Русская линия
Красная звезда Юрий Белоусов,
Виктор Богдан
06.12.2006 

«Победа» конструктора Ефимова

Этот человек до сих пор не известен широкой общественности. «Оборонка» умеет хранить не только секреты своей продукции, но и имена ее создателей. Из пятидесяти лет трудового стажа сорок пять Георгий Сергеевич Ефимов посвятил укреплению военного могущества страны. Будучи с 1953 по 1978 год главным конструктором ОКБ-3, он на много лет вперед определил судьбу конструкторского коллектива и завода «Уралтрансмаш», их расцвет и мировую известность.

Проходные юности


Родился Георгий Ефимов 25 июля 1910 года в Царицыне. В девять лет мальчик остался сиротой и попал в профтехучилище, с местом в общежитии и стипендией в 6 рублей. Через четыре года он получил специальность механика. Но работать по профилю не довелось. По распределению Г. Ефимов был направлен чертежником в технический отдел завода «Баррикады», откуда в 1929 году — на Сталинградский тракторный завод.
Работа в танковом конструкторском бюро захватывала, но требовала более глубоких технических знаний. В 1931 году Ефимов поступил на вечернее отделение тракторостроительного института. Учеба давалась довольно легко, особенно по техническим дисциплинам. Сказывались природная сметка и опыт работы в танковом КБ.
Защитив диплом на «отлично», молодой специалист получил звание инженера-механика-технолога. Спустя четыре года в составе заводской бригады он был командирован в Харьков для приема конструкторской документации танка Т-34. Однако к 19 октября 1941 года в Харькове производство тридцатьчетверок было свернуто — 183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил.

На базе Танкограда


После эвакуации на Урал Георгий Сергеевич продолжил работу в особом конструкторском бюро опытного завода N 100. Предприятие входило в состав индустриального гиганта — Челябинского Кировского завода (Танкограда), выпускавшего тяжелые танки и САУ. Этот период работы отмечен в автобиографии Г. Ефимова парой строк: «Принимал непосредственное участие в разработках и создании всех опытных и серийных тяжелых танков и САУ семейства ИС».
Эта работа дала колоссальный опыт и новые знания. Поэтому, когда в 1944 году в ОКБ приступили к разработке танка ИС-3, проблемы с назначением ведущего инженера не было — им стал Г. С. Ефимов.
ИС-3 должен был принять участие в финале войны и имя получил соответствующее — «Победа». При его создании максимально учли боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Тогда обратили особое внимание на массовое поражение лобовых элементов корпусов и башен. Поэтому «встречное сопротивление» боевой машины сконструировали заново: придали максимально обтекаемые формы и резко дифференцировали броневую защиту по толщине.
В ряде источников упоминается об участии ИС-3 в заключительных боях Великой Отечественной. На самом деле танкам ИС-3 не довелось принять участие в боевых действиях, но достоверно известно, что 7 сентября 1945 года в честь победы над Японией полк тяжелых ИС-3 участвовал в берлинском параде частей Красной Армии. Танки произвели сильнейшее впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
За вклад в разработку и производство тяжелых танков и САУ Георгий Сергеевич был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом «Знак Почета».

Непростое начало


К исполнению обязанностей главного конструктора ОКБ-3 на Уралмаше Георгий Сергеевич приступил в апреле 1953 года.
Костяк ОКБ-3 состоял из уралмашевцев, а также сталинградцев и кировцев, обосновавшихся на Урале после войны. Кадровый и руководящий состав представлял команду опытных специалистов, на счету которых уже числились такие разработки, как самоходные пушки СУ-100П и СУ-152П, самоходная гаубица СУ-152Г. Орудия были созданы на оригинальном «нетанковом» шасси с передним расположением МТО. В этом шасси, разработанном после войны под руководством Льва Горлицкого, все базовые узлы — трансмиссия, ходовая часть, моторные системы — были собственной конструкции.
Подобная «нетанковость» частью военных, да и не только ими, была, мягко говоря, непонята. И только когда под напором Георгия Ефимова на шасси стали устанавливать ствольные и ракетные комплексы ПВО, задействовать их под инженерные машины противотанкового минирования, другие изделия, разработки которых интенсивно велись в 1950-х годах, когда ракетчики заявили, что предложенное шасси — лучшее из всего, что было ранее, отношение к нововведению стало меняться.
Но это было потом. А до того ни одна из артсистем в серию не шла, хотя изделия не только выдержали госиспытания, но и были рекомендованы для принятия на вооружение. В числе основных причин, не позволявших «запустить конвейер», стало отсутствие… приемлемых производственных площадей. Ефимов считал, что для ввода конструкторских работ в серийное производство надо иметь свой завод. Он был убежден в необходимости реорганизации ОКБ-3.

Реорганизация


Реорганизация ОКБ-3 началась с создания подразделения перспективного проектирования. Необходимо было в одном месте сосредоточить решение общих вопросов, разбросанных по многим подразделениям. В этой связи было сформировано «Бюро перспективного проектирования» с главенствующей задачей — компоновкой машин. Но следом круг задач существенно расширился. В бюро передали все, что было связано с формированием облика изделия, рациональным размещением систем, агрегатов, вооружения и управления, посадки членов экипажа и обеспечения им удобств боевой работы. Последнее — особенно важно. Опыт войны свидетельствовал: и от этого зависит успех боя.
В бюро подбирались не просто хорошие конструкторы. Помимо высокого профессионального уровня от них требовалось развитое объемно-пространственное воображение, способность вырабатывать неординарные идеи, способность извлекать рациональное зерно из того, что на первый взгляд кажется абсурдным, и, конечно, обладание даром аргументированного отстаивания предлагаемых решений.
В состав бюро направлялись молодые специалисты — выпускники вузов Челябинска, Ленинграда, Харькова, Москвы. Начальником назначили Ю.М. Никитина.
Наряду с созданием нового КБ Ефимов укреплял и другие подразделения. Особое внимание было обращено на бюро испытаний. Георгий Сергеевич прекрасно знал, сколь важен этап испытаний в создании нового изделия. Процесс долгий, затратный, требующий повторения проверок при выявлении дефектов. Чтобы его ускорить, в бюро ходовых испытаний ввели группу стационарных испытаний и лабораторных исследований. В последствии их выделили в самостоятельное бюро.
В производственный процесс стали активно внедряться приборные методы исследований до выхода изделия на полигон. Впервые были замерены реальные нагрузки на узлы и детали ходовой части. Возросла достоверность результатов, сократилось время ходовых испытаний, экономились ресурсы, но главное — повысилось качество и надежность изделий.
На оперативных совещаниях Ефимов настоятельно рекомендовал начальникам КБ и конструкторам работать с новыми материалами, в частности легкими сплавами. Теперь в топливной системе, в ходовой части, в снарядных и гильзовых боеукладках их удельный вес достигал 50−80 процентов.
За счет применения высокопрочных неметаллических материалов были решены проблемы температурной и шумопоглощающей защиты в носителях зенитно-ракетного комплекса «Круг». Позже неметаллические материалы прочно «прописались» во всех артиллерийских и специзделиях.
Когда в шестидесятых годах начались работы по второму послевоенному поколению самоходной артиллерии, в ОКБ-3 столкнулись с проблемой создания боеукладок с высоким уровнем механизации и автоматизации процессов заряжания. Такие укладки должны были обеспечивать не только хранение, транспортировку и расход боекомплекта из «забронированного» объема, но и стрельбу подвозимым боекомплектом «с грунта», минуя его загрузку в укладки. Вопрос стоял ребром: будут укладки, будут машины.
Работу начали с нуля — ни в Советском Союзе, ни за рубежом аналогов не было. Чего скрывать: «в верхах» мало кто верил в то, что подобные боеукладки можно создать в короткие сроки. «В ОКБ-3 взялись за разработку механизмов, на создание и отработку которых нужны годы. Чудес не бывает», — считало большинство. Но заводчане и с этой работой справились! Чудо для самоходной гаубицы 2С3 «Акация» сотворили Ю.П. Сарапульцев и Б.И. Озорин, для самоходного миномета 2С4 «Тюльпан» — С.Н. Морев, Ю.М. Никитин, Л.А. Ваганов, Е.В. Киселев, А.С. Чусовитин.
В тот же период Ефимов создал новую конструкторскую «ветвь» — бюро «Специальное оборудование». Его специализация по укладкам позволила разработать боеукладки для самоходной гаубицы третьего поколения 2С19 «Мста-С», обеспечив ей невиданный до того темп стрельбы. Ничего подобного за рубежом не было. К сожалению, чрезмерная открытость как в период обвальной конверсии 1990-х годов, так и в ходе демонстраций на международных выставках, привела к откровенному копированию зарубежными коллегами целого ряда ноу-хау уральцев.
Ефимов часто повторял: «ОКБ-3 должно быть единой командой, коллективом единомышленников. Только тогда мы добьемся успехов и признания». Поэтому он уделял особое внимание созданию такой системы управления и организации проектных работ, когда по всему циклу работа идет без принуждения, без частого административного вмешательства, когда низовые звенья могут принимать самостоятельные решения, не ухудшающие ритма и конечного результата. Ефимов не терпел недисциплинированных людей и либо перевоспитывал их, либо от них избавлялся, что способствовало формированию крепкого коллектива единомышленников. Так, на должность первого заместителя Ефимов назначил Ю.В. Томашова, ставшего впоследствии генеральным конструктором. Заместителем по общим вопросам был утвержден высококлассный конструктор Е.А. Карлинский. На должность заместителя по производству был приглашен Н.Н. Мальков.
Георгий Ефимов не боялся окружать себя умными помощниками, не держал таланты на вторых ролях. Наоборот, делал все для их выдвижения.

Есть завод!


В 1962 году осуществилось то, за что Г. С. Ефимов так долго и упорно боролся. Средне-Уральский совнархоз принял постановление о выделении из состава Уралмаша ОКБ-3 вместе с опытным цехом и о слиянии их с заводом «Металлист», ныне ФГУП «Уралтрансмаш».
Слияние положительно повлияло на обе стороны. Завод из предприятия по производству запчастей для танков превратился в полноценное предприятие по выпуску сложной военной техники. Конструкторы получили широкие возможности для воплощения в производство своих разработок. В итоге на базе ОКБ-3 одномоментно воплощались в жизнь три проекта по созданию нового поколения самоходной артиллерии.
Однако в динамике бурного развития был свой минус. Запуск в серию очередных изделий в дополнение к трем уже выпускавшимся грозил не только превратить ОКБ-3 в заурядное бюро по обслуживанию серийного производства, но и к утрате возможности перспективных работ. Не допустить этого, вот что стало для Главного задачей номер один. И Ефимов находит выход — пробивает в Москве решение о разделении ОКБ-3 на два отдела: серийный и опытный. При этом он, как главный конструктор, оставался во главе обоих направлений, тем самым беря на себя всю полноту ответственности и за серию, и за перспективные работы.

Высшая оценка


Творческий потенциал Георгия Ефимова, созданная им атмосфера сплоченности и настроя трудового коллектива обеспечили ОКБ-3 невероятную «плодовитость» — каждые 2−3 года в конструкторском бюро создавалось новое изделие. Такого результата не имело ни одно КБ в СССР. За 25 лет под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, из них 13 приняты на вооружение, еще 11 производились серийно. Многие до сих пор представляют боевую составляющую российских Вооруженных Сил.
Г. С. Ефимов дважды становился лауреатом Ленинской (1967 г.) и Государственной (1974 г.) премий, награждался орденами и медалями СССР. При нем были начаты работы по третьему поколению самоходной артиллерии. Результатом стала разработка самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» под руководством продолжателя его дела Ю.В. Томашова, возглавившего ОКБ-3 после смерти Г. С. Ефимова. За ее создание Юрий Васильевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На международной выставке вооружений в 1993 году в Абу-Даби «Мста-С» произвела настоящий фурор — по темпу огня, мощности и точности поражений целей обычными и управляемыми снарядами ей не было равных.
Созданные под руководством Г. С.Ефимова в ОКБ-3 коллективом военных конструкторов системы вооружений прошли боевое крещение в Афганистане, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Африке, в Юго-Восточной Азии. Эффективные в боевом отношении, надежные и простые в эксплуатации, обслуживании и ремонте, они снискали признание и доброе слово солдата. А это и есть высшая оценка главному конструктору и выпестованному им коллективу ОКБ-3.

http://www.redstar.ru/2006/12/0612/502.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика