Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 08.12.2006 |
На коллегии Минобороны РФ в конце ноября отмечалось увеличение объема ассигнований для военного ведомства по сравнению с первоначально спланированными Минфином. Однако, по словам начальника Управления информации и общественных связей Минобороны Сергея Рыбакова, отмечалось и другое: «На счетах Минобороны имеются значительные остатки неиспользованных бюджетных средств и числятся существенные суммы дебиторской и кредиторской задолженности».
На какие неотложные нужды президент дал денег и сколько конкретно достанется Минобороны РФ, пока не известно. Однако известно, что весной на одной из встреч с Верховным главнокомандующим вице-премьер — министр обороны РФ Сергей Иванов просил дополнительные средства на воспитательную работу и борьбу с дедовщиной. В частности, более 10 миллиардов предлагалось влить в РОСТО, чтобы укрепить эту оборонную организацию, занятую подготовкой призывников. А непосредственно для Минобороны предлагалось предусмотреть дополнительные 52 млн. рублей на надбавки ротным командирам и офицерам-воспитателям, еще 7 млрд. рублей — на довольствие сержантам-контрактникам, которые должны ночевать в казарме и следить за порядком среди срочников. В 4 млн. рублей оценивались нагрудные знаки «Отличник российской армии» для 10 тыс. военнослужащих. 2,5 млрд. рублей необходимо на «полноценное снабжение войск форменным обмундированием».
Парадоксальность ситуации в том и состоит, что, с одной стороны, денег не хватает даже на «полноценное обмундирование», а, с другой, имеются «остатки не использованных бюджетных средств». Ежегодно миллиарды и даже десятки миллиардов рублей Минобороны РФ возвращает обратно в Минфин, поскольку не сумело их освоить. В то же время спроси любого человека, чего не хватает Российской армии, и он уже привычно ответит: «Финансирования».
НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ
Министр обороны РФ Сергей Иванов еще в мае на первом заседании Военно-промышленной комиссии заявил: «Военный бюджет РФ не являлся и никогда не будет являться милитаристским. Мы на те грабли, на которые наступал Советский Союз, наступать больше не будем». И подчеркнул, что военный бюджет в России составит 2,6−2,8% от ВВП. Многие депутаты Госдумы, сенаторы и генералы считают это нарушением закона, который определяет, что на оборону следует расходовать 3,5% от ВВП.
По словам Сергея Иванова, из более чем 820 млрд. рублей, ассигнованных на национальную оборону, 300 миллиардов пойдет на оснащение Вооруженных сил. Планируется закупить 17 баллистических ракет «Тополь» и «Тополь-М», 4 космических аппарата и четыре ракеты-носителя. «Новыми и модернизированными образцами военной техники, — сказал Сергей Иванов, — будут оснащена одна эскадрилья Дальней авиации, по шесть авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов». Планируется так же закупить или модернизировать большое количество средств связи и систем управления, артиллерийских орудий и противотанковых комплексов, боевых машин десанта и автомобилей. На боевую подготовку выделяется около 24 млрд. рублей — на более чем 200 «мероприятий оперативной подготовки, в том числе 20 — крупных», — заявил министр обороны РФ.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что в 2007 году зарплаты бюджетников и денежное довольствие военнослужащих возрастут в 1,5 раза. Если конкретизировать, то военные и приравненные к ним лица получат с 1 января прибавку в 10%, а с ноября 2007 года — еще 15%. Это, конечно, вовсе не в полтора раза повышение, но Минфин и Минобороны согласованно решили, наконец-то, отказаться от продпайка — от этого пережитка голодных времен и карточного распределения — и присоединить его стоимость к денежному довольствию. Вряд ли эта сумма повысит всем категориям военнослужащих довольствие в полтора раза, но это станет понятно гораздо позже.
Всего на денежное довольствие военнослужащих и зарплату гражданского персонала Минобороны РФ будет потрачено 151,9 млрд. рублей. Из них на оплату гражданского персонала — 84,7 млрд. рублей. При этом гражданским лицам, отнесенным к федеральным государственным служащим, зарплату повысят дважды, как и военнослужащим, а вот остальным, зарплата которых исчисляется по Единой тарифной сетке, всего один раз — на 15% с 1 сентября 2007 года.
СКВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
По сведениям комитета по обороне, выделяемые на ипотеку деньги лишь частично передаются управляющим компаниям. Они не участвуют в инвестиционной деятельности, соответственно, съедаются инфляцией и понижают эффективность системы. Если вспомнить, что «на счетах Минобороны имеются значительные остатки неиспользованных бюджетных средств и числятся существенные суммы дебиторской и кредиторской задолженности», все разговоры о недофинансировании Минобороны РФ теряют смысл. Там просто не умеют, а, скорее всего, не хотят рачительно распоряжаться деньгами налогоплательщиков, того самого народа, который армию содержит. Подобная ситуация в военных финансах существует далеко не первый год, что свидетельствует о сложившейся системе неэффективного управления деньгами.
У нас любят говорить, что американцы тратят на оборону в 25 раз больше России. Но не хотят вспоминать, что американец знает, как эти деньги тратятся. И Конгресс США обсуждает постатейно все закупки вооружений. Если генералы не докажут, что приобретение истребителей F-22 соответствует убедительной концепции доминирования США над миром в 2010—2030 годах, то их лишат денег на эту программу. А у нас огромные деньги тратятся на бессмысленную модернизацию бронетехники 1970-х годов до уровня 1990-х, причем без всяких конкурсов и концепций. Техника получается «золотой», но заведомо слабее современной натовской.
Индия, например, отказывается от такой модернизации и намерена изготовить 1000 лицензионных танков Т-90С. За те же деньги их армия получит новую бронетехнику более высокого уровня, а не перелицованных двадцати-тридцатилетних ветеранов. До конца 2006 года в России должно быть создано еще одно гражданское агентство единой системы заказов вооружений и военной специальной техники. Но у нас уже существует агентство по госзаказу, и что? Вряд ли еще одно звено в денежных потоках будет способствовать эффективности. Ведь о прозрачности расходования народных денег по-прежнему речь не идет, а за неэффективность финансовой работы никого до сих пор не наказали.