С понедельника Грузия ввела в действие новые правила организации транзита по грузинской территории военных грузов и персонала российской 102-й базы ГРВЗ, дислоцирующейся в городе Гюмри (Армения). Решение коснется транзита через территорию Грузии грузов, военного персонала, а также сопровождающих их лиц и членов семей. По заявлению грузинского минобороны, изменения вводятся в соответствии с Соглашением между Грузией и Российской Федерацией от 31 марта 2006 года «Об организации транзита военных грузов и персонала по территории Грузии». Какие именно изменения вводятся, в грузинском военном ведомстве «Красной звезде» сообщить отказались, но заявили, что Минобороны России обязано в соответствии с этими правилами обращаться к минобороны Грузии для организации необходимого транзита.
На прошлой неделе Соглашение «Об организации транзита российских военных грузов и персонала по территории Грузии» и Соглашение «О сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов ГРВЗ, расположенных на территории Грузии» были ратифицированы Государственной Думой России. Аналогичную процедуру документы прошли и в грузинском парламенте. Однако грузинская сторона, по всей видимости, посчитала необходимым изменить условия уже достигнутых и законодательно оформленных договоренностей по своему усмотрению. Не исключено, что это может привести к осложнениям в процессе вывода военных баз из Грузии.
Собственно говоря, и до введения изменений грузинская сторона различными способами пыталась препятствовать не только осуществлению транзита, но и самому процессу вывода российских военных баз со своей территории. Согласно имеющимся договоренностям, пограничный и таможенный контроль российских воинских грузов осуществляется в соответствии с грузинским законодательством, при этом Грузия обязуется не взимать таможенные пошлины, налоги и лицензионные сборы. Однако всем нам памятны инциденты, когда грузинская сторона пыталась требовать оплаты таможенных пошлин и сборов за вход в акваторию Батумского морского порта больших десантных кораблей ВМФ, прибывших для эвакуации российской военной техники, а также покилограммовой оплаты за единицу веса выводимой бронированной техники. Такие же безобразия происходили и при следовании из России на военные базы ГРВЗ колонн, доставляющих в российские соединения продовольствие и горюче-смазочные материалы (вероятно, по мнению Окруашвили, а без его ведома в Грузии ничего не происходит, вывод техники и вооружения можно осуществлять без топлива и без организации питания личного состава).
То же самое происходит и с транзитом военных грузов через территорию Грузии на 102-ю военную базу ГРВЗ в Армении. В 2005 году Министерство обороны России направило в Грузию 270 заявок на пролет российских воздушных судов; при этом было получено всего 80 разрешений, а после марта 2005 года ни одна заявка не была удовлетворена. В 2006 году из 88 направленных заявок разрешение было получено на 9 полетов. То есть грузинская сторона без каких-либо вразумительных объяснений просто блокировала транзит. Сегодня транзит осуществляется только воздушным транспортом, но соглашение предусматривает возможность использования железнодорожного и автомобильного сообщения, однако грузинская сторона ему препятствовала и, исходя из новых заявлений своего минобороны, собирается препятствовать и далее.
Заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Александр Скворцов считает, что нельзя гарантировать беспрепятственное выполнение Грузией соглашения о военном транзите российских грузов через ее территорию. «Что касается препятствий, с нынешним положением гарантировать нельзя ничего. Хотя ратификация соглашения и вступление его в силу дают возможность российской стороне требовать выполнения этих условий. Гарантий по поводу действий грузинской стороны я дать не могу», — сказал Скворцов, выступая перед депутатами Госдумы, и добавил, что Минобороны изыскивает запасные варианты транзита воинских грузов на военную базу, расположенную на территории Армении.
Вместе с тем заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов однозначно заявил, что Соглашение о выводе российских баз с территории Грузии будет выполняться жестко и четко. По его словам, последний российский солдат, сто процентов, покинет территорию Грузии к концу 2008 года. «Наши военные, по крайней мере в Тбилиси, находятся на положении заложников. И чем раньше мы их оттуда заберем, тем спокойнее мне будет работать», — подчеркнул министр обороны. Также Сергей Иванов напомнил, что Россия уже начала в этом году активно выводить технику из Ахалкалаки (62-я военная база ГРВЗ). Больше половины ее имущества и техники в течение года уже выведено. Но сделать это в одночасье просто невозможно. Технику необходимо готовить. Должны выезжать военнослужащие-специалисты, которые доведут эту технику до необходимого уровня технического состояния.
Представляется, что именно на препятствование этому и направлены новые условия, выдвигаемые грузинской стороной. Возможно, что за этим последует очередная волна визовой блокады российских военнослужащих, как это уже было в начале года. Под различными предлогами Тбилиси, вероятно, станет противостоять въезду на свою территорию военных специалистов из состава 102-й военной базы, которые в основном и занимались подготовкой техники к транспортировке в Армению и в Россию. По всей видимости, станут чиниться препоны в обеспечении военных баз продовольствием и необходимыми ГСМ.
Более того, последнее заявление министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили о невозможности создания совместного грузино-российского антитеррористического центра (ГРАТЦ), предусмотренного в Соглашении «О сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов ГРВЗ, расположенных на территории Грузии», из-за имеющихся сегодня сложностей во взаимоотношениях Москвы и Тбилиси может говорить о том, что официальный Тбилиси любыми способами будет создавать помехи и неудобства военнослужащим ГРВЗ, занимающимся выводом техники и вооружения. По сути, грузинская сторона отказывается от выполнения условий соглашения, так как создание ГРАТЦ оговорено именно этим документом. При этом Бежуашвили, вероятно, лукавит, утверждая, что речь в соглашении идет лишь о начале консультаций на эту тему. Статья 20 соглашения зафиксировала, что «стороны в ближайшее время завершат разработку и подготовят к подписанию соглашение о создании и функционировании грузино-российского антитеррористического центра, в соответствии с которым согласованная часть личного состава, материально-технических средств и инфраструктуры российской военной базы в Батуми будет использована в интересах указанного центра».
Впрочем, как заявил Сергей Иванов, руководство Грузии прекрасно знает, что ему необходимо сделать для нормализации отношений с Россией. «Но мы будем судить не по риторике, не по словам, а по конкретным делам, и только по ним», — подчеркнул глава российского военного ведомства.
http://www.redstar.ru/2006/10/1010/301.html