Независимое военное обозрение | С. Гамова | 04.11.2006 |
Генеральный секретарь ГУАМ, первый заместитель министра иностранных дел Грузии Валерий Чечелашвили немедленно отреагировал на украинские прогнозы. Он заявил 30 октября: «Мы должны завершить соответствующие процессы, и потом, если будет нами получен международный мандат от международных организаций, будь то ОБСЕ или ООН, подразделения ГУАМ смогут принять участие в миротворческих операциях».
Напомним, что Чечелашвили был избран главой ГУАМ 25 сентября в Нью-Йорке, где прошло заседание совета министров иностранных дел стран — членов этого регионального объединения. Там же было принято решение об активизации усилий по созданию миротворческих сил и подразделения гражданской полиции в рамках организации.
В Москве миротворческие планы ГУАМ вызвали раздражение прежде всего потому, что они вступали в противоречие с собственно российскими планами, особенно в непризнанных республиках. Министр обороны РФ Сергей Иванов отметил, что «миротворческую структуру ГУАМ, естественно, будут планировать для использования не только в Абхазии и Южной Осетии, но и в Нагорном Карабахе, и Приднестровье». По словам Иванова, подобные «миротворческие услуги» со стороны заведомо ангажированного объединения не могут быть адекватно восприняты всеми сторонами процесса урегулирования. «Естественно, что Россия, выступающая за урегулирование существующих конфликтов только политическими методами, найдет адекватные меры, чтобы не допустить развития ситуации по данному сценарию», — подчеркнул российский вице-премьер.
В самих непризнанных республиках ноу-хау ГУАМ расценивают как попытку вытеснить из конфликтных зон российские МС и тем самым облегчить реинтеграцию государств с территориальными проблемами на условиях юридических центров. Олег Гудымо, председатель комитета Верховного совета Приднестровья по обороне, безопасности и миротворчеству, сказал «НВО»: «Три государства из ГУАМ — Грузия, Молдавия и Азербайджан — априори не могут быть в составе миротворческих сил, которые планируется задействовать в зоне конфликтов в СНГ, ибо они сами являются участниками этих конфликтов. Еще один немаловажный момент — без согласия конфликтующих сторон практически ввести в непризнанные республики вооруженные формирования, в том числе и миротворческие, невозможно. Однако если все же попытка вытеснить оттуда МС РФ и ввести вместо них иных миротворцев будет предпринята, мир на территории Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии станут защищать собственные объединенные миротворческие силы».
Приднестровского парламентария поддержал премьер-министр Абхазии Александр Анкваб, заметив «НВО»: «У нас стоят российские миротворцы, которые достойно справляются со своими обязанностями. Иных нам не надо. Если же МС РФ уйдут из Абхазии, мы сами будем себя охранять и защищать. К тому же у нас есть договоренность о взаимопомощи, в том числе и военной, с Приднестровьем и Южной Осетией».
По большому счету все возможные миротворческие перестановки на территории СНГ зависят сегодня от того, как решится вопрос Косово. Если этот край получит независимость, в «наших» конфликтных зонах активно заработают центробежные силы. Тбилиси и Кишинев в очередной раз поднимут вопрос о замене МС РФ, и тогда миротворческие силы или полицейские подразделения ГУАМ окажутся как нельзя кстати. Особенно если у них появится необходимый мандат — ООН или ОБСЕ.
Впрочем, последний им уже обеспечен. На днях действующий председатель ОБСЕ Карел де Гухт высказался за смену объединенных миротворческих сил в Приднестровье (Россия, Молдавия, Приднестровье) на «наблюдателей, не обязательно военных и под эгидой ОБСЕ».