Русская линия
Красная звезда Сергей Васильев23.09.2006 

Время заполярного «Атланта»
Штрихи к юбилейному портрету ракетного крейсера Северного флота

…Июнь 2003 года. В Балтийском море разворачиваются крупнейшие за последние десятилетия военно-морские учения Российского флота. Флагман объединенной эскадры Северного и Балтийского флотов — ракетный крейсер «Маршал Устинов». С его борта за маневрами наблюдают президенты России и Польши — Владимир Путин и Александр Квасьневский.
Выставив дымовую завесу, учение начинает большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко». Следом тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» окружает себя плотным облаком ложной отвлекающей цели — радиоэлектронным «щитом». Теперь поразить ТАРКР ракетой проблематично. С сигнального мостика «Маршала Устинова» Владимир Путин внимательно наблюдает, как условный противник «атакует» ракетами корабли. Президент Польши предлагает российскому коллеге стать ближе к оконечности мостика. И в этот момент со шкафута правого борта, близ которого расположились высокопоставленные гости, одна за другой на поражение воздушной цели с грохотом уходят зенитные ракеты ЗРК «Оса». Это в баталию вступает уже сам РКР «Маршал Устинов»: его юркие «осы» в считанные мгновения уничтожают «неприятеля». Александр Квасьневский не скрывает восторга от увиденного на море. Более того, впечатлений польскому президенту добавляет и так называемая «Смотрина», когда над «Маршалом Устиновым» с ревом проходят четверка Су-24 и пара Су-27.
Президент России Владимир Путин благодарит моряков за службу. Тут же командир ракетного крейсера капитан 1 ранга Сергей Жуга в знак постоянной готовности экипажа выполнить любую поставленную задачу дарит главе государства макет «Маршала Устинова». В ответ Владимир Владимирович вручает командиру наручные часы от Президента России: на них — время очередного успеха устиновцев…

Экипаж с большой буквы


В середине 70-х годов прошлого столетия в научно-производственном объединении НПО «Машиностроение» создали уникальный ракетный комплекс «Базальт» с противокорабельной ракетой (ПКР) П-500, которая весит около 6 тонн, стреляет на 550 километров, имеет обычную (500 килограммов) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука. Сам же «Базальт» оснастили усовершенствованной системой распределения целей между восемью ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере авианосной ударной группы противника. Более того, на ПКР П-500 установили систему радиоэлектронных помех, обеспечивающую защиту от воздействия сил вражеской противовоздушной обороны. А носителями неуязвимых ракет, по задумке их создателей, должны были стать принципиально новые ракетные крейсера (РКР), способные применить в одном залпе все шестнадцать ПКР, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существовавших в то время РКР.
Разработку проекта поручили Северному производственному конструкторскому бюро. Головной ракетный крейсер (из шести планировавшихся кораблей с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием «Атлант») заложили на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара в ноябре 1976 года. Корабль назвали «Слава», и в феврале 1983 года он вошел в боевой состав Черноморского флота.
Вторым корпусом в череде «Атлантов» стал РКР «Маршал Устинов», усиливший мощь Северного флота в сентябре 1986 года. Ровно двадцать лет назад…
— И сегодня, спустя два десятка лет, экипаж «Маршала Устинова» готов и способен решать поставленные учебно-боевые задачи с высоким качеством, — говорит заместитель командира РКР по воспитательной работе капитан 2 ранга Сергей Ануфриев.
Костяк крейсерского коллектива — опытные офицеры и мичманы, которые прослужили не один год на корабле, прикипели к нему, что называется, душой и трудятся с полной отдачей сил. Образно говоря, на их руках и плечах держится вся жизнь корабля. Прежде всего это заслуга командира БЧ-5 капитана 2 ранга Алексея Шица, недавно назначенного на должность, но уже зарекомендовавшего себя грамотным, высококлассным специалистом. Служит Алексей на РКР с лейтенанта. Таких людей, по словам Сергея Анатольевича, называют на «Устинове» «огоньками»: на них равняются остальные.
Добрых слов заслуживает служебная деятельность командира БЧ-2 капитана 3 ранга Сергея Сидоренко, кстати, одного из лучших вахтенных офицеров в соединении ракетных кораблей. Не отстают от офицера его подчиненные: группа артиллерийской установки АК-130 БЧ-2 старшего лейтенанта Юрия Кириченко во время морской части учения тыла Вооруженных Сил достойно выдержала экзамен на профессиональную зрелость, отлично выполнив стрельбу по морской цели.
Мичманский состав корабля служит не менее добросовестно. В своем большинстве — опытные специалисты, которые, не считаясь с личным временем, полностью отдают себя любимому кораблю, ревностно выполняют воинский долг, поддерживая в исправном состоянии материальную часть и воспитывая личный состав. Один только главный боцман старший мичман Виктор Ворысалов чего стоит: когда в апреле крейсер выходил на «закрытие» задачи в море, у него было только два опытных матроса, а семеро впервые вышли в поход, но все они отработали на «отлично». А победа в море, как известно, куется в базе.
Кстати, командиры отделений в экипаже «Маршала Устинова» — военнослужащие, проходящие службу по контракту. Их 81 человек. А к декабрю на корабле планируют — и для этого все предпосылки есть — перевести на контрактную службу еще и 50 процентов матросов из числа так называемых срочников.
— Словом, либо всех нужно отметить, либо никого, — говорит капитан 2 ранга Сергей Ануфриев. — Напишите просто: «Экипаж». Но обязательно с большой буквы!
— Возраст ли двадцать лет для нашего корабля, и в чем секрет его долголетия? Я думаю, что основное — это люди, их самоотверженный труд, — говорит командир РКР капитан 1 ранга Кравченко. — То, что было заложено первым экипажем, первым командиром крейсера, их традиции сохранены последующими поколениями устиновцев. Благодаря этому, на мой взгляд, корабль жив, он, образно говоря, на плаву и в составе сил постоянной готовности Северного флота. И я вижу свою задачу в том, чтобы эта преемственность поколений на крейсере сохранилась.
Служба на «Маршале Устинове» всегда считалась сложной, но почетной. Павел Михайлович вспоминает, что еще в пору его лейтенантства, после окончания противолодочного факультета Высшего военно-морского училища имени Фрунзе в 1988 году, ракетный крейсер был еще совсем молодым кораблем. И на нем изначально служили самые стойкие и лучшие североморцы, которых в первую очередь отличало трепетное отношение к крейсеру.
— Способен ли двадцатилетний крейсер полноценно решать задачи в море? Безусловно! — уверен командир. — Конечно, необходима модернизация, которая понемногу проводится на корабле. Но в целом мы способны выполнить главную стоящую перед РКР задачу: нанести ракетный удар. Хотя, естественно, время идет вперед, а наш корабль, как ни ряди, но все-таки детище двадцатого века.
В апреле при сдаче курсовой задачи в штормовом Баренцевом море, несмотря на то, что произошла практически 50-процентная смена личного состава, экипаж проявил себя с наилучшей стороны. Хотя более сотни молодых матросов впервые выходили в море, североморцы достойно выполнили поставленные перед ними задачи. В первую очередь — ракетно-артиллерийская боевая часть, получившая оценку «отлично». Всего за время выхода моряки БЧ-2 выполнили четырнадцать боевых упражнений, включая стрельбу комплексом радиоэлектронной борьбы. Подавили береговые и уничтожили морские буксируемые цели. Радиотехническая боевая часть не подвела: гидроакустики в течение тридцати часов отрабатывали задачу с подводными лодками. А благодаря подчиненным капитана 2 ранга Шица и особенно командиру дивизиона движения БЧ-5 капитан-лейтенанту Юрию Клоченко, двадцатилетний крейсер успешно маневрировал и преодолел более 700 морских миль.
— Замечательный корабль, прекрасные люди! — с гордостью говорит капитан 1 ранга Павел Кравченко. — И так повелось изначально, еще с первого экипажа: если мы — устиновцы, то должны быть лучшими во всем!

«Плавучий интернационал»


О том, что в 1990-х годах ракетный крейсер «Маршал Устинов» на Северном флоте неофициально называли «плавучим интернационалом», слышать доводилось не раз. Во времена Советского Союза одним из мощнейших кораблей ВМФ командовал молдаванин капитан 1 ранга Григорий Фрунза, а затем на мостике его сменил армянин Сергей Авакянц.
Пятнадцать лет назад «нерушимый» Союз стал Содружеством Независимых Государств. И волею судьбы североморцы, выходцы с «национальных окраин», оказались перед выбором: остаться служить в России или уехать, как говорится, к родительскому очагу. Чтобы уже там, «на гражданке» или в вооруженных силах суверенных стран продолжить биографию с «чистого листа». В 1991 году многие этим правом воспользовались. Но еще больше осталось в Кольском Заполярье…
Во второй половине 1990-х командиром БЧ-7 РКР «Маршал Устинов» был капитан-лейтенант Кястутис Каминскас, литовец по национальности. Родился в небольшом городке Швенчёнеляй, что под Вильнюсом. После срочной службы на Северном флоте поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. Тогда еще, в конце 1980-х, вместе с ним училось много земляков-литовцев, а также латышей, эстонцев. Вместе мечтали о море, познавали азы корабельных наук и премудрости радиоэлектроники. Словом, обычные советские курсанты.
Однако наступил 1991-й. Выходцам из Прибалтики командование училища сразу предложило: «Кто захочет отчислиться, пусть пишет рапорт». Через неделю из всех прибалтов в ВВМУРЭ остался лишь Кястутис…
Когда парень ездил домой к матери, обидно ему было, что многие телевизионные сюжеты о негативном отношении в Литве к русскоязычному населению оказывались на поверку вымыслом. В действительности же — как звучал русский язык на улицах Швенчёнеляя, так и звучит до сих пор. Спокойно жили в родном городке капитан-лейтенанта Каминскаса и литовцы, и русские, и белорусы, и поляки. Среди них у Кястутиса было много друзей, которые часто спрашивали у офицера: «Как ты там живешь, в Заполярье?»
— Служу, — отвечал им североморец. — Прекрасная семья, замечательный сынишка подрастает. Все хорошо.
— Ну и правильно, молодец, — искренне одобряли земляки. И никаких намеков: мол, парень, а ты ведь предаешь свое литовское отечество. Ни единого.
Как, впрочем, не было об этом речи и в экипаже «Маршала Устинова». На крейсере ценили капитан-лейтенанта Каминскаса за душевную доброту, умелое руководство подчиненными, стремление помочь товарищам, профессиональное мастерство.
1991 год ставил перед выбором и капитана 2 ранга Станислава Ярового, бывшего во второй половине 1990-х заместителем командира «Маршала Устинова» по воспитательной работе. Выросшему на юго-восточной Украине, получившему военное образование в Киеве и Москве, Станиславу Александровичу тогда даже трудно было поверить в нелепость произошедшего: Отечество рассыпалось на кусочки, будто зеркало, упавшее на пол. И самое трагическое заключалось в том, что никто не мог ни предугадать, ни предсказать, как же дальше будут развиваться отношения между некогда «республиками-сестрами»? Возникнет взаимное и уважительное добрососедство или воздвигнется подобие «железного занавеса»?
— В те дни многие думали о родине и семьях, оценивали не только свое положение в России, но и каким трудом оно им досталось, — рассказывал ныне капитан 2 ранга запаса Яровой. — Основную часть жизни я провел на территории Российской Федерации. В России у меня были служба, семья. Для моих детей русский язык стал практически родным. Сердце, конечно, защемило. Однако здравый смысл подсказал правильный выбор…
Конечно, в понятие «чувство Родины» каждый вкладывает свой смысл. Для Ярового же чувство Родины — это земля, по которой ходил и ходит, друзья детства и те, кто сейчас рядом с ним. Чувство Родины — это его семья, его родственники. А еще во время службы на Северном флоте в это чувство включались и другие вещи, как бы более практичные и конкретные. Например, ракетный крейсер, на котором служил. А самое главное — истинно мужское дело, которое любил и которое вдохновляло его на хорошие, благородные поступки…
— Люди разных национальностей всегда служили на «Маршале Устинове», — рассказывал капитан 1 ранга Андрей Собгайда, прослуживший на ракетном крейсере пятнадцать лет, с лейтенанта, и командовавший кораблем с 1998 по 2002 год. — И никогда остро национальный вопрос в экипаже не стоял, не было каких-то сложностей во взаимоотношениях между моряками. Наоборот, в атмосферу корабельного коллектива привносился какой-то свой, конечно, в лучшем смысле, колорит. А в целом, когда перед кораблем ставилась конкретная задача, то здесь было уже не до национальностей. Экипаж «Маршала Устинова» — это всегда одно целое, где какого-либо разграничения никогда не было и, надеюсь, не будет в будущем…
На гербе РКР «Маршал Устинов» начертан девиз «Родина. Мужество. Честь». Родился он еще в 1980-х, как говорится, с легкой руки первого командира ракетного крейсера, ныне контр-адмирала запаса Владимира Верегина. Но не потерял своей актуальности и десятилетия спустя.
— Лично для меня Родина — это государство, интересы которого мы защищаем, — считает капитан 1 ранга Собгайда. — Живя в этой стране, служа ей, считаю Россию своей Родиной. А для экипажа, каждого моряка крейсер — это тоже своего рода «малая родина». За время службы корабль однозначно станет для них не пустым звуком и запомнится на всю жизнь. Могу лишь добавить, что в свое время без этого корабля себя просто не представлял, «Маршал Устинов» навсегда стал частью меня самого…

«Это не просто крейсер. Это корабль в «пенсне"…»


Нынешний начальник службы информации и общественных связей — помощник командующего Северным флотом по информационному обеспечению СФ капитан 1 ранга Владимир Навроцкий служил на РКР «Маршал Устинов» в должности заместителя командира корабля вначале по политической части, а затем — по воспитательной работе с 1990 по 1994 год.
— Особенно большая нагрузка легла на экипаж крейсера как самого ходового корабля оперативной эскадры Северного флота при выполнении визитов в Соединенные Штаты и Канаду, — вспоминает Владимир Михайлович. — В установленные сроки корабль вышел из Североморска, успешно преодолел Атлантику и дошел до побережья Флориды. Впервые тогда еще советские военные моряки посетили семьи американских военнослужащих. Нас принимали великолепно. Сам ракетный крейсер посетили порядка 10 тысяч американцев, которые дали высокую оценку нашим морякам, их выправке и морской выучке.
Интересным стал дальний поход и в 1993 году, когда после визита «Маршала Устинова» в Галифакс канадские моряки вместе с россиянами встретились в море с американскими кораблями и провели одни из первых уже в новой истории ВМФ России международные военно-морские учения. В ходе маневров ракетный крейсер успешнее других выполнил артиллерийскую стрельбу по плавающей «мине».
— Какой след «Маршал Устинов» оставил в моей судьбе? — капитан 1 ранга Навроцкий на мгновение задумался. — Крейсер запомнился в первую очередь тем, что люди всегда очень хотели служить на этом корабле. Нам удалось создать хорошие офицерский и мичманский коллективы. На борту каждый месяц проходили великолепные концерты художественной самодеятельности, в которых активно участвовали семьи офицеров и мичманов, их жены и дети. Приезжали на крейсер с концертами известные артисты, такие как Александр Збруев, Юрий Саульский, Ирина Алферова и многие другие.
Юрий Шевчук оставил неизгладимое впечатление своим акустическим концертом на ракетном крейсере в 1992 году. Его выступление перед моряками длилось четыре часа. И североморцам было отрадно, что чуть позже лидер группы «ДДТ» в интервью одной из мурманских областных газет рассказал, что побывал на боевом корабле, очень чистом и интеллигентном: «Это не просто крейсер. Это корабль в «пенсне"…» — сказал Шевчук.
Так, в целом, что для североморцев значило быть устиновцем?
Офицеры РКР «Маршал Устинов» всегда имели служебную перспективу, видели ее, потому и службу правили добросовестно. Вовремя уходили на Высшие специальные офицерские классы, в Военно-морскую академию. И при этом мечтали вернуться обратно на родной корабль. Душу и сердце отдавали крейсеру.
Например, старшим лейтенантом на корабль пришел Сергей Авакянц. Его рвение по службе заметили сразу: офицера назначили помощником командира крейсера, несколько позже — старшим помощником. Затем он ушел на «классы». Капитаном 3 ранга Авакянц вступил в командование «Маршалом Устиновым».
— В 1993 году вместе с ним мы ходили с визитами в Канаду и США, — вспоминает капитан 1 ранга Владимир Навроцкий. — Сергей Иосифович досрочно получил звания капитана второго и первого рангов, награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах» и «За военные заслуги». Службу на Северном флоте завершил начальником штаба оперативной эскадры надводных кораблей, контр-адмиралом. После этого стал слушателем Академии Генерального штаба. Так вот, это был командир, который постоянно что-то придумывал. Особенно в плане боевой готовности корабля. Кстати, именно наш экипаж одним из первых применил компьютерные технологии, которые внедрялись прежде всего в систему боевого управления кораблем.
Более того, на «Маршале Устинове» впервые создали и так называемую службу безопасности. Отобрали около тридцати матросов из разных боевых частей, которые были хорошо развиты физически и подготовлены в профессиональном плане. Парни прошли специализированный курс обучения. И эта группа была способна выполнить любую задачу, связанную с аварией или поломкой материальной части на корабле: потушить пожар либо спуститься под воду в легководолазном снаряжении для осмотра подводной части корпуса крейсера. Моряки могли выполнить и функции военной полиции, а также защитить корабль в случае нападения на него преступников либо террористов.
Ракетному крейсеру «Маршал Устинов» двадцать лет. С одной стороны, вроде бы уже и возраст, а с другой — корабль «постарел».
— На мой взгляд, — отвечает Владимир Михайлович, — «Устинов» не только не постарел, а с каждым годом все больше молодеет, поскольку, образно говоря, в «крови» у этого корабля постоянно улучшается состояние техники и оружия, бытовые условия военнослужащих. Ни один плановый ремонт — то ли в доке, то ли в заводе — командование корабля никогда не упускало возможности сделать что-то для своих подчиненных.
Поэтому неудивительно, что на «Маршале Устинове» оборудованы комната психологической разгрузки и прекрасное кафе для личного состава, где североморцы могут отмечать дни рождения, посидеть в свободное от вахты время, выпить кофе либо сока. Замечательная столовая команды в одну смену обеспечивает питанием всех моряков корабля. А такого камбуза, как на крейсере, вообще нет ни на одном из кораблей Северного флота: он экспериментальный с поточной линией раздачи пищи личному составу, новыми котлами и плитами для приготовления еды. Хороший на корабле и спортивный зал, где на современных тренажерах матросы совершенствуют физическую форму.
Да и сам РКР «Маршал Устинов» по-прежнему красив статью и завораживает интеллигентностью. Он на самом деле будто в «пенсне». Но не из-за возраста, а по причине особой образованности и опыта.

http://www.redstar.ru/2006/09/2309/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика