Русская линия
Красная звезда Александр Тихонов08.12.2006 

Переход на контракт: итоги года
На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии Юрий Балуевский

— Как известно, в 2006 году военнослужащими по контракту планировалось укомплектовать 20 соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации. Этот план уже выполнен? Сколько солдат и сержантов принято на военную службу по контракту в эти воинские части?

— Вы совершенно правы, в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2006 году на контрактный способ комплектования переводятся 18 соединений и воинских частей в Сухопутных войсках и две воинские части в Военно-морском флоте.
На сегодня в этих двух воинских частях ВМФ данная задача уже выполнена, и уровень их укомплектованности соответствует требуемому.
Завершается и перевод соединений и воинских частей Сухопутных войск. В настоящее время их укомплектованность составляет около 70%. Вместе с тем мы сегодня вынуждены в отдельных случаях приостанавливать процесс укомплектования частей контрактниками, чтобы не направлять их в солдатские общежития, не обустроенные по причине дефицита денежных средств, образовавшегося в результате того, что в 2003 — 2005 годах федеральная целевая программа не индексировалась по росту уровня инфляции. Однако есть надежда, что подобных случаев больше не будет, поскольку решение вопроса о дополнительном выделении денежных средств на эти цели Правительством Российской Федерации 7 сентября 2006 г. было принято.
В сложившейся ситуации выполнить в полном объеме мероприятия по переводу одной дивизии мы сможем только в первом полугодии 2007 года. Ну, а всего на военную службу по контракту в этом году мы планируем принять более 21 тыс. человек.

— Юрий Николаевич, довольны ли командиры войскового звена в частях, укомплектованных контрактниками в этом году, пополнением? И какова ваша оценка этого пополнения, можно ли говорить о выполнении плана по набору контрактников не только с точки зрения их количества, но и с учетом качественных характеристик отобранного контингента? Все ли поступившие на военную службу по контракту на должности солдат и сержантов соответствуют установленным требованиям?

— Хочу заметить, что заданием на отбор кандидатов для комплектования соединений и воинских частей, переводимых на контрактный способ комплектования в 2006 году, предусмотрено принять на военную службу по контракту около 13 тыс. человек из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, что составляет примерно половину потребности в контрактниках в этом году. Этих кандидатов командиры воинских частей сами изучают во время прохождения военной службы и отбирают лучших.
Остальные кандидаты для прохождения военной службы по контракту в эти воинские части направляются военными комиссариатами из числа граждан, пребывающих в запасе.
В военкоматах работа по отбору граждан на военную службу по контракту организована в два этапа. На первом этапе в военных комиссариатах районов (городов) на пунктах предварительного отбора выявляются граждане, желающие добровольно поступить на военную службу, проводятся их медицинское освидетельствование и мероприятия профессионального психологического отбора, оказывается консультативная помощь в выборе военной специальности, оформляются необходимые документы. На втором этапе в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации на пунктах отбора граждан на военную службу по контракту осуществляется дальнейшее изучение кандидатов и их военно-профессиональная ориентация.
Отобранные в военных комиссариатах кандидаты направляются в воинские части, где командиры воинских частей их изучают, и только после этой кропотливой работы с ними заключается контракт.
Все эти меры приняты для соблюдения главного принципа: «отбирать, а не набирать». В результате в 2005—2006 годах этими подразделениями было всего отобрано и направлено на военную службу по контракту более 35 тыс. человек.
К сожалению, не все военнослужащие, отобранные таким образом и поступившие на военную службу по контракту, в ходе ее прохождения отвечают требованиям, предъявляемым к ним. При этом некоторые из контрактников через какое-то время сожалеют о сделанном выборе, хотя доля таковых снижается. Так, в 2006 году количество граждан, разочаровавшихся в своей службе по контракту, составляет всего 5,5%. Согласитесь, что по сравнению с аналогичными показателями 2003 года, когда досрочно расторгали контракты около 15−20% военнослужащих, положительные сдвиги в этой работе имеются.
Устраивает ли командиров (прежде всего войскового звена) новый контингент? Считаю, что у них нет причин быть недовольными пополнением из числа контрактников. Другое дело, что с военнослужащими по контракту надо работать несколько иначе, совершенствовать их боевую выучку, воспитывать, а это не у всех получается.

— Одной из главных целей федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004−2007 годы является создание боеготовых, профессионально подготовленных частей постоянной готовности, способных выполнить боевые (специальные) задачи без дополнительного слаживания. Можно ли утверждать, что применительно к тем частям, которые в рамках ФЦП уже переведены на контракт, эта цель достигнута?

— Безусловно. Все воинские части постоянной готовности, укомплектованные военнослужащими по контракту, боеготовы и способны к выполнению поставленных задач без проведения дополнительного слаживания.
Перед командирами всех уровней всегда стояла проблема достижения одинакового уровня подготовки сержантов и солдат разного срока службы. Состав отделений, взводов, рот и батальонов не был постоянным, что сказывалось на степени их боеспособности. Кроме того, военнослужащих по призыву в соответствии с действующим законодательством мы не имеем права направлять в «горячие точки», т. е. туда, где существует опасность для их жизни. Следовательно, контрактный способ комплектования позволяет решить подобные проблемы и с точки зрения укрепления боевой готовности Вооруженных Сил РФ является более совершенным.

— Каков вообще уровень профессиональной подготовки солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования в 2004 и 2005 годах? Как они проявили себя в ходе недавно завершившейся итоговой проверки за 2006 учебный год?

— В соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в 2004 — 2005 годах на контрактный способ комплектования, в этом учебном году с высокой эффективностью проведены дивизионное, бригадные и полковые тактические учения. В ходе учений личный состав показал рост качества подготовки по воинским специальностям, высокую ответственность и профессионализм. В целом результаты проверок и контрольных занятий показывают, что перевод соединений и воинских частей на контракт позволил улучшить состояние боевой выучки личного состава и повысить боеспособность подразделений, укомплектованных контрактниками.

— Насколько, на ваш взгляд, эффективна существующая система стимулирования (в том числе финансового) служебной деятельности солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, и их командиров из числа офицерского состава? Не планируется ли внести в эту сферу какие-нибудь изменения, для того чтобы уровень оплаты ратного труда в значительно большей степени зависел от результатов боевой учебы?

— Должен вам сказать, что этот вопрос постоянно находится в поле зрения Министерства обороны Российской Федерации.
Всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях, переводимых по федеральной целевой программе на контрактный способ комплектования, установлена выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки в размере до 3.300 рублей в месяц. Конкретный размер этой надбавки зависит от выслуги лет и занимаемой военнослужащим воинской должности.
С учетом этой надбавки размер их денежного довольствия несколько выше, чем у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в обычных воинских частях, и составляет от 7.718 рублей в месяц у рядового-контрактника до 13.264 рублей в месяц у командира роты.
Кроме того, в целях стимулирования добросовестного исполнения должностных обязанностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нормативными правовыми актами установлена система дополнительных выплат денежного довольствия: ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 120 процентов оклада по воинской должности (выплата производится ежемесячно); премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в год (выплата производится ежеквартально); единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания по итогам работы за год (выплата производится один раз в год).
При этом определено, что указанные дополнительные выплаты денежного довольствия производятся только военнослужащим, добросовестно выполняющим свои должностные обязанности, а также выполняющим задачи в сложных и специальных условиях.
Так что в настоящее время у командиров (начальников) имеются широкие полномочия, позволяющие стимулировать добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими. Им предоставлено право уменьшать размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также уменьшать или лишать полностью за упущения по службе премии за образцовое выполнение воинского долга и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
В связи с этим размер получаемого денежного довольствия военнослужащими, недобросовестно исполняющими свои обязанности, может быть уменьшен по решению соответствующих командиров в среднем на 2,0 — 3,3 тыс. рублей в месяц, что составляет 25 процентов получаемого ими ежемесячного денежного довольствия.
Дальнейшее ограничение размера получаемого военнослужащими денежного довольствия представляется нецелесообразным, поскольку из-за его невысокого в целом уровня это будет противоречить Конституции Российской Федерации и ущемлять права военнослужащих на оплату воинского труда.
Таким образом, в настоящее время нет надобности менять существующую систему материального стимулирования, поскольку она позволяет в полном объеме реализовать комплекс мер по повышению качества исполнения военнослужащими своих должностных обязанностей и материальному воздействию на военнослужащих, допускающих упущения по службе.
Немаловажным является тот факт, что кроме финансового стимулирования сержанты и солдаты, проходящие военную службу по контракту, при заключении второго контракта имеют возможность участвовать в ипотечной системе кредитования для приобретения жилья с компенсацией выплат за счет государства и вне конкурса поступать в высшие или средние образовательные учреждения и обучаться в них по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения при условии, конечно, дальнейшего прохождения службы.
Кроме того, все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, размещаются в благоустроенных общежитиях, а семейные военнослужащие-контрактники имеют возможность получения денежной компенсации за поднаем жилья по установленным законодательством Российской Федерации нормам.

— Юрий Николаевич, удалось ли самим переходом на контрактный способ комплектования побороть пресловутую «дедовщину» в воинских частях и соединениях, где реализуется ФЦП? И вообще, что показывает сравнительный анализ дисциплинарной практики военнослужащих по призыву и по контракту, какая из этих двух категорий более дисциплинирована? Когда, в какое время суток нарушений больше?

— Должен заметить, что перевод ряда соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования в значительной мере способствует решению проблемы неуставных взаимоотношений между военнослужащими. Как таковой «дедовщины» между военнослужащими, проходящими службу по контракту, нет. Однако не буду скрывать, что отдельные конфликтные ситуации среди данной категории личного состава все же встречаются. Они, по сути своей, присущи любому коллективу, как воинскому, так и гражданскому.
Больше всего нарушений контрактниками совершается во время, свободное от исполнения служебных обязанностей. И это еще раз подтверждает то, что военнослужащий, который решил служить в Вооруженных Силах по контракту, идет на это, как правило, осознанно. Он знает, что за любое правонарушение может быть наказан не только в дисциплинарном порядке, но и материально, то есть лишен — полностью или частично — денежного вознаграждения, ежеквартальных премий и, наконец, досрочно уволен из рядов Вооруженных Сил.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, скажу, что большее количество преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков совершается солдатами и сержантами, проходящими военную службу по призыву. В то же время тенденция снижения количества правонарушений среди призывников стала устойчивой. Меры, принимаемые Министерством обороны в тесном взаимодействии с Главной военной прокуратурой, Военной коллегией Верховного суда, аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, другими общественными организациями в вопросах укрепления правопорядка и воинской дисциплины, дают положительные результаты.

— Какие проблемы требуется решить в первую очередь, чтобы в каждой воинской части, укомплектованной военнослужащими по контракту, стало возможным отладить систему организации и обеспечения досуга личного состава?

— Результаты социологических исследований, проведенных в войсках, свидетельствуют о необходимости осуществления мер, направленных на качественное совершенствование культурно-досуговой работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в том числе создание в базовых военных городках культурно-досуговых центров.
В настоящее время завершено строительство и проводится оборудование таких центров в воинских частях СКВО, дислоцированных в населенном пункте Троицкая (Республика Ингушетия) и поселке Степной (Ростовская область). В 2007 году в военных округах планируется к сдаче еще несколько новых культурно-досуговых центров. Осуществляется и реконструкция клубных помещений с тем, чтобы они отвечали интересам удовлетворения культурных и досуговых потребностей военнослужащих-контрактников, а также членов их семей.
При оборудовании культурно-досуговых центров они оснащаются современными техническими средствами воспитания, интернет-кафе, игровыми средствами активного отдыха (бильярдом, боулингом), оздоровительными комплексами (саунами, тренажерными залами и др.). При этом данные учреждения культуры становятся вполне конкурентоспособными по сравнению с коммерческими досуговыми учреждениями и способны значительно повысить привлекательность военной службы, обеспечить полноценный отдых и проведение досуга военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и членами их семей.
В настоящее время прорабатываются вопросы организационно-правовой формы этих учреждений культуры, их штатной структуры, порядок организации финансово-экономической деятельности.

— Жилищный вопрос для огромного количества военнослужащих ВС РФ по-прежнему стоит остро, однако у не обеспеченных жилплощадью офицеров и прапорщиков хотя бы есть надежда на получение благоустроенных отдельных квартир. Что касается солдат и сержантов по контракту, то для них самих койка в общежитии или казарме гарантирована, а вот создание бытовых условий для их семей вышеупомянутой федеральной целевой программой в 2004 — 2007 годах почему-то не предусмотрено. Не приведет ли это вкупе с достаточно скромным размером денежного содержания к тому, что большинство подписавших первый трехлетний контракт, например в 2004 году, солдат и сержантов не пожелают продлить его в 2007-м?

— Вы совершенно правы: строительство жилья для семей солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, федеральной целевой программой не предусматривается. Обеспечение семей военнослужащих указанной категории жилыми помещениями осуществляется на общих основаниях, определенных федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Только за первое полугодие текущего года обеспечены жильем 2.116 семей солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, и на 1 июля 2006 года подлежали обеспечению жилыми помещениями более 16 тысяч военнослужащих указанной категории.
При отсутствии жилищного фонда семейным военнослужащим вы плачивается компенсация за поднаем жилых помещений. Средства на эти цели программой предусмотрены.
Что касается солдат и сержантов, заключивших первый контракт в 2004 году, то дополнительным стимулом для продолжения ими военной службы является возможность стать участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих.
На каждого участника НИС открывается именной накопительный счет, на который ежемесячно перечисляются средства; их размер устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете с учетом уровня инфляции.
Участник НИС уже через три года после его включения в систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа для приобретения жилья в любом населенном пункте Российской Федерации. При этом на период прохождения военнослужащим службы по контракту государство берет на себя обязательства по погашению полученного кредита, а средства, учтенные на именном накопительном счете на момент получения кредита, идут на погашение первоначального взноса.
Однако участие в НИС накладывает на военнослужащего определенные обязательства. При его досрочном увольнении с военной службы он обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа.

— Каковы в целом планы реализации ФЦП в следующем году?

— В 2007 году в рамках федеральной целевой программы на контрактный способ комплектования переводятся 19 соединений и воинских частей общей численностью более 40 тыс. человек.
В целях безусловного и полного выполнения мероприятий программы во всех этих соединениях и частях развернуты и активно реализуются мероприятия подготовительного этапа. Прежде всего они касаются обустройства инфраструктуры военных городков. Так, на 1 ноября 2006 г. уже подготовлено более 2,5 тыс. мест для размещения сержантов, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, завершение всех мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой, позволит нам к 1 января 2008 г. иметь около 45% военнослужащих-контрактников на должностях сержантов и солдат от их общего числа.
В заключение хочу сказать, что на этом перевод Вооруженных Сил РФ на контрактный способ комплектования не заканчивается. Дальнейшее увеличение численности контрактников, как этого потребовал Президент России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, будет осуществляться в ходе реализации новой федеральной целевой программы по комплектованию должностей сержантов (старшин), а также матросов плавсостава.

http://www.redstar.ru/2006/12/0812/301.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика