Красная звезда | Юрий Авдеев | 23.11.2006 |
Наша справка
Целями сбора стали выработка предложений, направленных на решение проблем в обеспечении безопасности полетов, обмен опытом работы. Перед собравшимися выступил первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов.
Общие авиационные проблемы продолжают оказывать негативное влияние на состояние аварийности в авиации России. Они рассматривались в октябре текущего года на совещании у заместителя председателя Правительства РФ — министра обороны России Сергея Иванова. О них было доложено Президенту РФ и проинформировано правительство страны.
В настоящее время исправность российской военной авиационной техники составляет не более 40 процентов. В результате нарушений, допускаемых при эксплуатации и ремонте, а также неудовлетворительного аэродромно-технического обеспечения полетов ежегодно досрочно снимается с эксплуатации более 50 авиационных двигателей.
Однако в ходе плановых проверок, а также расследования летных происшествий выясняется, что в большинстве случаев причинами трагедий становится не техника. Специалистами каждый раз выявляются нарушения летных законов, которые закономерно ведут к трагедиям. Казалось бы, надежным заслоном здесь должна стать профилактическая работа, но когда она проводится формально, а тем более нерегулярно, положительного эффекта не получить. Вот почему не надо на первый план ставить неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, оправдывая личную неисполнительность и недисциплинированность.
Безответственность должностных лиц приводит к гибели личного состава. Большинство причин происшествий, аварий связано с «человеческим фактором», и в первую очередь с нарушениями при организации, выполнении и обеспечении полетов. При этом проявляется пренебрежительное отношение отдельных командиров к требованиям служебных документов.
Первый заместитель министра обороны России отметил: «Следует помнить: ничто так не подрывает основы безопасности полетов, как снижение роли руководителей авиационных структур, низкий контроль за исполнением служебных обязанностей, отсутствие личного примера командира в соблюдении летных законов или, что еще хуже, в их несоблюдении». В ряде объединений начальники управлений авиации, заместители командующих объединениями по авиации, начальники отделов боевой подготовки, штурманской службы в некоторой степени превратились в сторонних наблюдателей. Об этом свидетельствуют примеры.
11 сентября 2006 года при выполнении воздушной перевозки руководящего состава командир экипажа вертолета Ми-8МТ — заместитель командира части по летной подготовке подполковник Свиридонов самовольно изменил маршрут полета. Вертолет после взлета вошел в зону низкой облачности и столкнулся с горным склоном. В итоге 2 члена экипажа и 9 пассажиров погибли.
В ходе расследования установлено, что не был организован контроль за соблюдением требований по уровню подготовки летного состава. Бывший начальник авиации — заместитель начальника авиации воздушной армии ВВС и ПВО генерал-майор Р. Сахабутдинов контроль за организацией и проведением подготовки летного состава, убывающего по замене в ОГВ©, осуществлял неудовлетворительно. «Неукоснительная исполнительность, настоящая, а не показная обеспокоенность за благополучное выполнение каждого полета еще не стали нормой нашей жизни», — сказал генерал-полковник Александр Белоусов.
Другой пример. 30 июля 2006 года при выполнении демонстрационных полетов в Калининградском особом районе произошла катастрофа Су-24М. При расследовании установлено, что ответственный за показ начальник ВВС и ПВО флота — заместитель командующего Балтийским флотом по авиации и ПВО генерал-лейтенант А. Кулаков в полной мере не владел состоянием метеорологической и воздушной обстановки в районе выполнения полетов, а также не контролировал осуществление полетных заданий. Командир части без учета фактического состояния погоды принял необоснованное решение на выполнение задания в составе четырех самолетов.
Вот почему в основу обеспечения безопасности полетов должна быть положена профилактика предупреждения авиационных происшествий. Выявление и устранение опасных факторов необходимо осуществлять в первую очередь на основе постоянного, системного анализа и принятия упреждающих мер. Именно здесь находится реальная возможность по снижению аварийности. Решение многих проблем в большей степени зависит от организаторской деятельности руководителей всех уровней. Решающее значение имеет и подбор в органы по безопасности полетов знающих, принципиальных людей.
К положительной тенденции по устранению аварийности можно отнести привлечение к решению проблемы научного потенциала страны, разработку и реализацию целого комплекса государственных целевых программ. Генерал-полковник Александр Белоусов выразил уверенность, что цели сбора будут достигнуты.