Красная звезда | Анатолий Антипов | 30.11.2006 |
— Сергей Александрович, чем была вызвана необходимость создания Федеральной службы по оборонному заказу? Какие основные направления вашей деятельности?
— Наша служба ведет свою историю с 11 марта 2003 г., когда Указом Президента Российской Федерации N 311 был образован Государственный комитет по оборонному заказу при Минобороны России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314 9 марта 2004 года проходит преобразование Госкомитета в Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ).
Руководство деятельностью Рособоронзаказа осуществляет Президент Российской Федерации, а сама служба находится в ведении Министерства обороны России. Задача перед нашим федеральным органом исполнительной власти сформулирована предельно четко — контроль и надзор за эффективным использованием всеми — подчеркну это слово — госструктурами бюджетных средств, выделяемых на гособоронзаказ.
Вопрос жесткого контроля и надзора в этой сфере встал не случайно. Вхождение страны в рыночную экономику после развала Союза, острейший системный и экономический кризис 90-х годов крайне негативно сказались на всем, что было связано с гособоронзаказом (ГОЗ). «Секвестирование» и без того скудного объема ГОЗ, различного рода спекуляции при распределении бюджетных средств по линии госзаказа, дублирование и разработка морально устаревших образцов вооружения и военной техники (ВВТ), размещение заказов на нерентабельных предприятиях (что вело к значительному удорожанию продукции военного назначения), неразбериха с ценообразованием и т. д. — все это наносило серьезный ущерб поддержанию обороноспособности страны. Именно наведение порядка в области эффективного расходования средств оборонного бюджета, повышение качества военной и специальной техники, тылового обеспечения и капитального строительства — основная задача нашей службы.
Говоря об итогах нашей работы за 9 месяцев этого года, хотелось бы привести некоторые цифры. Нами проведено около 300 контрольных мероприятий во всех федеральных округах страны, при этом проверки размещения и исполнения заданий ГОЗ были проведены по номенклатуре 13 государственных заказчиков. Проконтролировано исполнение более 1.000 государственных контрактов на сумму свыше 170 млрд. рублей, что составляет 30 процентов объема ГОЗ-2006. Проверено порядка 750 предприятий ОПК. Выявлено около 2.000 нарушений, при этом устранено свыше 700 обнаруженных ранее недостатков.
Так подробно о проделанной работе говорю еще вот почему. Буду откровенен, первое время к нашей службе было снисходительно-негативное отношение: мол, появился «еще один контролер», который призван смотреть за тем, как другие занимаются делом. Своим трудом мы опровергли эти домыслы. Сегодня и заказчики, и руководители предприятий крайне заинтересованы, чтобы Рособоронзаказ работал эффективно. Каждый день ко мне приезжают по 3−4 руководителя со своими проблемами, и мы оказываем помощь в их решении. Буквально перед визитом в редакцию я встречался с новым руководителем Тульского КБ приборостроения. Востребованность службы год за годом возрастает.
Впрочем, наша работа не носит только контрольно-надзорные функции. Рособоронзаказ выступает инициатором и принимает активное участие в проведении мероприятий, получающих большой общероссийский резонанс. Достаточно вспомнить конференцию в Ростове-на-Дону, на которой более 600 руководителей предприятий ОПК и представителей заинтересованных министерств и ведомств обсудили крайне актуальную проблему качества вооружения и военной техники, поставляемой по гособоронзаказу и на экспорт. Главное — на конференции были выработаны реальные шаги по улучшению качества оборонной продукции. Рособоронзаказ также выступил инициатором «Всероссийского совещания органов исполнительной власти, легкой и текстильной промышленности», на котором обсуждались вопросы совершенствования организации закупки, производства, поставки тканей и одежды в рамках государственного оборонного заказа, а также межведомственной конференции «Технические регламенты и стандарты в сфере государственного оборонного заказа. Каталогизация оборонной продукции. Состояние, проблемы, возможные пути их решения», на которой поднимались вопросы технических регламентов, стандартизации и каталогизации, создания экономической заинтересованности организаций ОПК в производстве оборонной продукции высокого качества, конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках.
Рассматривается возможность проведения в будущем году очередной большой конференции по организации финансирования ГОЗ и финансово-экономическому состоянию предприятий ОПК. В первую очередь там речь пойдет об организациях «оборонки», имеющих признаки банкротства и находящихся в состоянии банкротства. На ней мы обсудим не менее острую тему — предупреждение рейдерских операций в ОПК.
— Выше вы отметили, что Рособоронзаказ находится в ведении Министерства обороны России. Как складываются ваши взаимоотношения с военным ведомством? Не ущемляются ли при этом права других госзаказчиков?
— Согласно положению о Федеральной службе по оборонному заказу мы организуем свою деятельность в соответствии с утверждаемым министром обороны Российской Федерации ежегодным планом и показателями на соответствующий год. Министру обороны Российской Федерации ежеквартально подготавливаются доклады о результатах контрольно-надзорной деятельности за размещением и выполнением заданий государственного оборонного заказа. Во всем остальном, как федеральный орган исполнительной власти, Рособоронзаказ достаточно самостоятелен.
Наша служба продуктивно работает со всеми госзаказчиками. У нас заключены соглашения не только со всеми силовыми ведомствами, но и с руководителями регионов, федеральными органами исполнительной власти на местах и т. д. Другими словами, выстроена четкая структура взаимоотношений, позволяющая наладить эффективную работу.
Очень тесно мы работаем с Военно-промышленной комиссией. Роcоборонзаказ становится своеобразным рабочим органом ВПК, обеспечивая ее необходимой информацией, мы участвуем в подготовке решений комиссии. Я присутствую на каждом ее заседании.
— Бытует мнение, что выявлять недостатки в процессе контроля и надзора гораздо проще, чем их устранять. Насколько это относится к деятельности вашей службы?
— Я не согласен с подобной постановкой вопроса. Проводимые нами проверки имеют серьезную специфику. Как правило, мы проверяем очень сложные и наукоемкие, а значит, дорогостоящие объекты и системы. Взять, например, ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь-М», в состав которого входят многочисленные средства наземного обеспечения, стартовый комплекс, само изделие и т. д. Я уж не говорю о стратегических ядерных подводных ракетоносцах.
Помимо этого, у каждого головного исполнителя оборонного заказа есть целая кооперация смежников — предприятий-соисполнителей 2-го и 3-го уровней. Они различаются не только степенью подготовки производства и персонала, но и методиками калькуляции цены на изготавливаемую продукцию. Контроль вопросов ценообразования, обоснованность включения прямых и косвенных затрат в формирование цены продукции предприятий-соисполнителей ГОЗ — самые сложные и до сих пор не полностью решены.
Только проверками дело не заканчиваем. Выше я называл цифру устраненных ранее недостатков — более 700 только за 9 месяцев этого года. За счет чего это делается? Мы направляем предписания в адрес руководителей предприятий, которые обязаны прореагировать на них — устранить недочеты и доложить о них. Так оно и делается. Если мы повторно проверяем и выясняется, что нас, образно говоря, водили за нос, приходится включать административные рычаги, которые нам дал Федеральный закон 94-ФЗ. Например, выходим с предложением по замене председателя или члена конкурсной комиссии, а также имеем право наложить штраф до 200 МРОТ. Представления, а они исчисляются сотнями, направляются в адрес федеральных органов, в чьем ведении находятся такие организации.
С началом работы Военно-промышленной комиссии стало больше возможностей добиваться выполнения наших решений, устранения выявленных нарушений. Поэтому рычаги влияния у нас есть, и мы стараемся их эффективно использовать.
— Не могли бы вы остановиться на конкретных примерах?
— Пожалуйста, вот только два из них. В ходе проверки НИОКР, отнесенной к Межведомственной целевой программе, было выявлено, что сроки ее выполнения продлены более чем в три раза — с 4 до 15 лет, а объемы финансирования увеличены более чем в 10 раз. Более того, создание отечественных микропроцессоров специального назначения по этой программе предусматривает разработку отечественной документации с изготовлением микропроцессоров за рубежом, а также создание отечественных производств микропроцессоров на иностранном оборудовании. Стоит ли говорить, что это наносит ущерб технологической независимости России. Результаты контроля были доложены министру обороны и учтены при формировании Государственной программы вооружения на 2007−2015 гг.
А вот другой пример. В октябре специалисты Рособоронзаказа проверили реализацию мероприятий ФЦП по созданию системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в г. Новороссийске в части капитального строительства. Генподрядчик уже приступил к возведению причалов. Вместе с тем круглогодичное базирование кораблей «у стенки» будет возможно лишь при наличии мола, ограждающего часть Цемесской бухты от ударного воздействия волн. Его длина составит около двух километров. Период строительства — до 7 лет. Значит, все это время не будет решен принципиально важный вопрос безопасного базирования корабельного состава флота, который в непогоду должен выходить в открытое море. Мы предложили аккумулировать средства на возведение мола таким образом, чтобы ввести его в действие в течение 2−3 лет, это не потребует дополнительных средств на реализацию мероприятий ФЦП, а лишь приведет к их перераспределению во временном промежутке.
— Конференция в Ростове-на-Дону и ряд других публичных мероприятий, проведенных вашей службой, о которых вы упомянули, — знаковые мероприятия. Каким образом решаются вопросы повышения качества ВВТ?
— Основной контроль за качеством продукции военного назначения (ПВН) осуществляли военные представительства. К сожалению, по ряду объективных и субъективных обстоятельств их роль в последнее время упала. Они оказались в неком вакууме. Частично за счет ослабления внимания к ним со стороны заказывающих органов. Теперь эти представительства выведены в единую централизованную структуру — управление. Хотя, на мой взгляд, это промежуточный шаг. Надо создавать серьезную государственную службу контроля качества оборонной продукции, которая бы ни от кого не зависела, в том числе от заказчиков.
Одна из причин низкого качества ПВН — в дефиците нормативных документов, в том числе стандартов на местах. В прошлом году Рособоронзаказ развернул работу по аккредитации предприятий на базе нашего Всероссийского НИИ стандартизации оборонной продукции и технологий (Рособоронстандарт). В результате значительно увеличилось число организаций ОПК, внедривших систему управления качеством оборонной продукции. В ее основе лежит стандарт РВ 15.002−2003 (гармонизированный с международными стандартами серии ISO 9000), что подтверждено соответствующими сертификатами. Одна из задач службы — добиться того, чтобы к 2008 г. все предприятия «оборонки» имели эффективно действующие системы управления качеством продукции, сертифицированные на соответствие этому стандарту. Проблема качества ВВТ многогранна. Многое здесь зависит от квалификации кадров. Не случайно на недавнем заседании Военно-промышленной комиссии был рассмотрен этот вопрос. Сегодня стоит задача восстановить систему подготовки кадров, сохранить преемственность школ как инженерно-технического, так и рабочего состава. Необходимо также восстановить роль института генеральных конструкторов. Наша Федеральная служба и этот вопрос держит в центре внимания.
— ГОЗ — это немалые средства, а где большие деньги, там и коррупция…
— Возможности для коррупционеров в «оборонке» в последнее время значительно снижены. В первую очередь потому, что появилась система закупок на основе торгов и конкурсов. Задача Рособоронзаказа — не ловить нечистых на руку руководителей, а вскрывать соответствующие факты и реагировать на них. В частности, нами сделан ряд представлений в Главную военную прокуратуру, по которым идет разбирательство.
Есть случаи, когда в результате завышенной оценки первоначальной стоимости происходит перерасход средств ГОЗ. Счет возвращенных средств идет на десятки миллионов.
— Финансирование ГОЗ, а для многих предприятий это важная статья дохода, начинается не раньше марта, о чем не раз писала «Красная звезда». Когда наконец-то будет решена эта проблема?
— Эта проблема была присуща ГОЗ предыдущих лет, когда подготовка к проведению конкурсов, согласованию контрактов начиналась лишь после принятия постановления правительства о государственном оборонном заказе, которое подписывалось в декабре. Размещение ГОЗ и заключение контрактов осуществлялось в конце первого — начале второго квартала, а следовательно, появлялись задержки и с их финансированием. Однако благодаря упреждающим мерам, принятым Военно-промышленной комиссией, ГОЗ этого года начал размещаться уже в октябре-ноябре 2005-го, т. е. не дожидаясь соответствующего постановления правительства, и впервые за много лет, все авансирование ГОЗ-2006 прошло с соблюдением установленных сроков и объемов.
Кстати, в мою бытность начальником ГАБТУ, я проводил именно такую политику, не дожидаясь выхода в свет официального постановления правительства. Я знал, например, что «КамАЗ» должен поставить по линии нашего Главного управления определенное количество машин. Поэтому с автозаводом все подготовительные мероприятия велись заранее, чтобы выполнение ГОЗ началось с 1 января. Эта работа носила плановый характер, она была выгодна и нам, как госзаказчику, и предприятиям — исполнителям ГОЗ.
Еще одна причина, приводившая к затягиванию финансирования по ГОЗ, отсутствие четких правил определения начальной цены продукции. Сейчас такие правила определены. Теперь задержек в этом вопросе быть не должно. 4 ноября с.г. Правительство РФ своим постановлением утвердило Правила определения начальной цены государственного контракта при размещении гособоронзаказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
— «Звездочка» в этом году дважды поднимала «рейдерскую тему» только на примере фирмы им. Мясищева…
— Я могу привести другой пример, когда на оборонный институт в одном из уральских городов «вдруг» назначили нового директора, который до этого занимался… продажей муки. У этого «специалиста» не было ни соответствующего образования, ни опыта работы в оборонной отрасли, с лихвой это возмещалось желанием распоряжаться землей в центре города — именно там расположен НИИ.
И такие примеры, увы, не единичны. Не секрет, что рейдеры живут только за счет «административного ресурса», ведь назначение «черного директора» происходит на уровне федеральных чиновников. Вот где нужен заслон. Впрочем, этот вопрос совсем недавно обсуждался на заседании ВПК, где подобная порочная практика получила самую жесткую оценку. Чтобы прекратить ее, в структурах, ответственных за назначение руководителей организаций ОПК, создаются аттестационные комиссии. Рейдеры не должны пройти!
— Не так давно наша газета опубликовала материал «На пороге RFID-революции» (10.10.06 г.), который вызвал большой читательский резонанс. Как вы относитесь к необходимости внедрения в армию новой технологии радиочастотной идентификации?
— Не могу не согласиться с автором статьи: современная армия немыслима без внедрения в повседневную жизнь, боевую учебу и службу войск передовых технологий. Причем это не должно быть делом далекого будущего. Думать об этом, предпринимать конкретные шаги необходимо уже сегодня. Если взять те же RFID-технологии, то буквально все перечисленные в статье области ее применения напрямую касаются наших Вооруженных Сил, да и других силовых ведомств. Это и введение универсального удостоверения личности военнослужащего, и новые подходы к обеспечению доступа на военные объекты, и учет и контроль перемещения боевой техники и вооружения, автотранспорта и грузов, и т. д.
Причем очевидно, что финансирование подобных проектов — разумные и необходимые капитальные вложения в повышение боевой мощи наших армии и флота, а стало быть, в укрепление обороноспособности России.
— Сергей Александрович, и в заключение нашей встречи что бы вы хотели пожелать краснозвездовцам?
— Я не только старый читатель, но и «писатель» вашей газеты. Еще в должности заместителя командира танкового батальона по технической части, а служил я тогда в гвардейской Кантемировской дивизии, я публиковался в «Звездочке», не говоря уже о должности начальника ГАБТУ. А газету начал читать в начале 1960-х годов, когда был курсантом Омского танкотехнического училища, и остаюсь вашим постоянным читателем все эти годы.
Хочу поблагодарить весь коллектив «Красной звезды» за большую работу. Газета для армии необходима. Главное, не сдавайте позиций! Успехов вам во всех ваших творческих начинаниях!