Русская линия
Независимое военное обозрение Вадим Соловьев08.12.2006 

На чужого дядю
НАТО построит боевую суперсубмарину по чертежам из Санкт-Петербурга

В эти дни офицеры главного штаба ВМС Италии изучают 50 томов технической документации, полученной из Санкт-Петербурга. На них — эмблема научно-производственного объединения, известного проектировщика подводного флота. На бумагах вычерчен и рассчитан проект новейшего подводного корабля водоизмещением в одну тысячу тонн, предельно оснащенного автоматикой, в результате чего экипаж ПЛ — всего 16 человек.

«Это — первый крупный совместный проект по созданию вооружений, где контрагентом является одна из стран НАТО», — говорит технический менеджер Андрей Ефимов. Клиентом-заказчиком разработки выступили итальянские военные моряки. Они предложили концепцию (то есть тактико-технические характеристики) подлодки. Субмарина должна решать широкий круг боевых задач. А именно: уничтожать надводные и подводные корабли, осуществлять постановку мин и вести разведку. Кроме того, ПЛ будет способна высаживать и принимать на борт десант.

Проектировочные работы предполагается закончить в следующем, 2007 году. Их идея зародилась в рамках комиссии по военно-техническому сотрудничеству РФ-Италия. Активное участие сразу же принял Рособоронэкспорт. Такой заказ в профессиональном отношении лестен для российской стороны, поскольку итальянские конструкторы считаются в мире одними из лучших в строительстве боевых кораблей любых классов. У них за плечами — богатые технические традиции и высокопрофессиональная школа. Кроме того, присутствует нехитрый расчет: российские идеи, вооружение и оборудование хотя и занимают передовые позиции, однако их стоимость значительно ниже, чем у аналогичных фирм в других странах.

По итальянской терминологии проект носит наименование «концептуальный», что соответствует российскому — «эскизное проектирование». По плану завершения его второго этапа и были представлены соответствующие документы в Рим.

Подлодка оказалась довольно «зубастой». У нее шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Они способны использовать новейшую итальянскую торпеду «Блек шарк» или ракету российского комплекса «Club-S». Что позволяет уничтожать не только надводные цели, но также и наземные объекты. Это приоритетная задача для проектировщиков современных субмарин. Здесь Россия в лидерах. Ракеты, подобные «Club», имеются только у США.

Девиз проекта — высокая боевая эффективность и простота эксплуатации. Ближайший его конкурент — немецкая ПЛ типа «212» — в полтора раза больше по водоизмещению и к тому же не имеет такого оружия, как «Сlub». Вдобавок у российского «детища» экипаж меньше почти вдвое. Экономический эффект от эксплуатации, согласно предварительной оценке, дает выигрыш в 30%.

Разработчики проекта уделили внимание не только боевой эффективности сбмарины, но и вопросам ее обитаемости. «Комфортность новой подлодки обеспечивается с учетом стандартоа НАТО, — говорит технический менеджер Андрей Ефимов. — Всего три шестиместные каюты, для командира — отдельная. Теперь койки и койками назвать нельзя. Это постели удобные, значительно удлиненные. То есть — как в хорошем, дорогостоящем купе железнодорожного вагона. Под водой это важно».

«Ничто человеческое нам не чуждо, — подчеркивает Андрей Ефимов. — Специальный дизайн разработан даже для гальюна: он просторный и удобный.

Эффективная система кондиционирования — очень больной вопрос для всех подлодок. Но справились и с этой задачей.

Впервые в отечественной практике разработан совершенный дизайн для подводного корабля вообще. Теперь нет никаких рогулек, крючков, рычажков, которые можно было бы задеть одеждой, споткнуться и так далее. Совершенным получился командный пост — радует глаз, функционально удобный. Пришлось привлечь профессиональных дизайнеров — в России это впервые. Удобное размещение пультов, операторских кресел, их рациональное освещение — это и многое другое оказалось не столь просто сделать, много вариантов пришлось перепробовать. Наконец, был готов макет. Итальянцы дали ему высокую оценку, сравнив с компактным автомобилем — маленьким снаружи и весьма объемным внутри. Итальянцы, мировые мастера дизайна — от одежды, всяческих аксессуаров до законодателей моды в мировом автостроении, градостроительстве, архитектуре с похвалой отозвались о работе российских конструкторов».

Через несколько месяцев российская сторона планирует полностью сдать проект новой подлодки итальянским ВМС. На следующем этапе — строительства — рассчитывает, что тоже потребуется ее участие. Уже решено, что сталь для корпуса будет приобретена на одном из предприятий РФ. Совершенно неожиданный факт: на три четверти радиоэлектронное оборудование предполагается скомпоновать из российских составляющих. Итальянцы же оснастят подлодку своими дизель-генераторами, системами управления движением и электрооборудованием.

Конструкторы кораблей из Санкт-Петербурга хотели бы надеяться, что их работа над проектом будущей итальянской подлодки принесет практическую пользу не только ВМС Североатлантического альянса, но и отечественному Военно-морскому флоту.

http://nvo.ng.ru/armament/2006−12−08/6_submarine.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика