Русская линия
Красная звезда Владимир Мохов08.12.2006 

«15+15»: процесс пошел

Вчера состоялась передача символического ключа от первого 90-квартирного дома, построенного Росстроем в Калининграде для военнослужащих Балтийского флота. Одновременно там же руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик провел выездное совещание на строительных объектах Росстроя. В ходе него были подведены итоги работы по строительству жилья для военнослужащих в 2006 году в пяти самых «проблемных» регионах страны, одним из которых является Калининградская область (города Калининград и Балтийск). В рамках постановления Правительства РФ «О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» по линии Росстроя 15.332 семьи офицеров Вооруженных Сил России должны получить новые квартиры в течение двух лет. Функции государственного заказчика по строительству и приобретению жилых домов для военнослужащих исполняет Росстрой. В свою очередь он передал их федеральному государственному учреждению «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» (ФГУ «Объединенная дирекция»). Подведомственное Росстрою ФГУ имеет большой опыт реализации федеральных инвестиционных программ по обеспечению жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства. Сегодня это хорошо организованная структура, в которой собрались настоящие профессионалы. О ходе реализации поручения Президента России о строительстве жилья для военнослужащих мы попросили рассказать начальника ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Анатолия МИШАНОВА.

— Анатолий Викторович, недавно, докладывая главе государства о ходе реализации поручения Президента России о дополнительном строительстве жилья для военнослужащих в пяти самых «проблемных» регионах страны, заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов сказал, что курирует этот важнейший проект глава Росстроя Сергей Круглик. С ним и его подчиненными у военного ведомства налажено самое тесное взаимодействие. В чем оно заключается?

— Уже те мероприятия, которые реализуются в рамках выполнения поручения Президента России и постановления Правительства РФ о дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградской областях, определенным образом регламентируют наше взаимодействие с Министерством обороны. Мы организуем и осуществляем строительство, а также производим сдачу домов в эксплуатацию. Это функции Росстроя и «Объединенной дирекции» как организации, которой Росстрой передал функции государственного заказчика и заказчика-застройщика.
Но для того чтобы построить, как известно, нужна земля. При этом Президент России поручил строить жилье для военнослужащих преимущественно на землях Министерства обороны.
Однако прежде всего надо, чтобы военное ведомство передало нам эту землю. Земля остается в федеральной собственности, но выходит из оперативного управления Министерства обороны и переходит в постоянное пользование «Объединенной дирекции». Этот сложный процесс, можно сказать, уже находится в стадии завершения. В Калининграде, Санкт-Петербурге (город Пушкин) и Московской области земля нам полностью передана, и сейчас мы завершаем ее оформление. Поэтому на большинстве строительных площадок мы будем возводить жилье на федеральной земле, находящейся в ведении Росстроя и «Объединенной дирекции».
Но есть и исключения. Скажем, в Ленинградской области строительство идет и на муниципальной земле. Так же, как и в Москве. Здесь Министерство обороны безвозмездно передает Москве земельные участки. А в свою очередь Москва в опережающем порядке предоставляет Росстрою готовое жилье.
В тесной связке с Минобороны мы решаем не только вопросы земельных отношений. Ведь надо понимать, для кого мы строим. Количество жилья определено постановлением правительства. В Москве в 2006—2007 годах мы должны предоставить военнослужащим 7.624 квартиры, в Московской области — 2.731, в Санкт-Петербурге — 2.564, в Ленинградской области — 913, в Калининградской области — 1.500. Но заселяться в них будут не абстрактные квартиросъемщики, а конкретные офицеры со своими семьями. Состав семей может быть самым разным. Поэтому по каждому региону нужно определить квартирографию и по возможности максимально придерживаться ее в ходе строительства. Министерство обороны предоставляет нам списки тех военнослужащих, которые являются участниками программы в том или ином регионе. И нам становится ясно, сколько требуется «трешек», «двушек», «однушек». При проектировании домов мы стараемся это учитывать, пытаясь как можно полнее удовлетворить потребности Минобороны. То есть мы стараемся спроектировать и построить дома именно по той квартирографии, которая бы устроила очередников военного ведомства.
Далее. Когда дома построят, их будут передавать. В Министерстве обороны уже определены организации, которым мы будем передавать дома на баланс. В основном это квартирно-эксплуатационные части. В свою очередь Министерство обороны по доверенности Росимущества будет оформлять права федеральной собственности на эти объекты. На этом в сентябре 2007 года наше взаимодействие по реализации этой программы закончится. Минобороны по договорам социального найма будет вселять в эти квартиры военнослужащих, и только затем это жилье вместе с объектами жилищно-коммунального хозяйства будет передаваться муниципалитетам. Затем до 2010 года военнослужащие смогут приватизировать полученные квартиры.

— В ходе недавнего совещания в Росстрое с представителями подрядных организаций, ведущих строительство жилья по программе, прозвучало немало проблем, мешающих плановому ходу строительных работ. Какие из них удалось решить?

— Проблем действительно много, но все они решаемы. Пожаловаться, в общем-то, не на кого. Администрации субъектов Федерации идут навстречу во всех вопросах и делают все, что от них зависит. Федеральные структуры — регистрационные палаты, государственная и экологическая экспертизы, ГО и ЧС также создают режим наибольшего благоприятствования в оформлении документов, понимая, задачу какой важности нам приходится решать. Поэтому затяжек в работе нет. Хотя срок, в который надо уложиться, довольно короткий. И все проблемы приходится решать практически одновременно. Но они, повторяю, решаются.
Строить мы должны на освобожденных площадках Министерства обороны. Но поскольку сроки установлены сжатые, часть работ генподрядчики сделали сами. Хотя они не входят в перечень работ, которые мы должны были проводить. В том же Калининграде и в городе Пушкине строительные площадки уже освобождены от посторонних объектов, коммуникаций. Там, где надо, перенесены линии электропередачи, теплотрассы. Перечень дополнительных работ направлен в Министерство обороны для принятия решения по их оплате соответствующим организациям.
Теперь строить ничто не мешает. И этот внушительный объем строительных работ надо выполнить за сравнительно короткое время. Все предпосылки для этого есть. На недавнем селекторном совещании руководители всех генподрядных организаций доложили, что практически все экспертные заключения вскоре будут получены. А это значит, что мы можем осуществлять оплату выполненных работ без всяких задержек.
Уже отработана и согласована на всех уровнях программа действий по вводу в строй всех жилых домов. После проведения нескольких рабочих совещаний программа утверждена главой Росстроя Сергеем Ивановичем Кругликом. Мы ее официально представили всем заинтересованным сторонам. Для генподрядчиков этот документ является законом. В нем определены сроки, в которые надо уложиться. И отступать от него нельзя ни на шаг.
В ноябре по этой программе в Калининграде сдан первый построенный Росстроем дом для офицеров Минобороны (как раз от него вчера был передан символический ключ. — В.М.). До этого мы уже сдали два дома (один в Калининграде и один в подмосковной Коломне), но там Росстрой и «Объединенная дирекция» лишь принимали долевое участие в возведении жилья.

— Как идет реализация программы в Москве? Первые 500 квартир были переданы военнослужащим в начале сентября с большой помпой, но что дальше? До конца года — всего ничего. Успеют ли столичные власти передать еще почти 3,5 тысячи квартир военному ведомству?

— Недавно из правительства Москвы нам поступил официальный график передачи квартир в столичном районе Кожухово. Надеюсь, он будет строго выполняться.

— Анатолий Викторович, ФГУ «Объединенная дирекция» осуществляет текущее управление реализацией программы государственных жилищных сертификатов для военнослужащих. Как известно, после недавнего вмешательства президента страны ГЖС существенно потяжелел в финансовом плане. И хотя рост цен на жилье все это время не останавливался, как меняется динамика реализации сертификатов, какие тенденции здесь прослеживаются?

— Положенный срок действия сертификата — 9 месяцев. До текущего года пик реализации ГЖС приходился на четвертый-пятый месяц. В этом году уже на второй месяц реализуется почти половина выданных сертификатов. На сегодняшний день численность людей, реализовавших свой жилищный сертификат, составляет около 97 процентов. То есть из ста человек только трое не находят в срок действия сертификата возможности приобрести жилье. Считаю, что это хороший показатель, говорящий о том, что жилье на рынке по данной стоимости есть.
Разница между стоимостью ГЖС и реальной рыночной ценой приобретаемого жилья все активнее компенсируется с помощью ипотечных кредитов. Военнослужащие тоже прибегают к этому способу решения жилищной проблемы, находя в нем немало преимуществ. Люди хотят приобрести квартиру в доме с улучшенной планировкой либо в центре города и потому предпочитают поднапрячься, но выбрать лучшее. Не случайно для многих коммерческих банков офицеры (а вместе с ними и северяне, и «чернобыльцы», и другие категории граждан, на которых рассчитаны соответствующие программы) стали весьма перспективными клиентами. Это уже не просто люди, на счета которых перечисляются «сертификатные» деньги, но и те, кто может открыть здесь кредитную карточку, получить ипотечный кредит и т. д. Такого клиента банки могут привлечь к себе на долгие годы. К тому же это клиенты, не сулящие никаких проблем. Люди они, как правило, законопослушные, трудолюбивые. После увольнения в запас многие уходят в бизнес. Значит, за возвращение кредита и выплату процентов по нему можно не беспокоиться. Потому банки предлагают и более разнообразные пакеты услуг по кредитованию, которые бы расширяли возможности владельца ГЖС.
Разумеется, большую роль во всем этом играют увеличение стоимости сертификатов, расширение возможностей по их оплате. Самое же главное — ускорять реализацию ГЖС заставляет безудержный рост цен на жилье. Когда стоимость сертификата остается фиксированной, а квартиры дорожают на 2−3 процента в месяц, волей-неволей начнешь суетиться…

— Недавно президент страны жестко заявил о том, что мы не можем позволить дискредитировать накопительную ипотечную систему приобретения жилья молодыми военнослужащими. В то же время министр финансов Алексей Кудрин сказал, что нельзя проиндексировать только военную ипотеку, проигнорировав остальные жилищные программы. А это, по его словам, повлечет значительный рост государственных обязательств. Возможен ли здесь, по-вашему, какой-то компромисс?

— На рынке необходимы сбалансированные спрос и предложение жилья. Программы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, северян, молодых семей и т. д., — все это увеличивает спрос на жилье. Постоянно растет количество людей, которые готовы приобрести комфортабельные квартиры. Но этот спрос надо сбалансировать и соответствующим предложением. То есть должны существовать программы, которые бы позволяли субъектам Федерации наращивать жилищное строительство. В подпрограммах федеральной целевой программы «Жилище» на 2002−2010 годы прописаны такие меры, которые направлены на формирование спроса и предложения на рынке жилья. Скажем, подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» обеспечивает привлечение инвестиций на строительство инженерных сетей. Но чтобы обеспечить строительство жилья на большом земельном участке прежде всего нужны электроэнергия, вода, канализация, теплотрассы. Дома можно возводить постепенно, выделяя на это соответствующие средства. А инженерные сети нужно строить сразу на весь микрорайон. Это очень большие финансовые вложения. Поэтому банки неохотно идут на кредитование таких объектов. Соответствующая государственная программа нацелена на то, чтобы помочь муниципалитетам оснастить отводимые под жилищное строительство земельные участки инженерной инфраструктурой. Чтобы застройщики приходили уже на готовые в инженерном отношении площадки.
Надо понимать, что так называемая точечная застройка не спасет. Деньги надо вкладывать именно в развитие инженерных коммуникаций. Это в свою очередь приведет к увеличению предложения на рынке готового жилья. Когда больше квартир появится в продаже в новых микрорайонах, когда начнет прогрессировать малоэтажное строительство, тогда не придется каждый год индексировать и военную ипотеку, и другие жилищные программы. Тогда увеличится количество граждан, улучшивших свои жилищные условия. В противном случае рост цен будет продолжаться. Если не наращивать жилищное строительство, а просто автоматически увеличивать финансирование программы ГЖС или индексировать военную ипотеку, то ни к чему хорошему это не приведет, кроме как к увеличению цен. А вот когда появится сбалансированный механизм спроса и предложения, тогда можно будет найти оптимальный выход из положения. Это комплексная задача.

http://www.redstar.ru/2006/12/0812/101.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика