Красная звезда | Юрий Авдеев | 19.10.2006 |
Наша справка
При модернизации фронтового бомбардировщика Су-24М2 увеличена номенклатура используемого высокоточного оружия, а также применено неуправляемое вооружение со сложными траекториями полета. Испытания показали повышение боевой эффективности бомбардировщика в среднем на 30 процентов.
Другой успешной разработкой АХК «Сухой» стал фронтовой ударный бомбардировщик Су-34, идущий на смену Су-24 и предназначенный для поражения наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных целей вне зависимости от времени суток и метеообстановки, а также в условиях радиолокационных помех.
На основе нового бомбардировщика планируется создание самолета-разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Ведется разработка и экспортного варианта фронтового бомбардировщика — Су-32, потенциальными покупателями которого видятся страны с протяженной прибрежной зоной, а также имеющие спорные приграничные территории.
В соответствии с планом ведется разработка конструкторской документации на многоцелевой сверхманевренный самолет Су-35, серийное производство которого призвано полностью удовлетворить потребности рынка в боевых самолетах «Сухого» и обеспечить загрузку производственных мощностей компании до 2015 года.
Стратегические планы холдинга в области военной авиатехники связаны с разработкой боевого авиационного комплекса фронтовой авиации нового поколения. Задачи по его созданию определены в действующей Государственной программе вооружений. Отличительные черты создаваемого самолета таковы: многофункциональность, сверхманевренность, малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, способность взлетать и садиться, используя укороченную взлетно-посадочную полосу. На самолете будет установлен радар с фазированной антенной решеткой. Пилот сможет выбирать цели при помощи нашлемной системы целеуказания.
Наша справка
Проведена защита технических проектов основных составных частей ОКР нового истребителя, выполнен комплекс наземных лабораторно-стендовых и полигонных испытаний, осуществлена проверка проектных решений в экспериментах на летающих лабораториях, изготовлен действующий макет кабины. Дальнейшая работа по проекту истребителя пятого поколения осуществляется в соответствии с Государственной программой вооружения на 2006 — 2015 годы.
За рубежом к этому проекту проявляют большой интерес. В прошлом году президент Индии Абдул Калам, посетивший ОАО «ОКБ Сухого», обсудил с руководством компании перспективы участия индийских авиастроительных фирм в разработке истребителя пятого поколения.
Совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» фирма успешно действует на мировом рынке вооружения. Ее самолеты Су-30 в различных модификациях поставляются во многие страны мира. В этом году подписаны многомиллиардные контракты с Алжиром и Венесуэлой на поставку самолетов разработки «ОКБ Сухого». Всего же с 1996 по 2006 год с учетом лицензионного производства за рубежом зарубежные заказчики получили 340 самолетов марки «Су». Выручка России при этом превысила 10 млрд. дол., что составило около 25 процентов всего российского экспорта вооружений за этот период.
Компания эффективно использовала предоставленное государством право самостоятельной поставки запасных частей в зарубежные страны. Только в 2005 году стоимость поставок запасных частей и оказание услуг по прямым экспортным контрактам с целым рядом стран превысила 200 млн. долларов США.
Другим, не менее перспективным направлением деятельности компании стала программа развития гражданской авиации. Она позволит завоевать новые рынки сбыта, полноценно реализовать производственный и творческий потенциал холдинга, а также увеличить и сделать более стабильной выручку от реализации продукции.
Наша справка
Основным продуктом, обладающим наибольшей привлекательностью и экспортным потенциалом, являются региональные самолеты семейства «Сухой» 100 (Superjet), представляющие собой 75- и 95-местные пассажирские лайнеры с базовой и увеличенной дальностью полетов от 3.050 до 4.870 км. Самолеты этого семейства максимально унифицированы по элементам планера, составу оборудования, имеют единый двигатель SaM146, совместно разрабатываемый НПО «Сатурн» и французской фирмой Snecma. В проекте принимают участие и другие зарубежные фирмы. Поставщиками комплектующих выбраны такие известные фирмы, как Thales Avionics (поставщик авионики), Liebherr Aerospace (системы дистанционного управления и кондиционирования), Messier Dowty (шасси) и другие.
Проект выходит на этап реализации. В прошлом году заключены контракты с ОАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии» и Финансовой лизинговой компанией на поставку 40 самолетов семейства Superjet, идут переговоры по поставке самолетов зарубежным лизинговым компаниям. В 2008 году начнутся поставки самолетов заказчикам. В настоящее время спрос на эти машины прогнозируется в объеме 800 самолетов, что предполагает их производство с 2010 года на уровне 60−70 самолетов в год. При этом если спрос на Superjet будет больше 800 самолетов, то объемы производства будут увеличены до 80−90 самолетов в год.
Помимо этого проекта предприятия холдинга предлагают для реализации на внутреннем и внешних рынках гражданские самолеты Ан-38, Су-80ГП, Бе-103, спортивно-пилотажные — Су-26, Су-29 и Су-31.
По оценке специалистов, впервые объем заказов холдинга на гражданскую авиатехнику, с учетом соглашений о намерениях и опционов, стал сопоставим с продажами боевых самолетов.