Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) ВВС имени В. Чкалова, расположенный в Ахтубинске Астраханской области, для Военно-воздушных сил России — святая святых. Здесь учили летать и воевать легендарные МиГ и Су, боевые вертолеты Ми-8, Ми-24, транспортный Ми-26, самолеты дальней авиации семейства Туполева, военно-транспортные Ил и Ан. ГЛИЦ располагает уникальной испытательной базой, полигоном, где отрабатываются все вопросы боевого применения авиационных комплексов. Именно здесь выносится заключение: пойдет ли истребитель, штурмовик, бомбардировщик, вертолет в войска или нет.
Сегодня в Ахтубинске на выездном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности решается судьба самого ГЛИЦа. Сенаторы и депутаты, представители Администрации Президента РФ, Правительства, Совета безопасности, Минобороны и других силовых ведомств, научно-исследовательских организаций, ученые и заслуженные летчики-испытатели примут участие в обсуждении проблем правового и социального обеспечения в сфере научно-исследовательской и испытательной деятельности. Ожидается, что отдельным пунктом решения выездного заседания станет предложение о придании ГЛИЦу статуса национального летно-испытательного научного центра РФ с финансированием его деятельности за счет средств, предусмотренных отдельной (защищенной) строкой в федеральном бюджете.
Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил «Красной звезде», что в настоящее время отлаженной государственной системы поддержки и развития авиационного испытательного комплекса не существует.
Напомним, что его основа формировалась в 1950—1980-е годы (в период проведения испытаний самолетов 3-го и 4-го поколений). Развитие осуществлялось в строгом соответствии с постановлениями правительства Советского Союза, а финансирование в соответствии с решаемыми задачами.
Трудности последних лет в экономике страны не могли не сказаться и на авиационной отрасли. Резкое сокращение финансирования с начала 1990-х годов привело к ухудшению технического состояния испытательного комплекса, его моральному старению и физическому износу.
При этом ГЛИЦ продолжает выполнять поставленные перед ним задачи. В настоящее время в Ахтубинске завершается программа летных испытаний новейшего истребителя-бомбардировщика Су-34, который поступает на вооружение ВВС России. Планируется, что в течение трех лет Новосибирское авиационно-производственное объединение (НАПО) им. Чкалова, входящее в холдинг «Сухой», поставит Минобороны России 18 самолетов этого типа (два в 2006 году, шесть — в 2007-м, десять — в 2008-м). В дальнейшем на НАПО планируется выпускать по 8−10 Су-34 в год.
Вскоре в Ахтубинске начнутся летные испытания двух первых многофункциональных истребителей Су-30МКМ, которые будут поставлены в Малайзию. Ранее в ГЛИЦ испытывались самолеты Су-30МКИ для индийских ВВС.
Проще говоря, ГЛИЦ был и остается главной летно-испытательной базой страны. При этом, отмечают в Совете Федерации, в настоящее время оптимальная система материально-технического и финансового обеспечения испытаний и исследований по-прежнему не сформирована. Финансирование осуществляется по схеме снабжения войск, подчас без учета решаемых задач Государственным летно-испытательным центром в сфере испытаний и исследований авиационной техники и вооружения.
К сожалению, у ГЛИЦа сегодня достаточно типичных для авиации проблем. Ощущается серьезная нехватка высококвалифицированных специалистов-испытателей. Остро стоит проблема социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Небольшое денежное содержание специалистов центра. Крайне сложное положение по обеспечению жильем. Маленькие пенсии специалистов-испытателей. Отсутствие медико-психологической реабилитационной базы.
Без решения данных проблем будет крайне сложно выполнить задачу общенационального масштаба — модернизацию армии, считают в Совете Федерации и напоминают строки из послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию: «Боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной военной агрессии. Главный критерий — армия должна быть готова к отражению современных конфликтов, угроз «завтрашнего дня», а не к войнам образца «прошлого века».
Решения, которые будут приняты сегодня в Ахтубинске, во многом должны способствовать реализации этой задачи. В Совете Федерации считают, что давно назрела необходимость разработки проекта федерального закона «О системе испытаний авиационной техники военного назначения», подготовки федеральной целевой программы, посвященной развитию экспериментально-испытательной базы авиационной техники и вооружения ВС РФ на период с 2008 по 2015 год.
http://www.redstar.ru/2006/09/2709/102.html