Русская линия
Красная звезда Роман Стрешнев13.12.2006 

Плата за гостеприимство

Командование расположенной в бишкекском аэропорту Манас базы ВВС США не намерено отдавать киргизским властям американского военнослужащего, застрелившего на прошлой неделе гражданина Киргизии Александра Иванова. Единственное, на что оно согласилось, так это на участие киргизских следователей в расследовании инцидента.
Напомним, что 6 декабря на одном из КПП американской авиабазы Ганси американским часовым был застрелен 42-летний водитель грузовика, принадлежащего киргизской фирме, которая обеспечивает авиабазу топливом. По данным МВД Киргизии, погибший Александр Иванов действовал согласно инструкциям. На пункте досмотра он вышел из своей машины, направился в помещение КПП, где и был убит. Однако, по мнению американского командования, работяга якобы попытался применить против американского солдата холодное оружие. Верится в эту версию, мягко говоря, с трудом. Хотя бы потому, что средь бела дня бросаться с ножом на вооруженного часового, да еще и на территории хорошо охраняемой базы, решится не всякий. Да и мотивы неясны. Непонятно и то, почему часовой произвел в Иванова не один, а два выстрела, причем оба в грудь?
Стрелявший был временно отстранен от своих служебных обязанностей. Однако вряд ли солдат, даже если он виноват, понесет наказание, так как все военнослужащие базы приравниваются к сотрудникам американского посольства и обладают иммунитетом от уголовного преследования. Максимум, что грозит стрелявшему, — это трибунал на родине. Но, как показывает практика, обычно за подобные инциденты американцы получают не очень суровые наказания.
В этой связи киргизская сторона выдвинула требования о том, что в соответствии с нормами международного права и двусторонними международными договорами правительству США необходимо отказаться от иммунитета военнослужащего, застрелившего гражданина Киргизии. Также предписано не допускать его выезда за пределы Киргизии «в целях проведения объективного и всестороннего расследования трагического инцидента».
Надо сказать, что происшествия, связанные с пребыванием американцев, происходят в республике частенько. Так, в сентябре этого года по вине американских военных был выведен из строя единственный самолет президента Киргизии Ту-154. Это произошло в результате столкновения литерного борта с американским самолетом-топливозаправщиком КС-135. Пассажирский лайнер фактически без трети крыла сумел совершить разворот в воздухе и произвести посадку. Американская сторона до сих пор не представила результаты работы своей комиссии по расследованию этого происшествия. А за месяц до вышеупомянутого столкновения американский военный грузовик буквально протаранил еще один Ту-154. Неоднократно поднималась тема экологического ущерба, наносимого американскими самолетами, которые иногда сбрасывают лишнее топливо над территорией, прилегающей к базе. Случалось, что из-за бурной деятельности американцев в Манасе местные жители опаздывали на авиарейсы или не могли своевременно вернуться домой. По утверждениям очевидцев, к работающим на базе киргизам отношение у американцев достаточно жесткое.
К слову, Бишкек так и не добился от США значительного увеличения арендной платы за использование Манаса. Более того, обещанная Вашингтоном прибавка (примерно на 10−15 процентов) не выплачена киргизской стороне по причине якобы того, что новые договоренности об аренде нуждаются в одобрении американским конгрессом. Киргизия уже пошла на значительные уступки в вопросах статуса базы, ее налогообложения, обеспечения экологической безопасности, режима въезда и выезда с территории авиабазы, порядка правил аэронавигации и безопасности полетов.

http://www.redstar.ru/2006/12/1312/302.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика