Красная звезда | Александр Тихонов | 26.09.2006 |
— Для нас это шестое мероприятие такого рода, и оно будет весьма масштабным. Традиционно в сборе, кроме руководящего состава антитеррористических подразделений, примут участие заместители руководителей спецслужб государств СНГ, которые курируют сферу борьбы с терроризмом. Исполком СНГ будет представлен Департаментом по вопросам обороны и безопасности.
Кроме того, Республика Армения направила множество приглашений на участие в сборе и учении. Сегодня со стопроцентной уверенностью можно сказать, что в мероприятии примут участие оперативная группа Объединенного штаба ОДКБ, Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), представители ОБСЕ, Германии, Греции, Китая, США, Франции. Плюс к этому армянская сторона пригласила представителей специальных служб и военизированных структур государств, аккредитованных в Армении, а также представителей государств — соседей Республики Армения, которые не входят в СНГ.
К сожалению, представители Азербайджана заранее однозначно заявили о том, что их участие невозможно, хотя происходящее на сборе и КШУ было бы для них более чем любопытно с чисто профессиональной точки зрения. Из-за финансовых проблем не будут представлены коллеги из Таджикистана.
Обеспечение безопасности атомных электростанций, лишение террористов малейшей возможности завладеть ими — одна из основных задач спецслужб государств, обладающих такими объектами. И поскольку теракт на АЭС может привести к катастрофе не только на своей территории, но и на земле стран-соседей, вполне естественным представляется объединение усилий спецслужб стран СНГ в направлении совершенствования системы охраны ядерных объектов на пространстве Содружества.
Завтра в Ереване начинается сбор руководящего состава антитеррористических подразделений стран — участниц Содружества Независимых Государств. Мероприятие проводит Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. В рамках сбора Служба национальной безопасности Армении проводит совместное оперативно-стратегическое командно-штабное учение «Атом-Антитеррор-2006». В ходе КШУ уже отработаны вопросы организации и проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп. В план учения также включены подготовка и проведение вооруженными силами Республики Армения во взаимодействии с оперативной группой Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсантов и террористов. Апогеем КШУ станет специальная операция по освобождению заложников и нейтрализации террористов на атомной электростанции в армянском городе Мецамор. Задачу предстоит выполнить совместному оперативно-боевому подразделению, имеющему в своем составе сотрудников управления «В» Центра специального назначения ФСБ России и группы «А» службы национальной безопасности Республики Армения.
Накануне сбора руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник Борис МЫЛЬНИКОВ ответил на вопросы «Красной звезды», рассказав о наиболее важных моментах предстоящего сбора и учения «Атом-Антитеррор-2006».
— Учение «Атом-Антитеррор-2006» названо оперативно-стратегическим, что говорит о его масштабности. В то же время число его участников не превышает нескольких сотен человек. Нет ли здесь противоречия?
— Противоречия нет по той причине, что несколько месяцев назад по линии ФСБ России вышел приказ, который предписывает подобного рода мероприятия называть таким вот образом, а не произвольно, как захочется их организаторам, как раньше. В упомянутом приказе сформулированы четкие критерии, по которым подобного рода учение подпадает в разряд оперативно-стратегических. При этом, конечно, сравнивать мероприятия, которые проходят по линии спецслужб, с учениями в Министерстве обороны очень сложно. Ведь и численность, и задачи спецслужб совсем другие.
— В чем специфика нынешнего сбора и КШУ «Атом-Антитеррор-2006»?
— Подобных мероприятий на объектах атомной энергетики мы — я имею в виду АТЦ СНГ — никогда прежде не проводили. Отмечу, что у ФСБ России весьма солидный опыт такого рода учений — и на территории Российской Федерации, и на той же армянской атомной электростанции в городе Мецаморе сотрудники ФСБ России вместе с коллегами из СНБ Армении и тренировались, и обсуждали проблемы обеспечения безопасности подобных объектов (превентивные, оперативные, режимные и прочие). Все это, безусловно, дало результаты.
Однако резервы укрепления безопасности Армянской АЭС по-прежнему существуют. Это подтвердилось в ходе первого этапа командно-штабного оперативно-стратегического учения, когда учебная диверсионно-террористическая группа (ДТГ) из представителей управления «В» Центра специального назначения ФСБ России и группы «А» Службы национальной безопасности Армении с 15 сентября перемещалась по территории Армении в направлении АЭС, а армянские спецслужбы, военная полиция, МВД проводили комплекс оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и нейтрализации этой учебной ДТГ.
— Сценарий учения предполагает обнаружение диверсионно-террористической группы на первом этапе или есть вариант, при котором она останется незамеченной?
— Учебная ситуация будет развиваться таким образом, что большинство из оказавшихся на территории Армении диверсионно-террористических групп будет обнаружено. Ввиду многочисленности и опасности этих групп для их нейтрализации привлекаются силы министерства обороны Республики Армения. Причем работать они будут в тесном взаимодействии с оперативной группой Объединенного штаба ОДКБ. Таким образом, одновременно мы решаем и проблему выстраивания отношений между АТЦ СНГ и ОДКБ, которая была обозначена перед нами и Президентом РФ, и президентами других государств Содружества. Хотя, если говорить о нормативной базе нашего взаимодействия, несколько месяцев назад с нашей стороны были представлены предложения по подготовке протокола о взаимодействии между ОДКБ и АТЦ СНГ. Он схож в определенной степени с тем протоколом, который у нас подписан с РАТС ШОС. Однако ответа из секретариата ОДКБ по этому поводу мы пока не получили.
— Вы сказали, что подразделения вооруженных сил Армении во взаимодействии с другими силовыми структурами республики и оперативной группой Объединенного штаба ОДКБ проведут войсковую операцию по блокированию условных диверсантов и террористов. Как и где она будет проводиться?
— От Армении в ней примут участие оперативный штаб, оперативно-боевое подразделение, группа условных террористов, подразделение военной полиции, управление по чрезвычайным ситуациям. При этом от министерства обороны Армении будут выделены оперативная группа главного штаба вооруженных сил РА, мотострелковый батальон, две роты специального назначения, взвод радиационной и химической защиты, инженерно-саперный взвод, по два вертолета Ми-8 и Ми-24, один штурмовик Су-25. Войсковая операция по нейтрализации обнаруженных ДТГ пройдет на полигоне министерства обороны Армении. После нанесения войсковой группировкой удара по диверсантам основные их силы будут условно уничтожены. Оставшиеся по сценарию учения будут действовать на втором этапе.
— И каким станет второй этап?
— Сценарий вкратце выглядит так.
Неуничтоженная террористическая группа захватывает АЭС в городе Мецаморе и поезд, на котором перевозятся на работу и домой работники атомной станции. Угрожая взорвать АЭС, террористы выдвигают неприемлемые требования.
Армения ставит в известность о случившемся соседей по региону, информирует государства — члены ОДКБ, которые также представлены в АТЦ СНГ. С учетом возможной необходимости одновременного проведения спецоперации на нескольких объектах сил у армянской стороны условно недостаточно. В связи с этим в соответствии с «Положением о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — участников СНГ» руководство Республики Армения обращается с соответствующей просьбой в том числе и к Российской Федерации. В результате ФСБ России направляет в Армению сотрудников Центра специального назначения.
В этот момент армянская сторона проводит мероприятия по блокированию «террористов», установлению контрольно-пропускного режима, по информированию всех заинтересованных министерств и ведомств. Армянский спецназ прибывает из мест постоянной дислокации, проводит доразведку объекта, тренировки на аналогичных зданиях и сооружениях. Создается оперативный штаб, который приступает к переговорам с условными террористами и одновременно проводит подготовку антитеррористической операции.
Здесь наиболее важным представляется то, насколько оперативно штаб будет сформирован и насколько слаженно сможет работать, выстраивая отношения с другими министерствами и ведомствами, с другой спецслужбой (в данном случае — с ФСБ России).
Заключительными моментами станут принятие решения на проведение операции оперативным штабом и собственно учебно-боевая операция по освобождению заложников и нейтрализации «террористов». После этого состоится подведение итогов с подробнейшим разбором действий участников КШУ на всех этапах учения. На основании этого будет сделано самое, с моей точки зрения, главное: выработаны конкретные рекомендации спецслужбам и правоохранительным органам Республики Армения по обеспечению безопасности атомной электростанции в городе Мецамор.
— Кому предстоит освобождать заложников и расправляться с «террористами»?
— Совместной оперативно-боевой группе. Специалисты управления «В» ЦСН ФСБ России в процессе подготовки операции одновременно выступят и в качестве инструкторов для сотрудников боевого антитеррористического подразделения СНБ Армении. По завершении операции руководитель сводного отряда спецназначения доложит о результатах проведения спецоперации руководителю оперативного штаба. Руководителем штаба будет либо директор службы национальной безопасности Армении, либо кто-то из его заместителей. Он и доложит руководству своей страны о проведенных мероприятиях.
— Понятно, что второй этап КШУ станет наиболее зрелищным. Однако сбор руководящего состава антитеррористических подразделений стран — участниц СНГ наверняка не ограничится только лишь коллективным просмотром заключительной фазы учения. Какие еще мероприятия запланированы?
— 27 сентября между участниками сбора запланирован обмен информацией о конкретных мерах, реализуемых странами СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, об оперативной обстановке на территории государств СНГ в сфере борьбы с этим злом. Затем пройдет «круглый стол», где представителями спецслужб государств будут освещены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности объектов атомной энергетики.
В этот же день, а также 29 сентября предусмотрена презентация технических средств, которые применяются в оперативно-разыскной деятельности и в боевых антитеррористических операциях и произведены Центром специальной техники управления научно-технического обеспечения ФСБ России, ФГУП «Концерн «Системпром», ФГУП СНПО «Элерон», научно-производственными предприятиями «Талас» и «Логис».
— Учение «Атом-Антитеррор-2006» является одним из примеров практического взаимодействия антитеррористических подразделений ФСБ России и СНБ Республики Армения. Однако выполнением совместных учебных задач сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и Армении наверняка не ограничивается. Какие еще направления этого сотрудничества при координирующей роли АТЦ СНГ развиваются наиболее успешно, каких результатов удалось достичь в последнее время?
— Хочу отметить, что оперативная обстановка на территории Республики Армения в целом не располагает к особому беспокойству. Уровень общеуголовной преступности в Армении сопоставим с аналогичными показателями в других странах СНГ. А вот что касается реальных угроз экстремизма и терроризма, то у армянских коллег в этом плане ситуация поспокойней, чем у их соседей.
Двустороннее российско-армянское сотрудничество по линии контрразведки развивается совершенно нормально, но это — вне сферы АТЦ СНГ. В нашей же сфере между российской и армянской сторонами есть полное взаимопонимание и готовность к совместным действиям. К счастью, на сегодняшний день нет надобности в этих совместных действиях, за исключением мероприятий информационного и учебного характера. И остается только порадоваться тому, как складывается ситуация в Армении с точки зрения отсутствия реальной террористической угрозы республике изнутри.