Подходит к концу 2006 год, и уже ясно, что он стал особым для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. Руководство страны в текущем году не только увеличило финансирование отрасли, но и предприняло ряд шагов, для того чтобы деньги предприятиям перечислялись своевременно. С другой стороны, ужесточен государственный контроль за расходованием выделяемых ОПК средств. Как уже сообщала «Красная звезда», на очередном заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ в первую очередь были обсуждены вопросы государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2007 год. А конкретнее — объединения усилий и ресурсов на выполнении наиболее важных научно-исследовательских и аналитических работ, определения мер общественного характера, которые позволят обеспечить качественное выполнение оборонного заказа и обозначить цены на военную продукцию и мероприятий по его реализации.
Как сообщил заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов, под руководством которого проходило заседание, проблемы с финансированием гособоронзаказа в России ушли в прошлое, более того, объем ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), закупки и ремонт вооружения, военной и специальной техники из года в год стабильно увеличивается. В 2007 году по всем заказчикам он превысит уровень 2006 года почти на четверть, а точнее, на 23,2 процента.
Сергей Иванов напомнил, что наиболее существенная часть ассигнований в оборонном заказе, более 40 процентов, направляется на финансирование государственной программы вооружения (ГПВ) на 2007−2015 годы. Так, от основного заказчика — Министерства обороны РФ эти средства составят 300 млрд. 400 млн. рублей.
Заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России заявил что, выполняя гособоронзаказ, нужно неукоснительно обеспечивать номенклатурный годовой срез ГПВ, а также основные показатели оборонного заказа в составе бюджета на следующий год, одобренные на одном из предыдущих заседаний ВПК.
Сегодня на первый план выходят задачи, касающиеся качественного формирования, своевременного размещения и эффективного выполнения гособоронзаказа. Поэтому на заседании рассмотрен один из главных программных финансовых документов текущего года — проект государственного оборонного заказа на 2007 год. От его реализации полностью зависит функционирование всей военной организации государства в предстоящем году. А это не только обеспечение обороноспособности, но и поддержание правопорядка, и защита национальных границ.
Также Сергей Иванов подчеркнул, что для обеспечения равномерной загрузки предприятий российского оборонно-промышленного комплекса с 2007 года будут изменены действовавшие ранее требования к государственным заказчикам по линии оборонного заказа.
Речь идет о сроках заключения контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, о поставке, ремонте, утилизации и ликвидации вооружения, военной и специальной техники, об уничтожении запасов химоружия, о мобилизационной подготовке, а также о сроках проведения конкурсов по данным направлениям. Эти сроки будут сокращены, сказал Сергей Иванов.
На эту работу госзаказчикам теперь отпускается только два месяца. А по истечении этого времени будут приниматься решения по перераспределению средств от незаключенных контрактов на выполнение других работ по направлениям государственной программы вооружения. При этом полномочия по уточнению оборонного заказа предлагается возложить на Военно-промышленную комиссию.
Также государственным заказчикам впервые дается право заключать долгосрочные государственные контракты на изделия с длительным производственным циклом изготовления по всей номенклатуре оборонного заказа.
Заседание ВПК не ограничилось только рассмотрением проекта гособоронзаказа на будущий год. Был рассмотрен вопрос о практике формирования контрактных цен на поставку продукции оборонного назначения и о повышении эффективности механизма регулирования цен на оборонную продукцию.
Рассмотрение этих вопросов в комплексе не случайно. Качественная разработка проекта оборонного заказа и обеспечение его эффективного выполнения напрямую зависит от определения цены на военную продукцию.
В связи с изменением законодательной и нормативной базы существующая система ценообразования во многом не отвечает потребностям организации военного производства. Принятие правительством решений о порядке формирования начальной цены контракта и о взаимодействии государственных заказчиков при проведении совместных торгов создает для них новые условия для размещения заданий оборонного заказа на 2007 год.
Впрочем, здесь, по мнению С. Иванова, существует еще целый комплекс проблем. Очевидно, что вопросы совершенствования нормативной правовой базы в этой сфере требуют системного подхода. Они должны решаться в тесной взаимосвязи с проблемами формирования, размещения, финансирования и эффективного выполнения оборонного заказа.
Также заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России заявил о том, что в будущем году будет создано гражданское федеральное агентство по закупкам продукции для всех силовых структур. Это поможет упорядочить размещение госзаказа, проводить в этой сфере единую государственную политику и сэкономить государственные средства.
Как подчеркнул после заседания ВПК первый заместитель главы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владислав Путилин, впервые в российской практике в 2007 г. большая часть гособоронзаказа пойдет на развитие военной организации государства. Большая часть ГОЗ — свыше 400 млрд руб. — будет направлена на разработку, закупку и ремонт вооружения и военной техники, то есть на развитие военной организации, ее оснащение.
По словам Владислава Путилина, ГОЗ-2007 предусматривает увеличение почти на 30 процентов средств, выделяемых на капстроительство и создание инфраструктуры военной организации, что в абсолютных цифрах составляет почти 145,5 млрд руб. Таким образом, ГОЗ-2007 создает основы для качественного изменения состояния нашей обороны и безопасности. Наша задача теперь — в объеме выделенных средств выйти на количественные показатели закупаемой техники, которая предназначена для перевооружения рот, батальонов и эскадрилий. Конкретная цена продукта должна позволить обеспечить реализацию этой программы с тем, чтобы конкретные образцы вооружения поступили в войска. А для страны — конкретные рабочие места, заработная плата, техническое перевооружение, а значит, более высокий, чем сейчас, уровень оснащения предприятий ОПК, которые должны обеспечить решение задач как внутри страны, так и поддержать нашу конкурентоспособность на рынке оружия.
http://www.redstar.ru/2006/11/2211/102.html