Русская линия
Независимое военное обозрение Виктор Мясников08.12.2006 

В Минобороны не любят считать деньги
Военные ассигнования 2007 года ожидает малоэффективное освоение

В конце ноября Государственная дума РФ приняла в последнем чтении бюджет 2007 года. Тем временем президент 4 декабря увеличил расходы федерального бюджета на нынешний 2006 год по разделу «Национальная оборона» на 24,0982 миллиарда рублей. Получается, что рекордный военный бюджет нынешнего года стал еще больше. Правда, деньги эти поступают силовым ведомствам в последний месяц года, и еще не известно, успеют ли финансисты Минобороны их освоить.

На коллегии Минобороны РФ в конце ноября отмечалось увеличение объема ассигнований для военного ведомства по сравнению с первоначально спланированными Минфином. Однако, по словам начальника Управления информации и общественных связей Минобороны Сергея Рыбакова, отмечалось и другое: «На счетах Минобороны имеются значительные остатки неиспользованных бюджетных средств и числятся существенные суммы дебиторской и кредиторской задолженности».

На какие неотложные нужды президент дал денег и сколько конкретно достанется Минобороны РФ, пока не известно. Однако известно, что весной на одной из встреч с Верховным главнокомандующим вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов просил дополнительные средства на воспитательную работу и борьбу с дедовщиной. В частности, более 10 миллиардов предлагалось влить в РОСТО, чтобы укрепить эту оборонную организацию, занятую подготовкой призывников. А непосредственно для Минобороны предлагалось предусмотреть дополнительные 52 млн. рублей на надбавки ротным командирам и офицерам-воспитателям, еще 7 млрд. рублей — на довольствие сержантам-контрактникам, которые должны ночевать в казарме и следить за порядком среди срочников. В 4 млн. рублей оценивались нагрудные знаки «Отличник российской армии» для 10 тыс. военнослужащих. 2,5 млрд. рублей необходимо на «полноценное снабжение войск форменным обмундированием».

Парадоксальность ситуации в том и состоит, что, с одной стороны, денег не хватает даже на «полноценное обмундирование», а, с другой, имеются «остатки не использованных бюджетных средств». Ежегодно миллиарды и даже десятки миллиардов рублей Минобороны РФ возвращает обратно в Минфин, поскольку не сумело их освоить. В то же время спроси любого человека, чего не хватает Российской армии, и он уже привычно ответит: «Финансирования».

НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ


Тем временем подоспел бюджет 2007 года, в котором на оборону запланировано израсходовать 821,1719 млрд. рублей. Для сравнения: на образование выделено 277,7 млрд. рублей, на социальную политику — 212 млрд. рублей, на здравоохранение — 205,4 млрд. рублей. Министр финансов РФ Алексей Кудрин уже назвал проект основного финансового закона на будущий год «бюджетом инвестиций в человека», хотя оборонные расходы на добрую сотню миллиардов превышают затраты на основные социальные программы.

Министр обороны РФ Сергей Иванов еще в мае на первом заседании Военно-промышленной комиссии заявил: «Военный бюджет РФ не являлся и никогда не будет являться милитаристским. Мы на те грабли, на которые наступал Советский Союз, наступать больше не будем». И подчеркнул, что военный бюджет в России составит 2,6−2,8% от ВВП. Многие депутаты Госдумы, сенаторы и генералы считают это нарушением закона, который определяет, что на оборону следует расходовать 3,5% от ВВП.

