Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 20.10.2006 |
Тенденция однако
И действительно, с 2003 по 2006 год количество закрытых статей в бюджете РФ выросло с 36,2% до 44%. В 2007 году будут покрыты мраком тайны данные о затратах по 45,6% программ разработок и закупок вооружений. В абсолютном выражении, по оценкам специалистов Института экономики переходного периода, сумма расходов по секретным программам Минобороны составляет 666,12 млрд. рублей. В 2003 году эта цифра была почти в три раза меньше и равнялась 225 млрд. 340 млн. Многие эксперты полагают, что практика отказа от публикации сведений по значительной части затрат Минобороны, как и других силовых ведомств, противоречит Бюджетному кодексу, в соответствии с которым можно секретить расходы только на уровне отдельных статей.
Впрочем, имеются в бюджете 2007 года закрытые статьи и в социальных разделах. Они касаются 4,7% расходов на ЖКХ, 2,5% - на образование, 0,2% - на культуру, кино и СМИ, 3,3% - на здравоохранение и спорт. Причем неизвестными общественности останется назначение 11,2% выделенных средств на периодическую печать и издательства.
Один из специалистов Минобороны сообщил журналистам, что рост объема закрытых статей бюджета обусловлен увеличением объема закупок вооружений и военной техники, которые пять лет назад просто не приобретались. Сюда входят ассигнования на окончание строительства атомных ракетных подводных лодок проекта 995 и разработку МБР «Булава», которые будут устанавливаться на эти ПЛАРБ. Значительные средства выделены на создание высокоточных крылатых ракет Х-555 и Х-101, которыми должны оснащаться стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160.
Немалые суммы денег в 2007 году планируется израсходовать на оборудование районов базирования МБР «Тополь-М». Эксперт также отметил, что общие требования к режимности военных программ остались неизменными. А появление закрытых статей в социальных разделах федерального бюджета обусловлено принятием в 2005 году рекомендаций Всемирного банка о выведении из раздела «Оборона» расходов на медицинское обеспечение военнослужащих, на обучение их детей в военных городках, а также еще некоторых других затрат, прямо не связанных с национальной безопасностью.
Вместе с тем многие специалисты отмечают, что рост числа закрытых программ только способствует коррупции и создает благодатную почву для нецелевого расходования средств. Кроме того, практически полностью ставится барьер для контроля за тем, как используются выделенные деньги финансовыми службами Минобороны. Завесой тайны покрыты и объемы ассигнований, поступающих на предприятия ОПК, где тоже есть определенные огрехи с правильным распределением полученных миллионов и миллиардов рублей.
Специалисты также подчеркивают, что сегодня в России не существует системы контроля обоснованности создания систем оружия, заказываемых МО или предлагаемых оборонной промышленностью. Это обусловлено тем, что в настоящее время не создано сколько-нибудь серьезных институтов независимой военно-технической экспертизы. Как нет и обусловленной законом практики обязательного получения квалифицированных оценок необходимости и экономической целесообразности разработки и производства тех или иных систем вооружения и военной техники, поэтому значительная часть закрытых затрат Минобороны просто никак не проверяется экспертами, не состоящими на службе в этом ведомстве, а потому способными высказывать объективное мнение.
Как это происходит в США?
Следует отметить, что до этого различные структуры Минобороны больше года занимаются подготовкой своих запросов на деньги, полученные от американских налогоплательщиков. Данный процесс в военном ведомстве осуществляется в три этапа в рамках внедренной еще в конце 1950-х годов системы «планирование, программирование, разработка бюджета». Сегодня эта система несколько видоизменилась и получила название «планирование, программирование, разработка и контроль исполнения бюджета».
Бюджет МО США оформляется в виде пятилетней программы расходов на военное строительство. В основу его формирования закладываются ежегодно издаваемая Белым домом «Стратегия национальной безопасности» и разрабатываемая Комитетом начальников штабов «Стратегия национальной обороны». На базе этих документов аппараты министра обороны, министров видов вооруженных сил и КНШ подготавливают «Руководство по планированию обороны», в котором формулируются общие цели и задачи ВС и даются общие указания по направлениям развития военного потенциала.
Первым свои оценки будущих федеральных расходов и рекомендации по их корректировке, составной частью которого являются бюджеты всех силовых ведомств, дает бюджетный комитет Конгресса. На это у членов комитета уходит около двух месяцев (март-апрель). Результаты своих оценок и рекомендации они излагают в специальном докладе. Параллельно расходы на оборонные нужды рассматриваются на специальных слушаниях в бюджетных и военных комитетах Палаты представителей и Сената. Эта работа начинается в феврале сразу же после поступления проекта бюджета в Конгресс. Оба бюджетных комитета выносят свои резолюции по планируемым расходам Пентагона в мае-июне текущего года. Военные комитеты верхней и нижней палат американского парламента независимо друг от друга также вносят свои поправки в бюджет и дают рекомендации. После обсуждения возникших разногласий на специальной согласительной комиссии комитеты готовят проект закона по бюджету Минобороны, который выходит в конце августа.
В сентябре-октябре комитеты конгресса по ассигнованиям готовят свой закон, одобряющий выделенные объемы финансирования Пентагона. После этого оба закона утверждает президент и в военное ведомство начинают поступать средства на следующий финансовый год, отсчет которого, по американским законам, ведется с октября текущего года.
«Черные программы» Пентагона
Кстати, любой желающий может ознакомиться с содержанием бюджетных документов Пентагона на сайте заместителя министра обороны — главного финансового инспектора. В них детально рассказывается о том, что конкретно планирует делать для нужд своих ВС военное ведомство, какие для этого потребуются средства и сроки. Здесь же названы фирмы, которые будут разрабатывать или поставлять новые вооружения, а также указаны тактико-технические характеристики образцов ВВТ.
Вместе с тем часть программ создания, испытаний и закупок вооружений засекречена. Они только имеют кодовые наименования, публично не обсуждаются и о содержании ведущихся работ знает только крайне ограниченный круг лиц в военном ведомстве и в ВПК Соединенных Штатов. Самое большое число секретных программ контролирует Министерство ВВС (см. таблицы).
Неудивительно, что и американские парламентарии постоянно предъявляли и в настоящее время предъявляют Пентагону серьезные претензии по поводу чрезмерной закрытости некоторых так называемых «программ специального доступа», именуемых также законодателями «черными программами» (выделяемые на них средства конгрессмены и политики обозначают термином «черный бюджет»).
Каждая из таких программ, в зависимости от объема требующихся ассигнований, утверждается министром обороны или его заместителями. Это проекты, которые, по мнению руководства Пентагона, не могут быть адекватно защищены обычными способами защиты государственной тайны.
В Министерстве обороны США действует крайне сложная и мощная система защиты информации по секретным программам и проектам. Начиная с 1995 года две комиссии самого высокого уровня по заданию Конгресса проводили проверку ее эффективности и оценивали целесообразность существования. Члены обеих комиссий пришли к выводу, что она слишком громоздка и требует чрезвычайно больших расходов, хотя точно определить их величину экспертам так и не удалось. Комиссии также установили, что в рамках этой системы регулярно проводились мероприятия по дезинформации и введению в заблуждение американской общественности. А в некоторых случаях решения о закрытии сведений по программам разработок и закупок вооружений принимались не столько исходя из военной целесообразности, сколько в оправдание существования самой системы как таковой.
Руководство Пентагона обосновывает засекречивание некоторых программ возможностью попадания информации о них, а также новых технологий в руки террористов. Правда, директор Проекта оценок защиты государственной тайны, реализуемого Федерацией американских ученых, Стивен Эфтергуд в середине нынешнего года заявил, что закрытие бюджета Минобороны имело определенный смысл во времена холодной войны, в которой долгие годы противостояли США и СССР, огромными темпами наращивалась гонка вооружений, а разведки противников предпринимали невероятные усилия по краже военных секретов друг у друга. Однако сегодня, по мнению Эфтергуда, необходимость засекречивания разделов военного бюджета значительно «менее понятна».
«У Советского Союза была глобальная разведывательная сеть и мощная производственная база, которая могла эффективно использовать даже самые обрывочные данные о технологических достижениях», — подчеркнул ученый. Он также отметил, что в случае «Аль-Каиды» это лишено всякого смысла. Ведущие войну с Америкой боевики не имеют ни эффективной и мощной разведслужбы, ни развитой производственной базы, где можно было бы скопировать новые военные технологии или создать средства противодействия им. «Сама логика финансирования „черных программ“ сегодня еще меньше соотносится с войной с террором, чем это было во времена холодной войны, а тенденция увеличения „черного бюджета“ продолжает расти», — сказал Эфтергуд.
Руководство Пентагона усиленно сопротивляется всем попыткам законодателей добиться полной прозрачности оборонного бюджета, стремясь оставить за собой право не посвящать парламентариев в тайну расходования миллиардных средств, полученных от налогоплательщиков. Пока им это удается. Их визави на Арбате тоже стоят насмерть в данном вопросе. И судя по тому, в каком темпе во втором чтении Госдума проштемпелевала федеральные расходы, в том числе и бюджет Минобороны на будущий год, отечественные законодатели терпят полное фиаско на фронте борьбы за знание военно-финансовых секретов. Ибо избранникам российского народа вообще мало что ведомо о том, как отечественные военачальники и чиновники распоряжаются поступающими на нужды Вооруженных сил РФ деньгами.