за то, чего не знал: ему помогали практический опыт и желание все сделать безукоризненно. Очень любил поэзию, особенно стихи А. Апухтина. Да и сам писал стихи. В годы войны сочинил поэму «Отомстим!». Много занимался спортом. Кстати, любовь к спорту Крюков привил и своей внучке Марине Ключниковой, ставшей впоследствии знаменитой пловчихой, мастером спорта международного класса, членом сборной СССР, финалисткой Олимпийских игр. А творческие наклонности передались дочери Лидии, долгие годы проработавшей заместителем главного редактора журнала «Строительство трубопроводов».
— Родители никогда не ссорились, они дорожили каждой минутой, прожитой вместе, — вспоминает Лидия Павловна. — У отца было замечательное чувство юмора, и какое-то мальчишество сохранилось в нем до зрелого возраста. Он был человеком светлым, жизнерадостным, по-настоящему добрым, справедливым и скромным в быту.
— Я любила и уважала дедушку, даже немного боялась его серьезного взгляда, хотя он никогда даже не повысил на меня голос, — рассказывает внучка Марина. — Так сложилось, что в детстве я больше жила и воспитывалась у дедушки с бабушкой. Они научили меня многому, я им многим обязана. Когда дедушка уже тяжело болел, у нас были ответственные соревнования. Я тогда поставила цель — выиграть ради его выздоровления. Победа была за мной. Только деду это не помогло… После тяжелой болезни в 1974 году его не стало.
В 1971 году родился внук, названный Павлом в честь деда.
Память о замечательном летчике, Герое Советского Союза генерал-майоре авиации Павле Павловиче Крюкове живет в наших сердцах. И не только. Его фамилия увековечена в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, его именем названа одна из улиц города Клин Московской области, а в местном краеведческом музее есть экспозиция, посвященная Герою.
С годами, чем дальше события, тем четче понимание их значения, тем выше ответственность ныне живущих перед давшими нам жизнь.