По словам Сергея Иванова, из более чем 820 млрд. рублей, ассигнованных на национальную оборону, 300 миллиардов пойдет на оснащение Вооруженных сил. Планируется закупить 17 баллистических ракет «Тополь» и «Тополь-М», 4 космических аппарата и четыре ракеты-носителя. «Новыми и модернизированными образцами военной техники, — сказал Сергей Иванов, — будут оснащена одна эскадрилья Дальней авиации, по шесть авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов». Планируется так же закупить или модернизировать большое количество средств связи и систем управления, артиллерийских орудий и противотанковых комплексов, боевых машин десанта и автомобилей. На боевую подготовку выделяется около 24 млрд. рублей — на более чем 200 «мероприятий оперативной подготовки, в том числе 20 — крупных», — заявил министр обороны РФ.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что в 2007 году зарплаты бюджетников и денежное довольствие военнослужащих возрастут в 1,5 раза. Если конкретизировать, то военные и приравненные к ним лица получат с 1 января прибавку в 10%, а с ноября 2007 года — еще 15%. Это, конечно, вовсе не в полтора раза повышение, но Минфин и Минобороны согласованно решили, наконец-то, отказаться от продпайка — от этого пережитка голодных времен и карточного распределения — и присоединить его стоимость к денежному довольствию. Вряд ли эта сумма повысит всем категориям военнослужащих довольствие в полтора раза, но это станет понятно гораздо позже.

Всего на денежное довольствие военнослужащих и зарплату гражданского персонала Минобороны РФ будет потрачено 151,9 млрд. рублей. Из них на оплату гражданского персонала — 84,7 млрд. рублей. При этом гражданским лицам, отнесенным к федеральным государственным служащим, зарплату повысят дважды, как и военнослужащим, а вот остальным, зарплата которых исчисляется по Единой тарифной сетке, всего один раз — на 15% с 1 сентября 2007 года.

СКВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Комитет по обороне Госдумы предлагает увеличить почти вдвое взнос на каждого участника ипотечно-накопительной системы. Как сказал заместитель председателя комитета генерал-лейтенант Алексей Сигуткин, «этот взнос запланирован в размере 44,3 тысячи рублей, мы же предлагаем довести его в 2007 году до 83,5 тысячи рублей». Всего на финансирование накопительно-ипотечной системы запланировано 5,5 млрд. рублей, а также использовать остатки бюджета-2006.

По сведениям комитета по обороне, выделяемые на ипотеку деньги лишь частично передаются управляющим компаниям. Они не участвуют в инвестиционной деятельности, соответственно, съедаются инфляцией и понижают эффективность системы. Если вспомнить, что «на счетах Минобороны имеются значительные остатки неиспользованных бюджетных средств и числятся существенные суммы дебиторской и кредиторской задолженности», все разговоры о недофинансировании Минобороны РФ теряют смысл. Там просто не умеют, а, скорее всего, не хотят рачительно распоряжаться деньгами налогоплательщиков, того самого народа, который армию содержит. Подобная ситуация в военных финансах существует далеко не первый год, что свидетельствует о сложившейся системе неэффективного управления деньгами.

У нас любят говорить, что американцы тратят на оборону в 25 раз больше России. Но не хотят вспоминать, что американец знает, как эти деньги тратятся. И Конгресс США обсуждает постатейно все закупки вооружений. Если генералы не докажут, что приобретение истребителей F-22 соответствует убедительной концепции доминирования США над миром в 2010—2030 годах, то их лишат денег на эту программу. А у нас огромные деньги тратятся на бессмысленную модернизацию бронетехники 1970-х годов до уровня 1990-х, причем без всяких конкурсов и концепций. Техника получается «золотой», но заведомо слабее современной натовской.

Индия, например, отказывается от такой модернизации и намерена изготовить 1000 лицензионных танков Т-90С. За те же деньги их армия получит новую бронетехнику более высокого уровня, а не перелицованных двадцати-тридцатилетних ветеранов. До конца 2006 года в России должно быть создано еще одно гражданское агентство единой системы заказов вооружений и военной специальной техники. Но у нас уже существует агентство по госзаказу, и что? Вряд ли еще одно звено в денежных потоках будет способствовать эффективности. Ведь о прозрачности расходования народных денег по-прежнему речь не идет, а за неэффективность финансовой работы никого до сих пор не наказали.

http://nvo.ng.ru/forces/2006−12−08/1_money.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика