Русская линия
Красная звезда Андрей Гавриленко18.10.2006 

Со времен Петра до наших дней

20 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярская дума постановила: «Морским судам быть». С того времени идет отсчет строительства регулярного Российского флота. Об истории детища великого государя, сегодняшнем состоянии и перспективах развития ВМФ «Красная звезда» попросила рассказать адмирала флота Ивана КАПИТАНЦА.

— Иван Матвеевич, думаю, вы согласитесь со мной — великое государство не может иметь слабые Вооруженные Силы, в том числе и Военно-морской флот…

— Совершенно верно. Вся мировая история неоднократно это подтверждала. Еще в 1908 году Петр Столыпин на заседании Думы отмечал: «России нужен флот дееспособный. Необходим такой флот, который в каждую минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований».
История военного флота неотделима от истории государства. Периоды процветания или упадка любой из бывших и нынешних великих морских держав так или иначе связаны с их победами или поражениями в войне и на море, с периодами роста или, наоборот, ослабления их морской мощи и, безусловно, с наличием военного флота. Издревле военное и морское дело развивалось параллельно и составляло основу военного потенциала государства, от которого зависели процветание или упадок. Примеры истории подтверждают это. Наличие флота обеспечивало процветание: в древности — Греции, Карфагена, Рима, в средние века — Испании, Португалии, в новое время — Голландии, Османской империи, Франции, в новейшее — Великобритании, США, СССР.
Как видим, становление великих морских держав зависит от их способности контролировать ситуацию в стратегически важных районах Мирового океана, а также от уровня морской школы, которая зависела от сильной государственной власти.

Визитная карточка
Капитанец Иван Матвеевич родился в 1928 году. В ВМФ с 1946 года. Окончил Каспийское высшее военно-морское училище имени С.М. Кирова, Военно-морскую академию, Военную академию Генерального штаба. Прошел должности командира боевой части, старшего помощника командира, командира эсминца, соединения кораблей. Был первым заместителем командующего, командующим Балтийским флотом, командующим Северным флотом. В 1988—1992 гг. — первый заместитель главкома ВМФ. В 1994—1996 гг. — заместитель директора Морского центра при Правительстве РФ.

Военно-морская школа — собирательный конкретный термин, который в широком понимании охватывает все вопросы военно-морской теории и практики, связанные со строительством, подготовкой и действиями военного флота в мирное и военное время. Она также включает исторически сложившиеся на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения и действий моряков, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несения флотской службы.
В войне на море при защите Отечества в течение многих веков сформировалась русская военно-морская школа. Утверждение «Кто владеет морем, тот владеет миром» лишь на первый взгляд кажется полемическим перехлестом, однако оно справедливо. Обеспечив бурное развитие мореплавания и интенсивный рост морской мощи, средневековая Испания одной из первых в Европе встала на путь глобальной экспансии, превратившись в считанные десятилетия в мировую колониальную державу.
В свою очередь закат этой великой империи непосредственным образом связан с гибелью Великой армады. Равным образом с победой в этой морской войне связано возвышение Англии, в начале девятнадцатого века ставшей владычицей морей, ядром новой мировой империи, над которой заходило солнце. В новых исторических условиях Великобритания в ХХ веке уступила роль мирового лидера США — сильнейшей морской державе.

— Россия во все времена славилась тем, что у нее всегда был сильный Военно-морской флот. Но ведь его создание не было гладким. Как вы считаете, в какой период наша страна стала великой европейской и мировой державой?

— Россия стала такой державой не ранее, чем создав регулярный Военно-морской флот, когда она утвердилась на побережье Балтийского и Черного морей. В борьбе за выход к Черному и Балтийскому морям и за удержание господства в течение XIX—XX вв.еков России пришлось вести длительные войны со Швецией и Турцией, а также против коалиции государств с участием Англии, Франции и Германии.
В силу политических, экономических и военных факторов регулярный флот России в своем развитии прошел эпохи галерного, парусного, броненосного, паросилового и атомно-ракетного (океанского) флота.
Надо заметить, что эпохи парусного и атомно-ракетного флота были золотым веком Российского флота и триумфом нашей военно-морской школы. Российский флот — не дело случая, а закономерный этап становления нашей государственности, развития экономики и морской мощи Отечества.
Своеобразие географического положения нашего государства на стыке Европы и Азии, на рубеже европейской и азиатской цивилизаций сделало его не только одним из главных участников их противоборства, но и своеобразным щитом для Европы.
Россия стремилась обеспечить господство или приоритет на море самостоятельно или в союзе с другими государствами. Она не стремилась создать флот, равный или превосходящий по силе флоты ведущих морских держав, а старалась содержать флот, обеспечивающий ее безопасность на Балтийском и Черном морях, Арктике и Дальнем Востоке. Наличие такого флота, особенно в XVIII—XIX вв. и второй половине XX века, позволило России решить крупные внешнеполитические задачи и добиться относительной стабильности в важнейших стратегических районах Мирового океана.
После многочисленных русско-шведских, русско-турецких войн в XVIII—XIX вв. лишь окончательный выход России в Прибалтику и Причерноморье и создание там флота привели к определенному историческому равновесию. Россия стала определяющим фактором баланса сил в этих регионах и в мире. Архипелагские экспедиции и победы, одержанные русским флотом в войнах с Турцией, способствовали утверждению России на Черном море и на востоке Средиземного моря, что в свою очередь принесло свободу братским славянским народам этого региона.

— В истории Российского флота были разные периоды. Какие из них были временем подъема, а какие — упадка?

— Развитие Военно-морского флота шло неравномерно. Подъему могущества страны способствовала сильная государственная власть, особенно при Петре I, Екатерине II, Павле I, а после сменялось длительными периодами застоя. Так было в послепетровскую эпоху, в послереволюционный период и после развала СССР в 1991 году.
В период упадка флот терял важнейшее качество инструмента государственной морской политики. Отставание России и ее морского вооружения в военно-технической сфере обернулось ее поражением в Крымской войне (1853−1856 гг.) и закатом эпохи парусного флота. Разгром тихоокеанских эскадр у Порт-Артура и острова Цусима предопределил исход Русско-японской войны и несостоятельность русской военно-морской школы в новых условиях ведения войны на море. К сожалению, узость мышления ряда государственных и военных деятелей в морской политике, в развитии флота, недопонимание его места в войне на море, противопоставление флота армии и, наконец, непонимание той непреложной истины, что только гармоничное развитие всех видов Вооруженных Сил гарантирует защиту неприкосновенности и национальной безопасности, нанесли и наносят большой ущерб России.

В войне на море при защите Отечества в течение многих веков сформировалась русская военно-морская школа. Утверждение «Кто владеет морем, тот владеет миром» лишь на первый взгляд кажется полемическим перехлестом, однако оно справедливо.

Как тут не вспомнить о том, что в пояснительной записке к закону об императорском Российском флоте говорилось: «Желание заменить флот чем-нибудь более дешевым есть хроническое явление у всех сухопутно настроенных руководителей России в прошлом и настоящем. Оно происходит главным образом от недопонимания огромной важности морской силы».
Флот участвовал в 35 из 37 войн по защите Отечества, которые вела Россия. В сражениях и боях с неприятельскими флотами — турецким, шведским, английским, датским, прусским, германским, французским, японским — русские моряки всех поколений формировали военно-морскую школу, в основе которой проявляли лучшие черты своего народа: упорство и бесстрашие, отвагу и боевую выучку, самоотверженность и милосердие, творческий дух военно-морского искусства.
В устье Невы, в шхерах Выборга, Гангута и Гренгама, у острова Тендера и мыса Калиакрия, в Хиосском проливе, у Афона и Дарданелл были одержаны блестящие победы, достойные великой морской державы.
Русские моряки штурмом взяли неприступную, как считали французы, крепость о. Корфу, огненным смерчем сметали неприятеля в бухтах Чесмы и Наварина, стойко обороняли Севастополь, Петропавловск-Камчатский и Порт-Артур.

— Многие моряки внесли весомый вклад в историю нашего государства…

— Навечно в памяти народной остаются имена адмиралов блистательной эпохи парусного флота Петра I: Федора Апраксина, Григория Спиридова, Федора Ушакова, Дмитрия Сенявина, Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Павла Нахимова. Мы отдаем должное иностранным морякам, принятым на флотскую службу, честно служившим России и внесшим большой вклад в боевую летопись флота. Среди них первый российский адмирал швейцарец Ф. Лефорт, голландцы К. Крюйс, Л. Гейден и И. Кингсберг, шотландцы С. Грейг и Д. Кроун, датчанин В. Беринг, испанец О. Дерибас и далматинец М. Змаевич.
Значителен вклад в развитие флота и таких приближенных к трону государственных деятелей, как А. Меншиков, А. Орлов, великий князь Константин Николаевич.
В эпоху броненосного флота, к строительству которого Россия в силу экономической отсталости приступила позднее Запада, отличились Г. Бутаков, который первым в мире обосновал тактику паровых кораблей на эскадре Балтийского флота, С. Макаров, впервые успешно применивший торпедное оружие и позднее обосновавший тактику как науку о морском бое. По проекту вице-адмирала А. Попова был построен первый в мире брустверно-башенный броненосец.

— А как состояние флота влияло на географическую карту страны?

— К 1800 году Россия владела Аляской, Алеутскими и Курильскими островами, Сахалином и некоторыми островами в Тихом океане, но часть этих территорий из-за слабости Российского флота в этом регионе пришлось оставить.
Стратегически согласованное по времени скрытое развертывание в 1863 — 1864 гг. двух эскадр (А. Попова и С. Лесовского) русского флота в западных и восточных портах Северной Америки оказало существенное влияние на исход Гражданской войны в США и обстановку в мире. Распалась антирусская коалиция и отпала угроза вмешательства Англии и Франции во внутренние дела Северной Америки на стороне южан.
В 1904—1905 гг. Русско-японскую войну Россия проиграла по причине утраты военно-морской школы, особенно тактики новых типов кораблей и провала морской политики на Дальнем Востоке. Но надо отдать должное хорошо организованному беспримерному переходу эскадр Балтийского флота на Тихий океан.
В ходе многолетней борьбы за выход в Мировой океан Россия сумела создать мощный Военно-морской флот и разработать военно-морское искусство, его применение в зависимости от материальной базы ведения войны на море.
Российский флот оказал значительное влияние на общий ход событий Первой мировой войны. От обстановки на Балтийском и Черном морях зависел успех действий войск на приморских направлениях. Нашим флотам удалось в значительной степени сократить морские перевозки противника, имевшие стратегическое значение.
Моряки Балтики успешно противодействовали попыткам германского флота прорваться в Финский и Рижский заливы. Под руководством адмирала Н. Эссена корабли Балтийского флота своевременно провели минные постановки, явившиеся основой минно-артиллерийских позиций, и сорвали планы немцев. Широкое применение в войне на море нашли новые рода сил флота — подводные лодки и морская авиация. Черноморский флот блокадными действиями в районе Босфора ограничил действия турецкого флота. Мощное содействие оказал флот сухопутным войскам, наступавшим на приморском направлении.
К началу Первой мировой войны русский флот пополнился новыми классами кораблей, что способствовало началу возрождения военно-морской школы.

Россия остается великой державой благодаря обширности ее территории, богатству природных ресурсов, крупному научно-техническому потенциалу, мощной базе судостроения, опытных кадров, а главное — наличию стратегического ядерного оружия…

Унизительный Брестский договор 1918 года поставил моряков в наиболее тяжелые условия. Прервалась, уже во второй раз, история Черноморского флота. Балтийцев постигла бы та же участь, если бы не доблесть моряков флота и его командующего А. Щастного. Ледовый поход 1918 года кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт — одна из самых ярких страниц его истории.
Гражданская война расколола флот до конца: так как офицерский корпус комплектовался только из дворянства, в одночасье он лишился офицерского состава на кораблях и в штабах, утратил боеготовность и управление. Его трагическая судьба, когда представители одних и тех же флотских династий сражались по разные стороны фронта, стала частью трагедии страны.

— Было ли тогда у руководителей страны понимание того, что необходим сильный флот?

— Один из немногих высших военачальников, понимавший значение морской мощи, Михаил Васильевич Фрунзе констатировал, что в ходе революции и случайностей войны на долю флота выпали особенно тяжелые удары. Ведь мы лишились большей и лучшей части его материальных средств, опытных боевых офицеров, игравших в жизни и в морской школе флота ведущую роль.
Понадобились годы, чтобы восстановить разрушенную экономику, кораблестроительную базу и военно-морскую школу России, а также выработать морскую политику страны. Между двумя мировыми войнами были созданы Тихоокеанский и Северный флоты, возрождалась морская школа, особенно ее офицерский корпус, который формировался из рабочих, крестьян и интеллигенции Страны Советов. В очень непростой обстановке флот набирал силы, готовился к обороне морских рубежей.

— В годы Великой Отечественной войны военные моряки неоднократно демонстрировали примеры героизма и стойкости…

— Экономически страна была не в состоянии построить океанский флот к началу Второй мировой войны, но предпосылки к его созданию были заложены благодаря усилиям наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова и его предшественников.
В годы Второй мировой и Великой Отечественной войн флот принимает активное участие на приморских направлениях, особенно в содействии войскам в обороне портов и военно-морских баз. В героическую летопись истории Родины вписана оборона военно-морских баз Либавы, Таллина, Ханко, Одессы, Севастополя и Новороссийска, что способствовало срыву немецкой стратегии блицкрига.
Почти полумиллионная армия морской пехоты действовала в составе морских и стрелковых бригад на ответственных участках фронтов: под Москвой и Ленинградом, в окопах Сталинграда и Керчи, на берегах Волги и Дуная, Днепра и Вислы.
Под руководством наркома ВМФ Н. Кузнецова, его заместителей Л. Галлера, И. Исакова, командующих флотами А. Головко, В. Трибуца, Ф. Октябрьского, Л. Владимирского, И. Юмашева флот сумел встретить войну в боевой готовности, выстоять в самый тяжелый для него начальный период. Флот успешно выполнял задачи на главном театре Второй мировой войны — советско-германском фронте — и внес достойный вклад в победу над фашистской Германией и империалистической Японией.
Он одолел морские силы врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, нарушал его коммуникации, обеспечивал устойчивость стратегических флангов сухопутных фронтов и всестороннюю поддержку наших войск в обороне и наступлении. Своими боевыми действиями Военно-морской флот СССР способствовал перелому в «битве за Атлантику», имевшему важное значение для США и Великобритании, в пользу союзников. Флот с его закаленными в боях кадрами закончил войну более сильным, чем вступил в нее, поскольку приобрел богатейший опыт в войне на море, где были заложены основы советской военно-морской школы. Офицерский корпус Рабоче-крестьянского Красного флота оправдал доверие народа в ходе войны и вписал новые страницы в историю Отечества.

— В 1946 году союзники по антигитлеровской коалиции — США и Англия — заключили союз для борьбы с угрозой коммунизма. Так началась «холодная война» стран Запада против СССР. Мог ли советский ВМФ по своим техническим и качественным параметрам, по численности корабельного состава соперничать с флотами США и Англии?

— Не мог. Понадобилось колоссальное напряжение экономики страны, чтобы в исторически сжатые сроки возродить морскую мощь государства и создать океанский флот, реализовав четыре десятилетние государственные кораблестроительные программы. На базе научно-технического потенциала удалось преодолеть многолетнее отставание в качестве кораблестроения и создать лучшие в мире атомные ракетные и торпедные подводные лодки, атомные надводные крейсера, противолодочные и десантные корабли, приступив к строительству авианосцев.
В шестидесятые годы ХХ века флот вышел в океан. Начались постоянная боевая служба в важнейших стратегических районах Мирового океана, а также патрулирование морских стратегических ядерных сил в Атлантическом и Тихом океанах.
Океанскому ракетно-ядерному флоту соответствовала советская военно-морская школа, в основе которой было несение боевой службы в океане. Через века флот снова вышел в районы Мирового океана, впервые открытые русскими первопроходцами. При формировании концепции и строительстве океанского ракетно-ядерного флота учитывалась его стратегическая роль и обеспечение господства в войне на море.

— Бесспорно, до развала Советского Союза наш флот был одним из сильнейших в мире. Но затем для него, кажется, наступили не самые лучшие времена?

— Распад лагеря стран Варшавского договора и развал СССР способствовали утрате стратегического влияния в Центральной Европе и создали благоприятную военно-политическую обстановку странам блока НАТО для распространения своего влияния на Европейском континенте и особенно на бывшие республики Союза.
Вывод советских войск из стран Западной Европы, образование независимых государств на развалинах СССР, а также ликвидация западных военных округов бывшего Союза коренным образом изменили военно-политическое положение на европейских ТВД в пользу США и НАТО. Необходимо заметить, что в Берлине после вывода советских войск остались союзные войска США, Англии и Франции, а на территории Германии размещаются войска НАТО. Руководство государства должно понимать, что односторонний отказ от Потсдамских соглашений 1945 года, чтобы доказать свое миролюбие, является опасной политикой, в каком бы виде она ни проводилась.
В результате всех этих изменений большие потери понес Военно-морской флот, который традиционно развивался как единая сбалансированная система. На территории Украины и Грузии остались 90 процентов объектов инфраструктуры базирования Черноморского флота, учебные центры и военно-морские училища. Балтийский флот также понес значительные потери — около 60 процентов пунктов базирования и складирования, более половины узлов связи и аэродромов, 75% средств навигационного обеспечения и судоремонта. Утрата центров кораблестроения и судоремонта в Николаеве тяжело отразилась на боевой готовности крупных надводных кораблей-авианосцев и крейсеров. Существенные потери понесла и Каспийская флотилия. В целом ВМФ потерял около 40% своей инфраструктуры.
Россия утратила господство на Черном и Балтийском морях, а исторические противники получили превосходство над нашими флотами. Балтийский и Черноморский флоты, потеряв половину надводных кораблей и три четверти подводных лодок, ракетоносную морскую авиацию и пункты базирования флота, стали флотами на закрытых морских театрах, способными решать сугубо оборонительные задачи, а ранее они имели группировки сил для действий в Средиземном и Северном морях. Таким образом, задачи флотов на европейских морских театрах изменились в обеспечении национальной безопасности с морских направлений и требуют их уточнения и восстановления боеготовности и морской школы.
Тем не менее Россия остается великой державой благодаря обширности ее территории, богатству природных ресурсов, крупному научно-техническому потенциалу, мощной базе судостроения, опытных кадров, а главное — наличию стратегического ядерного оружия…

Главная цель реформирования — улучшение качественного состояния сил флота, а не их сокращение при отсутствии анализа геополитической обстановки на морских и океанских театрах.

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана — одно из главных направлений развития мировой цивилизации в ХХI веке. Исторически Россия — ведущая морская держава, исходя из пространственных и географических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Она заслужила этот статус благодаря не только географическому положению, но и в битве за выход к трем океанам, благодаря огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многим великим географическим открытиям, сделанным известными русскими исследователями.

— Видимо, неопределенности в мировой политике и сохранение потенциальной угрозы с морских направлений и заставили Президента России принять впервые в истории государства Морскую доктрину РФ на период до 2020 года?

— Морская доктрина РФ является основополагающим документом, определяющим государственную политику в области морской деятельности. К сожалению, в доктрине не определена структура морской мощи (научно-технический и производственный потенциал), а также программа строительства флота и морских вооружений с учетом потенциальных угроз на морских театрах.
Ни у одной из морских держав нет столь сложных стратегических условий для реализации своих интересов в Мировом океане, как у России. Мы имеем пять разобщенных морских театров, в каждом из которых свои сложные проблемы, главная из них — это свободный выход в океан. Эти проблемы еще более усугубились после распада СССР, особенно на Черноморском, Балтийском флотах и в Каспийской флотилии. Поэтому основная роль в защите национальных интересов России в Мировом океане должна принадлежать Северному и Тихоокеанскому флотам.

— А каким, на ваш взгляд, в структурном плане должен быть Российский флот сегодня?

— Со стратегической и военно-политической точек зрения, ВМФ должен располагать четырьмя флотами и одной флотилией. Из них Северный и Тихоокеанский — океанские флоты, а Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия — действующие на закрытых морских театрах.
Флоты должны быть способны противостоять любой группировке ВМС отдельно взятых прибрежных государств, не исключая ВМС НАТО и ВМС США, в случае необходимости их силового сдерживания, а океанские флоты — дополнительного ядерного сдерживания. При этом все флоты должны оставаться оперативно-стратегическими объединениями, способными решать, как правило, оборонительные задачи, в том числе и срыв ударов высокоточного оружия, а также удерживать господство на море как самостоятельно, так и во взаимодействии с объединениями других видов ВС РФ на отдельных направлениях.
Существующие рода сил флота должны быть сохранены на каждом флоте с учетом решаемых задач.

— Каковы, на ваш взгляд, главные угрозы в возможной будущей войне ХХI века?

— Главная угроза в возможной войне — это воздушная компонента, которая включает воздушно-космическое информационное поле и ударное высокоточное оружие, носителями которого являются авиация, атомные подводные лодки и надводные корабли.
Поэтому для решения своих задач флот с учетом угрозы должен иметь глобальные и региональные многофункциональные системы боевого управления, включающие воздушно-космические системы освещения обстановки, разведывательно-ударные корабельные и авиационные комплексы с системами разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы.
Океанский ракетно-ядерный флот должен получить дальнейшее качественное развитие. Он должен быть сбалансированным организмом, отвечающим требованиям современной военной и военно-морской науки, насыщенным новыми технологиями, иметь мобильные и универсальные группировки, способные к действиям в ближней и дальней морских зонах Мирового океана.
Сбалансированность флота — это наивыгоднейшее сочетание элементов боевой мощи кораблей и родов сил, его реальных возможностей, интегрированных в единую многофункциональную боевую систему для успешного решения поставленных задач.
При этом следует учитывать, что современный флот — весьма сложная и дорогостоящая система, которая создается государством постепенно и только в мирное время. Она не терпит в своем развитии скачков или перерывов, требует постоянного внимания со стороны государства.

— Необходимость объективной оценки состояния флота подтверждает и исторический опыт России, игнорирование которого было бы непростительной ошибкой…

— Главная цель реформирования — улучшение качественного состояния сил флота, а не их сокращение при отсутствии анализа геополитической обстановки на морских и океанских театрах.
После поражения флота в Русско-японской войне его восстановление шло по двум направлениям: по линии правительства и на пожертвования общественных организаций. Благодаря тому что флот подчинялся царю и был независим от военного ведомства, в 1912 году были приняты закон о флоте, план его развития до 1930 года. Были приняты морская стратегия и меры по восстановлению военно-морской школы.
Царская Дума поддержала закон о флоте и план его возрождения, были выделены кредиты. Все это позволило к 1914 году Балтийскому и Черноморскому флотам получить новые корабли и в ходе Первой мировой войны решить поставленные задачи.
В настоящее время, в начале ХХI века, для сохранения флота и его дальнейшего развития, с учетом новых геополитических условий и исходя из исторического опыта нашей страны, необходим ряд мер. Так, следует внести изменения в Военную доктрину, определяющую роль и место ВМФ и пути поддержания морской мощи России; принять закон о Военно-морском флоте, программу его развития на 20−30 лет. Также надо подчинить ВМФ первому лицу государства, как это было в России до 1917 года и в СССР, т. е. восстановить оптимальное сочетание единства стратегического руководства с относительной самостоятельностью флота. Следует сделать все возможное и для того, чтобы сохранить русскую военно-морскую школу путем обеспечения престижности службы офицерского состава.
История государства Российского тесно связана с историей флота. На всех этапах развития государства — Киевской и Московской Руси, царской и Советской России — военный флот играл ведущую роль в защите русских земель от иностранных захватчиков и национальных интересов на море.

http://www.redstar.ru/2006/10/1810/401.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика