Русская линия
Красная звезда Василий Фатигаров,
Андрей Пилипчук
07.12.2006 

Сильна сержантами бригада

Часть встретила стерильной чистотой: выкрашенные бордюры, выстроенные в линию плакаты, стриженная под «ежик» травка на газонах. Словом, на территории царил безупречный порядок — строго уставный, до последней запятой. Показалось даже, что уважительное отношение к уставу здесь граничит с бездумной исполнительностью. Однако дальнейшее знакомство с отдельной железнодорожной бригадой кадра отогнало прочь иронию. Оказалось, что муромские военные железнодорожники просто любят свою работу и добросовестно служат Отечеству.

Создавая домашний уют


Военный городок бригады компактно разместился на окраине старинного русского города Мурома. Помимо стандартного для воинских частей набора служебного фонда — штаба, строевого плаца, казарменных помещений, столовой и прочего — есть в соединении солидный парк военной техники.
Главная гордость муромских железнодорожников — понтоны. Вернее, НЖМ-56, как по-военному лаконично называют их местные профессионалы. Это наплавные железнодорожные мосты, которые стоят на вооружении в бригаде. Все они размещены в специальных хранилищах, и внешний вид не вызывает сомнения, что уход за ними ведется постоянно.
— Наплавные мосты, сами понимаете, у нас старые — 1956 года выпуска, — прокомментировал увиденное в парке начальник штаба подполковник Андрей Зуев. — Но все в рабочем состоянии. Случись война, бригада должна в считанные дни отмобилизоваться, затем приступить к техническому прикрытию объектов и восстановлению переправ через реки Владимирской области для железнодорожного транспорта и частично автомобильного.
Как отметил начштаба бригады, лучшим среди подразделений соединения на сегодняшний день является батальон кадра, где командиром майор Олег Петухов. По оценке командования, это очень грамотный и перспективный офицер, под руководством которого и люди, и техника в полном порядке.
Военная техника в бригаде отлично охраняется. Причем не только караулом. Не менее грозные сторожа — овчарки размером с хорошего теленка. Местные старожилы говорят, что раньше случаи хищений хоть и редко, но все-таки были. Но с тех пор, как в техзоне появились московские сторожевые, злоумышленники позабыли туда дорогу.
Другая гордость муромских железнодорожников — столовая соединения. Конечно, сегодня в войсках кого-то вряд ли можно удивить картинами на стенах или цветами на подоконниках обеденного зала. А вот столиками на четверых солдат, застеленными скатертями, похвастать может далеко не каждая воинская часть. Не говоря уже о красивых шторах, создающих домашний уют, и вазочках с цветами на столах.
В обеденный зал для офицеров — «банкетку» — вообще можно водить экскурсии. Одни только резные стулья и столы ручной работы чего стоят. Выточенная из дерева умелой рукой мебель вполне может конкурировать с интерьером царских дворцов. И, надо отметить, всю эту роскошь военные железнодорожники сделали сами, без помощи маститых умельцев.
Кстати, в наряд по столовой здесь солдат не ставят. Обслуживанием занимается гражданский персонал. Бойцы же вместо пресловутой чистки картошки осваивают программу боевой подготовки.
Уютно выглядят в бригаде и солдатские казармы. Они кубрикового типа, где каждое отделение занимает свое помещение. Там тоже есть шторы и цветы. Но любимое место для бойцов — комната психологической разгрузки. Она украшена резным деревом и декоративными камнями. Мягкая мебель, музыкальные инструменты, настольные игры, книги, газеты и журналы располагают к отдыху. Ну, а для души — живой уголок: аквариум, кошка и семейство морских свинок.

Впереди реформы всей


Как выяснилось, в соединении нет кадровых проблем. Бригада на сто процентов укомплектована военнослужащими. Причем и по призыву, и по контракту.
Многие бойцы, отслужив срочную, изъявляют желание продолжить службу в родной части. Ведь по сравнению с зарплатами на предприятиях в российской глубинке контрактники здесь получают приличное денежное довольствие. Да и служба в армии в последнее время становится престижной.
Но хотелось бы подчеркнуть, что не со всеми подряд в бригаде заключается контракт. Приоритетом пользуются подготовленные специалисты и сержанты. Причем все кандидаты проходят тщательный отбор, начиная с медкомиссии и заканчивая проверкой знания статей устава.
Любопытно, что в Вооруженных Силах России только начался эксперимент комплектования сержантских должностей военнослужащими по контракту, а в Муромской железнодорожной бригаде такая практика существует давно. Все заместители командиров взводов и командиры отделений здесь контрактники.
Идти впереди реформы всей командование соединения заставила жизненная необходимость. Аргумент в пользу профессионализации сержантского состава железный: следить за порядком в казармах и обучать бойцов должны наиболее подготовленные военнослужащие, уже прошедшие службу по призыву.
Сержанты-контрактники, не имеющие семьи, живут в казарме. Соответственно им приходится днем и ночью находиться рядом со своим личным составом. Женатым делается поблажка — они по очереди дежурят в ночное время в спальных помещениях солдат-срочников. Помимо этого, все сержанты назначаются дежурными по роте, несут службу на КПП и в парке.
Надо отметить, что авторитет у сержантов-контрактников среди военнослужащих по призыву непререкаемый. Они старше по возрасту, опытнее, поэтому пользуются уважением.
Старшина Николай Карзанов — один из лучших сержантов бригады. Во многом именно благодаря его мастерству техника в части поддерживается в боеготовом состоянии. Кстати, воинское звание старшина Карзанову присвоили не так давно, в августе. Как раз накануне Дня Железнодорожных войск. Причем звание ему присвоили не в обычном порядке, а на ступень выше занимаемой должности. Так сказать, за особые заслуги.
Представляет интерес и отношение офицеров бригады к младшим командирам. В соединении так заведено, что все сержанты-контрактники выполняют только свои, прописанные в уставе обязанности. Все, что находится за их рамками, никто из командиров потребовать не вправе. Так, наверное, и должно быть в армии.
Единственное подразделение бригады, где нет контрактников-сержантов, — взвод охраны. Там по штату вообще не предусмотрены военнослужащие по контракту. Кроме, пожалуй, вожатых караульных собак. Это подразделение несет службу в карауле — три отделения срочников меняют друг друга через двое суток на третьи.

Боевые будни


За 32 года существования бригады работать в экстремальных ситуациях муромским военным железнодорожникам приходилось нечасто. Когда же это случалось, то они всегда проявляли не только профессиональное мастерство, но и мужество. К примеру, за участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе девять офицеров соединения награждены медалями, а командир бригады полковник Иванчук — именным оружием — пистолетом Макарова.
— В группировку Железнодорожных войск в Чечне наши офицеры направлялись для выполнения боевых задач, — рассказал подполковник Андрей Зуев. — Недавно оттуда вернулся начальник связи бригады капитан Вячеслав Савченко. Теперь он и другие ветераны делятся своим боевым опытом на занятиях по боевой подготовке с другими военнослужащими части.
Как отметил командующий Железнодорожными войсками РФ генерал-полковник Григорий Когатько, с начала контртеррористической операции силами войск проведено сплошное разминирование свыше семнадцати тысяч километров стальных магистралей и обезврежено более двух тысяч взрывоопасных предметов. В решение этих задач внесли посильный вклад и военнослужащие бригады.
…Честно сказать, все увиденное здесь несколько смутило. Слишком уж нереально безукоризненной выглядела воинская часть. Но командир отдельной железнодорожной бригады полковник Владимир Иванчук развеял сомнения. На вопрос, есть ли в соединении проблемы, которые решить своими силами бригада не может, он, на секунду задумавшись, твердо ответил: «Нет». Такая уверенность командира не лишена оснований. По итогам прошлого учебного года соединение заняло второе место в корпусе, а сегодня борется за первое.

http://www.redstar.ru/2006/12/0712/203.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика