Русская линия
Красная звезда Владимир Мохов27.09.2006 

Карабах: просвет почти не виден

Перемирие в карабахском конфликте, достигнутое с таким трудом, сохраняется. Однако окончательный, необратимый мир в регион так и не пришел. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика продолжает оставаться яблоком раздора между Арменией и Азербайджаном. И конца этому раздору не видно…

Свой «Сталинград»


Прорыва на переговорах ждали сразу после проведения президентских выборов в этих закавказских республиках. Казалось, что «устаканенная» внутриполитическая обстановка позволит Баку и Еревану сосредоточиться на карабахском вопросе, добиться хоть какого-то компромисса. Однако надежды оказались тщетны. Выборы состоялись, а полнейшая несовместимость подходов армянской и азербайджанской сторон к перспективам дальнейшего существования НКР трансформировалась в совершенно иную плоскость.
И для Ильхама Алиева, и для Роберта Кочаряна Карабах стал своеобразным «тестом» на политическую состоятельность. В одном случае определенная часть национальной элиты хотела бы убедиться, что курс покойного Гейдара Алиева на возвращение мятежной автономии в азербайджанское правовое поле сохранится и при его сыне. Как заявляет бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров, что называется, съевший собаку на карабахской проблематике, в Азербайджане пока не родился лидер, который бы взял на себя смелость публично отречься от Карабаха. Это означало бы его верную политическую смерть. Несмотря на то, что где-то в глубине души азербайджанцы, видимо, сознают, что нынешняя НКР по своему статусу, составу и менталитету населения никогда уже не станет бывшей автономной областью, безболезненно существовавшей в составе Азербайджанской ССР.
В другом же случае речь идет о том, что «сдача» Карабаха способна стать катализатором новых политических потрясений в Армении. Такой «подарок» местная оппозиция вряд ли упустит. Особенно с учетом того, что в будущем году в республике пройдут парламентские выборы, а в 2008-м — президентские. Пример предыдущего армянского руководителя, Левона Тер-Петросяна, убеждает, что упреки в экономических неурядицах, нежелании бороться с бедностью и прочими социальными проблемами — ничто в сравнении с обвинениями в «соглашательстве» по карабахскому вопросу. Нынешние власти это хорошо понимают. Вместе с тем со стороны Запада непрерывно растет давление на Ереван с целью подтолкнуть его к заключению мирного соглашения с Баку.
В Азербайджане предлагаемым Минской группой ОБСЕ и Вашингтоном мирным планом урегулирования конфликта тоже довольны далеко не все. Урегулирование немыслимо без взаимных уступок, но в обеих закавказских республиках уступки эти зачастую считают проявлением «капитулянтства». В общем, в обеих странах Карабах стал синонимом своего «Сталинграда», за который надо драться до последней капли крови. Отношением к этой проблеме лидерам Азербайджана и Армении можно либо укреплять, либо расшатывать свои внутриполитические позиции. И, пожалуй, именно этот фактор стал основным препятствием на пути урегулирования конфликта.
«Все и сразу!» — требуют от своих руководителей разномастные радикалы. Спрашивается, возможны ли в принципе при таком максималистском подходе хотя бы какие-то компромиссы? Ответ очевиден. Собственно, это и объясняет провал переговорного процесса, который за последние годы практически не сдвинулся с мертвой точки. Все это время переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ напоминали разговор слепого с глухим, в результате чего позиции сторон только отдалялись, радикализировались. Ни с одним из наборов базовых принципов урегулирования конфликта стороны не соглашались.
Поводы для разлада в отношениях между Ереваном и Баку находятся постоянно. Вот и сейчас ситуация на карабахском направлении заметно осложнилась. Не в последнюю очередь повлияло на это то, что Баку добился включения в повестку дня 61-й сессии Генассамблеи ООН вопроса «Затяжные конфликты на территории стран — участниц ГУАМ, их последствия для международного мира, безопасности и развития». Параллельно с этим в Баку резко активизировалась радикальная оппозиция, которая всячески подталкивает руководство Азербайджана к силовому решению территориальных проблем. Например, «Организация освобождения Карабаха» под лозунгами восстановления территориальной целостности страны жестко требует от президента и правительства Азербайджана объявить Армении войну уже сегодня. По мнению ее лидеров, мирные переговоры не имеют никаких перспектив.
В СМИ появляются сообщения, что затягивание процесса урегулирования карабахского конфликта все больше накаляет обстановку в Баку и с каждым днем растет вероятность возобновления боевых действий между Азербайджаном и Арменией. Недавно духовный лидер Азербайджана, глава Управления мусульман Кавказа даже пригрозил армянам «джихадом». На этом фоне чиновникам все сложнее посылать мирные импульсы своим оппонентам. Вот и на днях глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев в интервью республиканскому телевидению заявил следующее: «Азербайджан не желает возобновления войны с Арменией, но в случае провала мирных переговоров по карабахскому урегулированию будет вынужден рассмотреть иные пути решения проблемы оккупации азербайджанских территорий».

Своя игра


Заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ доктор политологии Михаил Александров считает, что сегодня прослеживается последовательная линия к усилению давления на Армению. Достаточно вспомнить заявление о том, что военный бюджет Азербайджана сравнялся со всем госбюджетом Армении (это стало результатом мощного притока нефтедолларов в азербайджанскую экономику). Теперь вот — заявление муфтия…
Происходит все это потому, считает Михаил Александров, что Ереван не идет на уступки. В Баку, видимо, рассчитывали, что под влиянием Запада удастся вынудить Армению принять ряд условий. Судя по тому, что просочилось в прессу, речь идет о том, что армяне должны были освободить часть районов, занятых армией освобождения Нагорного Карабаха, но без всяких условий. В обмен лишь на то, что когда-то в будущем состоится референдум о независимости НКР. Но этот вариант Ереван и Степанакерт не устроил. Кто даст гарантию, говорят здесь, что Баку признает результаты референдума и не продолжит настаивать на том, чтобы Карабах оставался частью Азербайджана?
На такую схему в Армении и НКР наверняка не пойдут. Несмотря на то, что она получила поддержку ряда международных посредников, которые рисовали ситуацию так, будто это вполне реальная перспектива, будто стороны чуть ли не согласились на подобные предложения.
Реальным вариантом, по мнению многих наблюдателей, стал бы вывод войск в обмен на признание независимости Карабаха. Но на это не идет уже Баку. Поэтому ситуация по-прежнему тупиковая. Но, кажется, меньше всего переживают по этому поводу в самой НКР.
— Карабахцы считают, что у них даже больше шансов обрести независимость, чем у других непризнанных республик, — говорит Михаил Александров. — Здесь есть определенные расчеты на Запад, на армянское лобби в США. Но лично я в этом вопросе остаюсь скептиком, поскольку, когда речь идет о деньгах, никакое лобби ничего не сделает. В Азербайджане задействованы огромные нефтяные деньги. Азербайджан стратегически важен как путь к Каспию и в Центральную Азию. А Армения с Карабахом никому, кроме армянской диаспоры, в общем-то не нужна, хотя Соединенные Штаты и выделяют Еревану десятки миллионов долларов. Диаспора эта не столь всемогуща, чтобы навязывать решения нефтяным компаниям и военно-промышленному комплексу США. Не стоит питать иллюзий…
Карабаху, считают многие наблюдатели, следовало бы более активно сотрудничать с другими непризнанными государственными образованиями, рассчитывая на пакетное решение вопроса. Однако НКР пока предпочитает вести свою игру. Разумеется, с оглядкой на Ереван.
Степанакерт имеет собственную позицию по всему комплексу спорных вопросов. Здесь прежде всего напоминают о советском законе, определявшем порядок выхода союзных республик из состава СССР. А он гласил, что в случае выхода союзной республики автономные «сестры» определяют свой статус самостоятельно. Карабахцы сделали выбор в пользу независимости.
Раздражает Степанакерт и то, что Баку отказывается садиться за стол переговоров с НКР, как происходит это при урегулировании некоторых других конфликтов на постсоветском пространстве, где стороны ведут (по крайней мере вели раньше) диалог напрямую. А диалог такой необходим хотя бы потому, что Азербайджан и Карабах остаются соседями. Им есть что обсудить. Пока же, считают карабахские власти, Азербайджан пытается использовать международное право в целях подавления тяги народа НКР к самоопределению. Этот путь здесь называют бесперспективным, выражая готовность отразить любую агрессию, бороться за свою независимость до конца.
Между прочим, возможности для этого есть. Немногочисленная армия НКР считается одной из самых боеспособных в Закавказском регионе. Вряд ли стоит питать иллюзии и в отношении того, что попытки силовым путем вернуть Карабах не приведут к новому армяно-азербайджанскому противостоянию. А это чревато большой войной на Кавказе.
Тревожным симптомом здесь является и то, что в последнее время участились перестрелки на линии соприкосновения сторон. Методы силового давления привносят нервозность, делают ситуацию нестабильной, затрудняют нормальное экономическое развитие, инвестиции в регион.
Между тем экономика Карабаха потихоньку поднимается. Там строят дороги, дома, мосты. Степанакерт восстановлен практически полностью. Люди стали нормально жить. На улицах появились иномарки. Происходит это прежде всего благодаря инвестициям армянской диаспоры и умелой политике местного руководства. В этих условиях карабахцев, похоже, меньше всего заботит, что думает об их независимости международное сообщество. А оно, вернее, отдельные его представители, продолжают настаивать на том, что ситуация неопределенности вокруг НКР не может сохраняться бесконечно долго. Так ли это на самом деле?

Свои интересы


Мы знаем конфликты, которые длятся и гораздо дольше карабахского. Например, арабо-израильскому конфликту полвека, и еще неизвестно, чем и когда он закончится. Поэтому вряд ли стоит утверждать, что состояние «ни войны, ни мира» в Карабахе не может длиться долго.
— Может, — считает тот же Михаил Александров, — по крайней мере до тех пор, пока не начнутся глобальные мировые процессы, которые вовлекут в себя Закавказский регион и все вопросы будут решены в ходе них. Допустим, это война между США и Ираном, вовлечение в нее Азербайджана и в какой-то степени Армении. Все это способно спровоцировать глобальные изменения. Или разразится мировой экономический кризис, который приведет к уходу США с Ближнего Востока и из Закавказья. Тогда свои условия будет диктовать уже Россия…
Иными словами, пока на арене не появятся более серьезные игроки, ситуация неопределенности вокруг Карабаха, скорее всего, сохранится. Играть мускулами можно бесконечно долго. Но при всем притоке нефтедолларов, при всех закупках современных вооружений, при плотной натовской опеке боеспособность азербайджанской армии, по мнению большинства экспертов, не столь высока, чтобы выдержать серьезную войну. Исход нового противостояния с Карабахом и Арменией предсказать не возьмется никто. Война чревата для Азербайджана возможностью дезинтеграции государства. Поражение Баку к тому же может обострить сепаратистские настроения в некоторых районах республики.
Не заинтересован в новой войне за Карабах и Запад. Война может сорвать функционирование нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Любой конфликт в регионе направлен в данном случае против американских интересов. Не случайно американский посредник на переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза четко выразил позицию своей страны: «Заявления, звучащие в регионе, не должны содержать ненависти и угроз применения силы, потому что военного решения карабахского конфликта не существует. Такого решения не существует сегодня и не будет существовать через десять, пятнадцать, тридцать или пятьдесят лет».
С американским дипломатом трудно не согласиться. Даже с учетом того, что его позиция зиждется исключительно на национальных интересах США. Если эти интересы совпадают с российскими, здесь есть перспектива для сотрудничества. Между тем нашей стране новый очаг напряженности в Закавказском регионе тоже ни к чему. Ибо и с Арменией, и с Азербайджаном нас связывают долгосрочные партнерские отношения.
Многие эксперты считают, что положение так и будет балансировать на грани «ни войны, ни мира», пока полноценным участником переговорного процесса не станет сама Нагорно-Карабахская Республика. Ситуация «без меня меня женили», когда НКР уже в течение многих лет остается лишь объектом чьих-то притязаний, по мнению директора Института стран СНГ и депутата Госдумы Константина Затулина, только консервирует конфликт и порождает всевозможные обиды.
Между тем к решению своих территориальных проблем Азербайджан все активнее подключает исламский мир. К примеру, то, что в повестку дня очередной сессии Генассамблеи ООН был включен вопрос по Нагорному Карабаху, во многом стало следствием лоббирования данного вопроса со стороны ряда исламских государств. Как признался генсек Организации Исламская Конференция Экмаледдин Эхсаноглу, именно ОИК сыграла важную роль в том, что резолюция по данному вопросу стала довольно жесткой. Он также напомнил, что ранее во многом благодаря поддержке исламских государств Генассамблея приняла резолюцию о сотрудничестве ООН и ОБСЕ по карабахской проблематике, которая содержала устраивающие Азербайджан формулировки. Теперь, по его словам, ОИК готова оказать содействие по реализации этих документов.
В Ереване появление столь влиятельного лоббиста азербайджанских интересов восприняли с раздражением. Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что привлечение ООН к проблеме, которой занимается ОБСЕ, мягко говоря, неуместно.
Похоже, не вызвали в Ереване восторга и заявления президента Украины Виктора Ющенко во время его недавнего официального визита в Баку. Обязательным условием урегулирования карабахского конфликта тот назвал признание территориальной целостности Азербайджана и выведение армянских войск с оккупированных территорий. Правда, Ющенко признал, что «силовой формат» в урегулировании данного вопроса успеха не принесет. Он также предложил гарантировать Карабаху статус автономии, но опять-таки в рамках территориальной целостности Азербайджана. Наблюдатели предположили в этой связи, что украинским президентом двигало не столько желание сдвинуть с мертвой точки карабахскую проблему, сколько стремление заручиться поддержкой Азербайджана в некоторых нефтяных проектах.
И, наконец, последнее. Выступая в Берлине на международном форуме «Bertelsmann-2006», Ильхам Алиев послал Европе недвусмысленный сигнал: если она заинтересована в обеспечении своей энергетической безопасности, в стабильном получении азербайджанских энергоресурсов, ей надлежит активизироваться в урегулировании ситуации вокруг Карабаха. Но, думается, в большинстве европейских стран пока мало понимают, что должна представлять собой такая активизация. Следовательно, новый формат урегулирования карабахского конфликта, который пытаются найти сегодня в Баку, по-прежнему имеет смутные очертания.

http://www.redstar.ru/2006/09/2709/306.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика