Русская линия
Красная звезда Владимир Кузарь08.11.2006 

Северная Корея: не надо загонять в угол

На прошлой неделе Пхеньян согласился вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР. Прозвучавшее заявление на этот счет вызвало в мировом сообществе широкий резонанс, так как оно дает шанс, хотя, прямо скажем, и весьма призрачный, вывести из тупика загнанный туда процесс урегулирования одной из острейших проблем международной безопасности. При этом политики и наблюдатели, комментируя этот шаг Пхеньяна, пытаются найти ответы на вопросы: что подвигло на него северокорейские власти, что за ним стоит и к чему он может привести?

Удар по системе безопасности


Для многих и даже для тех, у кого сложилось представление о Северной Корее как стране, склонной к непредсказуемым дипломатическим демаршам, согласие Пхеньяна возобновить шестисторонние переговоры было неожиданным. Тем не менее оно ложится в канву последовательных действий северокорейского руководства, направленных на обеспечение безопасности и суверенитета страны, сохранение существующего в ней режима и получение международной экономической помощи. Именно с этой целью Пхеньян пошел на переговоры с участием России, Китая, США, Японии и Южной Кореи, которые начались в 2003 году, и добивался на них по сути одного: предоставления ему надежных гарантий по этим вопросам в обмен на прекращение ядерных программ. И хотя переговоры шли непросто, по итогам их четвертого раунда было принято совместное заявление, в котором подтверждалась приверженность принципу денуклеаризации Корейского полуострова. Северная Корея заявила об отказе от ядерного оружия и существующих ядерных программ, обязалась проводить только мирные исследования в этой области и возобновить свое членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия и в МАГАТЭ. В обмен на это Пхеньяну была обещана помощь в виде нефти и электроэнергии. США заявили, что у них нет намерения нападать или вторгаться в КНДР, а также что они не располагают ядерным оружием на Корейском полуострове. В ноябре 2005 года прошел первый этап пятого раунда, на котором наметились некоторые подвижки к компромиссам. Однако, несмотря на договоренность сторон вернуться за стол переговоров как можно быстрее, Пхеньян вскоре прекратил свое участие в них из-за введения Вашингтоном финансово-экономических санкций.
Обвинив КНДР в отмывании денег и изготовлении фальшивых долларов, США заморозили северокорейские счета на десятки миллионов долларов. В Пхеньяне эти действия были расценены как открытая попытка удушения республики и стали демонстративно осуществлять меры, призванные показать, прежде всего Соединенным Штатам, способность Северной Кореи отстоять свою независимость. В конце марта Пхеньян заявил, что может нанести превентивный удар по Соединенным Штатам. По словам представителя МИД КНДР, страна создала ядерное оружие, чтобы противостоять американской угрозе. 5 июля Северная Корея провела пуски баллистических ракет, в том числе предположительно и ракеты «Тэпходон-2» с дальностью действия, позволяющей поражать цели на территории США. Наконец, 9 октября Пхеньян осуществил свое первое в истории ядерное испытание. С официальным заявлением по этому поводу выступило агентство ЦТАК, которое подчеркнуло, что «ядерное испытание стало историческим событием, которое принесло счастье нашим военным и народу».
Причиной проведения испытания, по словам северокорейского руководства, стали «чрезвычайная угроза ядерного нападения со стороны США, санкции и давление на КНДР». В других условиях такое обоснование испытания, возможно, и нашло бы понимание и поддержку, пусть и негласную, у других народов. Тем более что мировая практика содержит немало примеров того, как США особо не церемонятся с теми странами, которые по каким-либо причинам не устраивают Вашингтон. Как известно, американские политики давно уже «точат зуб» на КНДР, отнеся ее и к «оси зла», и к «странам-изгоям». Более того, в 1994 году тогдашний президент США Джон Клинтон и его министр обороны Уильям Перри рассматривали, как недавно напомнил «Ньюсуик», возможность начать войну против Северной Кореи. Они запросили соответствующие данные у председателя объединенного комитета начальников штабов ВС США генерала Джона Шаликашвили и командующего войсками США в Южной Корее генерала Гэри Лака. По их докладу в течение первых 90 суток войны следовало ожидать 52 тысячи убитых и раненых американских солдат, а также 490 тысяч убитых и раненых южнокорейских военнослужащих. При этом для американских налогоплательщиков стоимость такой войны с КНДР составила бы 61 млрд. долларов. Впоследствии генерал Лак уточнил свои выкладки и пришел к выводу, что общие потери для США и Южной Кореи составят почти 1 миллион солдат, в том числе до 100 тысяч убитых американцев. Итоговая стоимость войны с КНДР для бюджета США была оценена в 100 млрд., а размер экономического ущерба для Южной Кореи — в 1 трлн. И, как пишет журнал, из-за высокой стоимости и огромных людских потерь администрация Клинтона отказалась тогда от войны с Северной Кореей. Ныне же в Америке раздается немало призывов нанести удар по КНДР.
И здесь необходимо особо отметить, что северокорейское руководство совершило грубейший просчет, надеясь, что ядерное испытание не только укрепит безопасность страны, но и даст ей дополнительные козыри на возможных двусторонних прямых переговорах с Соединенными Штатами. Совершилось обратное — взрыв ядерного заряда пробил огромную дыру как в системе безопасности окружающего Корейский полуостров региона, так и в существующем геополитическом балансе в Азии, вызвал у мирового сообщества однозначное осуждение политики Пхеньяна. И прежде всего потому, что проведенный взрыв нанес огромный ущерб режиму нераспространения, снял многие, хотя пока и не все, преграды к развертыванию опасной гонки вооружений на Азиатском континенте. Возникла реальная опасность, что к развертыванию своих программ создания атомного оружия теперь могут приступить Япония, Тайвань и даже Южная Корея.

Не блокада, а санкции


Во всяком случае дискуссия об этом в Японии уже началась. Правда, в Токио поспешили заявить, что, хотя Япония имеет полное основание для создания ядерного оружия, она по-прежнему будет руководствоваться принятыми на себя обязательствами не обладать средствами массового уничтожения. При этом, однако, Япония предпримет значительные усилия по защите своей территории от возможного северокорейского нападения, и в частности по развитию с помощью США собственной системы противоракетной обороны. В настоящее время полным ходом идет подготовка к размещению четырех пусковых установок для зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот» последней модификации (ПАК-3). На каждую установку приходится по 6 ракет, то есть в общей сложности их будет 24. К боевому применению эти системы частично будут готовы уже к концу декабря, хотя ранее планировалось ввести их в строй в 2007 году. Впоследствии Япония намерена сама закупить партию ПАК-3, которые призваны стать вторым эшелоном создаваемой системы ПРО и сбивать ракеты противника на последнем участке полета.
Южная Корея в связи с ядерным испытанием в КНДР обратилась к США с просьбой конкретизировать свои обязательства по обеспечению ядерного прикрытия Юга в случае нападения со стороны Севера. «Мы попросили американцев предоставить нам подробные гарантии ядерного зонтика для защиты от северокорейского ядерного оружия, и США согласились с этим», — заявил, как пишет газета «Чосон ильбо», начальник управления стратегического планирования комитета начальников штабов южнокорейских вооруженных сил адмирал Ан Ги Сок. На состоявшемся 19 октября в Вашингтоне 28-м заседании военного комитета двух союзников начальник объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Питер Пейс и его южнокорейский коллега генерал Ли Сан Хи поручили командующему ВС США в Южной Корее генералу Буруэллу Беллу разработать план для прикрытия юга Корейского полуострова американским атомным зонтиком. Скорее всего, он станет составной частью совместного оперативного стратегического плана под кодовым наименованием «ОПЛАН 5027». Это будет означать возвращение на юг Корейского полуострова тактического ядерного оружия, которое было вывезено оттуда 15 лет назад.
Помимо чисто военных мер, а они нашли свое выражение также в приведении в повышенную готовность вооруженных сил и корректировке бюджета министерства обороны Южной Кореи в сторону создания новых вооружений, Сеул пошел и на серьезные ограничения финансово-экономической помощи Северной Корее. Кстати, во многом именно благодаря ей, как сообщается из столицы Южной Кореи, Пхеньян и готовил подземные ядерные испытания. Так, на строительство необходимых для проведения испытаний объектов инфраструктуры было затрачено от 290 до 760 млн. долларов. Для извлечения полученного на исследовательском реакторе в Йонбене оружейного плутония Пхеньян израсходовал еще от 20 до 59 млн. долларов. Кроме того, получение 6−8 кг плутония, который требуется для производства лишь одного ядерного боеприпаса, обходится Северной Корее в 23−73 млн. долларов. К этому необходимо приплюсовать еще 100−300 млн. долларов, которые потребовались на прокладку подземного тоннеля и установку необходимого в нем оборудования для проведения испытания. При этом весь государственный бюджет КНДР в 2004 году составил 2,5 млрд. долларов.
Россия и Китай, активнее других выступавшие за мирное решение ядерной программы КНДР и успех шестисторонних переговоров, также негативно отреагировали на проведение Северной Кореей ядерного испытания. Причем реакция Пекина неожиданно для многих была весьма жесткой. «Нас обманули. Может наступить такой день, когда Северная Корея нацелит свое ядерное оружие и против нас». Такими словами сопроводил вышедший в Сянгане (Гонконг) очередной номер еженедельника «Эйша уикли» свое сообщение о ядерном испытании в КНДР. В нем же приведены слова одного из официальных лиц в Пекине, из которых следует, что КНДР не говорила Китаю всей правды. «Мы оказались в абсолютном неведении о прогрессе, достигнутом Севером в своих ядерных разработках», — заявил он. Теперь Китай, подчеркивает «Эйша уикли», озабочен тем, что Северная Корея может в любой момент нацелить свои ракеты на Поднебесную. «Территориальные споры между Северной Кореей и Китаем всегда протекали скрытно, — отмечает еженедельник, ссылаясь на неназванного военного деятеля в Пекине. — По мнению Ким Чен Ира, в будущем стратегическими партнерами Пхеньяна станут США, Россия, Япония и Китай. Именно в таком порядке. Этот военный допускает, что если США согласятся на проведение двусторонних переговоров с Севером, то Пхеньян предаст Китай…»
Пекин не только осудил действия Пхеньяна, но и использовал конкретные и эффективные меры воздействия на КНДР. Согласно китайской таможенной статистике, КНР практически полностью прекратила поставки в КНДР сырой нефти и дизельного топлива. Северная Корея получает 90 процентов нефтепродуктов именно из Китая. По сообщению все той же «Чосон ильбо», ряд банков КНР прекратил делать денежные переводы в Северную Корею, а также заморозил счета ее граждан. Одновременно Китай пошел на укрепление своей более чем 1400-километровой границы с Пхеньяном. В частности, на некоторых ее участках власти КНР стали возводить двух-четырехметровые бетонные стены с колючей проволокой. Хотя представители китайских властей говорят, что это «плановая мера, нацеленная на то, чтобы четко определить линию госграницы», считается, что таким образом Китай намерен защититься от наплыва беженцев из КНДР.
А их число может значительно возрасти после того, как в стране станут сказываться санкции, принятые международным сообществом в связи с ядерным испытанием. Как известно, Соединенные Штаты требовали от Совета Безопасности ООН установления фактической блокады Северной Кореи. Однако Россия и Китай, призывавшие проявить взвешенную и благоразумную позицию, смогли не допустить принятия такого решения. Тем не менее даже весьма смягченные санкции болезненно ударят по КНДР. Во всяком случае в Пхеньяне сочли санкции, наложенные на страну Советом Безопасности ООН, объявлением войны. А официальный представитель северокорейского МИДа пригрозил даже незамедлительно нанести «безжалостный» удар по любому государству, которое «попытается посягнуть на суверенитет и право на выживание КНДР под предлогом выполнения санкций СБ ООН».

Нужны компромиссы


И все же Пхеньян выразил готовность вернуться к шестисторонним переговорам и обсуждать свою ядерную программу. Что заставило его сделать это? Одни наблюдатели считают, что это решение стало «здравым ответом КНДР на действия международного сообщества», которое практически единодушно осудило ядерное испытание. Другие придерживаются мнения, что северокорейское руководство испугалось перспективы остаться без поддержки России и Китая, которые не только негативно высказались в отношении политики Пхеньяна, но и поддержали санкции ООН. Третьи утверждают, что северокорейское руководство вынуждено было вернуться на переговоры из-за опасения, что голод и лишения, во сто крат увеличившиеся из-за прекращения экономической помощи, могут привести к социальному взрыву. Наконец, четвертые, отвергая все другие версии, заявляют, что Пхеньян готов сесть за стол переговоров, так как уверен, что его демонстративные действия дали ему достаточно аргументов для торга с Вашингтоном.
Кто здесь прав, трудно сказать. Да это и неважно. Главное, что у мирового сообщества появился шанс сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования корейского вопроса. Что для этого нужно? Совершенно очевидно, что политика шантажа, угроз и односторонних санкций не может быть результативной в разрешении этой проблемы. Тем более в ведении диалога с КНДР, которая не отказалась от ядерных амбиций и которая уже давно живет в условиях некоего военного лагеря. А ее население, несмотря на все сообщения о его притеснении, поддерживает существующий режим. Что, кстати сказать, подтвердили народные гулянья по случаю ядерного испытания. О господствующих в Северной Корее настроениях свидетельствуют и слова одного из ее генералов — Ри Чан Бока. Война на Корейском полуострове «неизбежна», если президент Джордж Буш будет продолжать требовать от Пхеньяна «стать на колени», заявил он на прошлой неделе в интервью телекомпании Эй-би-си. «Буш снова и снова говорит о Северной Корее как о стране, составляющей „ось зла“, как о тирании, говорит о том, что правительство этой страны заставляет свой народ голодать. Мы бы хотели попросить его прекратить выступать с плохими комментариями в отношении нашей нации», — указал генерал.
Совершенно очевидно, что стремление загнать Пхеньян в угол уже привело к ядерным испытаниям. Если так продолжать и дальше, то мир станет свидетелем не только еще одного ядерного испытания (сообщения о его подготовке появились буквально сразу же после первого ядерного взрыва), но и создания Северной Кореей действительно ядерного оружия. Поэтому на переговорах нужны мудрость, выдержка и компромиссы, направленные на то, что Северная Корея должна отказаться от своей военной ядерной программы в обмен на предоставление ей гарантий в области экономики и безопасности.

http://www.redstar.ru/2006/11/0811/305.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика