На базе Московского казачьего кадетского корпуса имени М.А.Шолохова подкомиссия по делам военнослужащих и членов их семей Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам социального развития провела «круглый стол» на тему «Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти по сохранению и приумножению традиций кадетского и суворовского образования». В дискуссии приняли участие представители Администрации Президента России, Главного управления кадров Минобороны РФ, Внутренних войск МВД РФ, местных органов власти, общероссийских организаций и объединений.
Разговор получился достаточно конструктивным и откровенным. Член Общественной палаты, председатель «Союза семей военнослужащих России» Мария Большакова, по чьей инициативе прошел этот «круглый стол», подчеркнула актуальность и важность обсуждаемой темы. Ведь кадеты — не просто школьники в военной форме, это целая система начального обучения военных специалистов, которую, по мнению участников дискуссии, государство пытается игнорировать. Достаточно сказать, что в Законе «Об образовании» нет даже упоминания о кадетах и кадетских корпусах, что необходимо исправить.
Ситуация такова, что в России существуют образовательные учреждения, отнесенные к разным ведомствам. Это 19 учебных заведений Минобороны, МВД, МЧС, Погранслужбы ФСБ, Минюста. А также 70 кадетских корпусов, находящихся в ведении Министерства образования и науки, которые в отличие от корпусов силовых ведомств, не получают федерального финансирования. Таким образом, в целой сети кадетских образовательных учреждений отсутствуют единый государственный стандарт в кадетском образовании, федеральная система управления кадетскими корпусами, государственная поддержка в решении финансовых и кадровых проблем. К примеру, в большинстве кадетских корпусов не хватает квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. Не менее злободневная проблема корпусов силовых ведомств — недостаточное обеспечение материальной, технической и учебно-методической базы и крайне низкая заработная плата учителей. По сравнению с коллегами из муниципальных кадетских корпусов и просто средних школ они получают в 3−4 раза меньше. Поэтому участники «круглого стола» акцентировали внимание на необходимости создания органа управления кадетским образованием в системе Министерства образования и науки Российской Федерации, который взял бы на себя роль координатора деятельности кадетских корпусов страны и решения вопросов организационного, правового, программно-методического обеспечения кадетского образования. Была поддержана инициатива депутатов законодательного собрания Ростовской области о внесении изменения в статью 12 закона РФ «Об образовании» с предложением дополнить перечень образовательных учреждений в пункте 4: «к образовательным относятся учреждения следующих типов: «кадетский корпус».
Вместе с тем участники заседания приняли решение об обращении Общественной палаты РФ в правительство страны о софинансировании кадетских образовательных учреждений по принципу — 50 процентов из федерального бюджета, а 50 — из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предметом обсуждения стала и проблема получения высшего образования. Примечательно, что по результатам опроса воспитанников, окончивших кадетские корпуса, 80 процентов выпускников желают продолжить обучение в военных вузах. По мнению выступающих, необходимы корректировки в законодательстве, приравнивающие статус кадетских образовательных учреждений к статусу суворовских и нахимовских в вопросе продолжения учебы в высших военных учебных заведениях Российской Федерации.
Поднимался вопрос и о необходимости разработки и принятия федеральной программы «Кадеты России 2007 — 2010». Только при условии решения «кадетского компонента» возможно включение программы в национальный проект «Образование».
Общее мнение выразила председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальному развитию Александра Очирова: «Кадетское образование необходимо наполнить новым содержанием времени и гарантированным подходом со стороны государства».
http://www.redstar.ru/2006/11/2411/104.html