Русская линия
Красная звезда Андрей Гаравский03.11.2006 

Чего боятся танки, или банкротный беспредел

Тема банкротства отечественных о боронных предприятий, выпускающих в том числе стратегически важную, критичную для Вооруженных Сил продукцию, уже набила оскомину. Но, несмотря на уже пятнадцатилетнее обсуждение этой проблемы на всех уровнях власти, воз, как говорится, и ныне там. Стать банкротом в нашем Отечестве может даже успешно работающий субъект «оборонки». Зачастую именно хорошие экономические показатели предприятия и привлекают к нему нездоровый интерес. Искусственное банкротство стало неплохой схемой для смены собственника. Впрочем, многие предприятия становятся банкротами из-за отсутствия эффективного управления отраслью. Чиновники так и не смогли ответить вызовам времени и поставить заслон этому нездоровому явлению. Но в последние годы они все-таки пытаются решить эту проблему.

В Минпромэнерго состоялось рабочее совещание по вопросам предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Председательствовал заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. Проанализировав правоприменительную практику, участники совещания пришли к мнению, что целый ряд мер в рамках планов по предупреждению банкротства стратегических предприятий может и должен быть реализован без дополнительного финансирования из федерального бюджета, т. е. за счет организационных, юридических и иных мероприятий. В ходе заседания было отмечено, что необходимо создание как регламентов взаимодействия различных ведомств при реализации планов по восстановлению платежеспособности предприятий, так и методических рекомендаций предприятиям по составлению таких планов. Кроме того, важен собственно вопрос сохранения в принципе того или иного предприятия, т. е. государству надо точно определиться со списком предприятий, которые ни при каких условиях не должны стать банкротами. Андрей Дементьев подчеркнул, что сейчас эти вопросы четко не прописаны, поэтому фактически рабочая группа будет вырабатывать правила, по которым будут в дальнейшем проводиться мероприятия в рамках планов по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.
Участники совещания также заострили внимание на том, что важно обеспечить интересы Российской Федерации при реализации процедуры банкротства. Существует несколько вариантов завершения процедуры банкротства. Это выход предприятия из предбанкротного состояния, подписание мирового соглашения, перевод предприятия в форму казенного. Кроме того, мощности, предназначенные для проведения работ по производству продукции специального назначения и по гособоронзаказу, в рамках конкурсного производства могут быть реализованы другому профильному предприятию. При этом продажа указанных мощностей должна осуществляться только единым лотом и на закрытых торгах с обязательством покупателя по обеспечению сохранения целевого назначения мощностей и выполнению договоров должника по гособоронзаказу. Такое завершение процедуры банкротства может обеспечить национальные интересы страны.
На совещании рассматривались проблемы, возникшие в связи с банкротством на ФГУП «Омсктрансмаш». И действительно, ситуация, сложившаяся на этом предприятии, в советское время флагмане отечественного танкостроения, удручающая.
ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения» (ОЗТМ) производит танки Т-80У и Т-80УК и модернизирует танки Т-55. В настоящее время завод проходит процедуру банкротства, так как его кредиторская задолженность составляет 1,5 млрд руб. Основные кредиторы — Сбербанк России, АК «Омскэнерго», финансовая группа «Караван звезд».
Балансовая стоимость имущественного комплекса ФГУП более 2 млрд руб. Производство танков Т-80 на заводе остановлено еще в 1998 году, а с 2002 года введено внешнее управление. 26 апреля 2005 года ФГУП «Омсктрансмаш» решением арбитражного суда Омской области признано «несостоятельным банкротом», на предприятии введена процедура конкурсного производства.
Бывшему арбитражному управляющему ФГУП «Омсктрансмаш» Владимиру Харитонову, осужденному за невыплату заработной платы рабочим танкового завода и растрату более 400 тыс. руб., уже предъявлено новое обвинение — в нарушении закона о банкротстве.
Статус банкрота загоняет и без того находящееся в тяжелом состоянии предприятие в практически безвыходную ситуацию. Так, поспешным оказалось заявление, не так давно сделанное генеральным директором нижнетагильского «Уралвагонзавода» Николаем Малых. Он, напомним, сообщил, что ФГУП «Омсктрансмаш» и «Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (ОКБТМ) войдут в состав создаваемого российского бронетанкового комплекса. Однако позднее стало известно, что в объединение возьмут только ОКБТМ. А вот «Омсктрансмашу», проходящему процедуру банкротства, видимо, ничего не светит. При этом отметим, что предприятие и конструкторское бюро вряд ли смогут существовать друг без друга.
Новый холдинг не собирается отказываться от модернизации и, возможно, производства танков Т-80, чем раньше занимались в Омске.
По мнению специалистов, с «уходом» ОКБТМ на «Трансмаше» подобные работы станут невозможны. В таком случае омское предприятие, имеющее полтора миллиарда рублей кредиторской задолженности, вряд ли сможет рассчитаться с долгами. Не спасет и запланированный на нынешний год оборонный заказ. Единственный выход — распродажа имущества «Омсктрансмаша» по частям.
Как видно по ситуации с ФГУП «Омсктрансмаш» неурегулированность в сфере банкротства предприятий оборонно-промышленного комплекса наносит значительный вред не только самим предприятиям, но и обороноспособности страны.

http://www.redstar.ru/2006/11/0311/202.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика