Независимое военное обозрение | Игорь Плугатарев | 15.09.2006 |
Не миротворцы мы!
Политические же коллизии «инженерной миссии» в Ливан состоят в следующем. По словам Сергея Иванова, направляемый из России батальон не будет принимать участия в миротворческих операциях, которые под эгидой ООН разворачивают в этой стране другие государства. «Мы будем на двусторонней основе проводить восстановление инфраструктуры в тех районах, которые находятся вне юрисдикции ООН», — подчеркнул вице-премьер и министр обороны.
Известно, что в последние годы Россия, памятуя о десятилетней войне в Афганистане 1979−1989 годов и еще не закончив сопровождающуюся ежемесячными жертвами контртеррористическую операцию в Чечне, последовательно пытается воздерживаться от участия своих воинских контингентов в коллективных миссиях, в том числе и под знаменем ООН. В 2001 году были попытки вовлечь ее в коалиционные группировки в Афганистане, в 2003-м — в Ираке, но эти призывы были проигнорированы. В 1999 году памятный «десантный прыжок» на аэродром под Приштиной Москва также совершила по приказу из своего Генштаба. Так что, казалось бы, ничего особенного в таком решении Кремля по отношению к послевоенному урегулированию в Ливане нет.
И все же это особый случай. Ведь, действуй Москва по мандату ООН, были бы сэкономлены определенные (надо полагать, немалые) бюджетные средства. В Ливан, как уже сообщил Сергей Иванов, отправятся 350−400 человек, все — контрактники. По его же словам, находиться ИСБ в Ливане будет около четырех месяцев. А это уже немаленькие расходы. Кроме того, в горячую точку направляется немалое количество соответствующей спецтехники.
Срок пребывания тоже может оказаться длительным: в Бейруте и окрестностях слишком много разрушений после атак израильской авиации и артобстрелов. В данном же «формате самостоятельного участия» и при непосредственном подчинении штабу Тыла Вооруженных сил РФ все расходы будет нести ведомство Сергея Иванова (Ливан слишком ограничен в средствах, чтобы можно было рассчитывать на какое-то его финансовое участие в данном двустороннем проекте). Но, как считает руководитель независимого Центра военного прогнозирования (ЦВП) Анатолий Цыганок, «Кремль готов платить ради того, чтобы только исключить подчинение французским и итальянским военачальникам, то есть генералам — представителям НАТО, руководящим Международным миротворчески контингентом (UNIFIL/ЮНИФИЛ) на этой территории». Возникает вопрос — почему?
Угодить и «Хезболлах», и Израилю…
«Москва хочет, чтобы, как в той пословице, и овцы были целы, и волки сыты, — поясняет полковник Цыганок. — Иными словами, Россия стремится сохранить свое лицо перед всеми. И перед арабскими странами, с которыми она активно сотрудничает, главным образом в военной области. И перед Израилем: дескать, мы помогаем Бейруту только мосты наводить да дороги ремонтировать, а отнюдь не оружием, в поставках которого через третьи страны нас пытаются обвинить».
В этом смысле особенно примечательно заявление помощника президента РФ Сергея Приходько, сделанное 12 сентября. Он сказал буквально следующее: «У России были контакты с „Хезболлах“, считаю, что они полезны. Это движение — часть реального политического спектра. Они же не в пещерах сидят — за них голосовали». Он же заявил, что Израиль не может адресовать свои претензии России относительно того, что сторонники «Хезболлах» воевали в Ливане российским оружием: Россия не нарушала никаких международных соглашений и санкций относительно поставок какого-либо оружия.
«Отправкой своего инженерного батальона Россия также сохраняет лицо и перед НАТО, — продолжает руководитель ЦВП Анатолий Цыганок. — Мол, в Ливане мы рядом с вами, в случае чего поможем. И перед европейским сообществом: вы предложили нам поучаствовать в миссии, и вот мы уже, считай, на месте, а что не в „общем миротворческом формате“ — извините, таковы обстоятельства. Тем более что, как известно, Россия не одна, кто не участвует в ЮНИФИЛ: например, Великобритания тоже решила послать в Ливан не „голубые каски“, а подразделения своих инженерных войск».
В грязь лицом не ударят
Он пояснил, что российские саперы могут наводить «наплавные мосты различной грузоподъемности через водные преграды на расстоянии от 6 до 600 метров». Эти мосты подразделяются на легкие, грузоподъемностью до 25 тонн, и тяжелые — от 40 до 60 тонн. Звенья ПМП базируются на автомобилях марки «КрАЗ» и собираются расчетами за полчаса. «Боевой норматив по сборке звеньев наплавного моста-ленты длиной более 200 метров составляет около 30 минут», — уточнил специалист. В эксплуатации мост также прост: «Одному расчету в составе одного-двух отделений вполне под силу организовать бесперебойную работу переправы автотранспорта и людей на протяжении достаточно длительного времени». Практика наведения подобных переправ у саперов есть. Полковник Панюшкин сообщил, что в настоящее время такие мостовые переправы действуют в ряде регионов России в интересах народного хозяйства, например на Волге и на Оке, а также на некоторых нефтепромыслах.
К недостаткам же понтонно-мостовых переправ военный инженер относит их значительную громоздкость и большой вес. Поэтому доставка ПМП к месту наведения переправы возможна только по железной дороге, морским или речным путем. Российский ИСБ, как уже известно, поедет в Ливан морем. И для инженерных войск — это возможность провести своеобразные внеплановые учения по транспортировке соответствующих средств, которые скорее всего повезут на контейнеровозах гражданского флота. В практической пользе от такой тренировки сомневаться не приходится.