Красная звезда | Дмитрий Юров | 13.09.2006 |
— Начну, пожалуй, с самой «больной» темы: оплаты труда, — говорит Николай Иванович. — Остался открытым вопрос увеличения заработной платы гражданскому персоналу на 20 процентов, которое все бюджетники страны получили с 1 января 2005 года. Вопреки желанию Министерства финансов РФ и по настоянию министра обороны РФ удалось перенести его решение на момент перехода на отраслевую систему оплаты труда.
Совсем непросто проходило повышение оплаты труда гражданского персонала с 1 мая этого года. Особенности оплаты труда в военном ведомстве затруднили своевременное издание приказа министра обороны РФ, что вызвало справедливые возмущения в трудовых коллективах. Тем не менее затяжка не пошла во вред, а как раз наоборот. В результате многочисленных консультаций и споров удалось выйти на более приемлемое решение. В итоге повышение заработной платы в среднем составило более 20 процентов.
Планируемое осеннее повышение заработной платы на 11 процентов, учитывая накопленный опыт, должно пройти без проволочек. Средства на эти цели заложены в федеральном бюджете 2006 года.
Планируется перевод гражданского персонала на отраслевую систему оплаты труда. Это уже второй заход. С учетом мнения Федерации профсоюзов Министерство обороны дало свои предложения в проект постановления Правительства РФ по переходу на новые условия оплаты. В них отмечено, что этот переход возможен при одновременном повышении заработной платы гражданскому персоналу в 1,5 раза.
Мы не устанем доказывать, что специфика труда в воинских частях и организациях Министерства обороны требует особых условий оплаты, как предусматривает 349-я статья Трудового кодекса РФ. Для этой категории работников законом предусмотрены дополнительные льготы и преимущества.
В связи с принятием Федерального закона 2004 г. N 122-ФЗ субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств собственных бюджетов (замечу, что в их формировании путем оплаты налогов принимают участие и воинские формирования) предоставлено право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда для работников учреждений, финансируемых из указанных бюджетов. Реализация предоставленного права привела к значительному разрыву в оплате труда по отношению к федеральным работникам. Особенно резко это расхождение заметно по таким регионам, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. Мы обозначили эту проблему в своих письмах на имя руководителей государства и в Государственную Думу. Считаем решение этой проблемы одной из самых главных своих задач.
По-прежнему будем активно работать в составе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
— Прозвучало на съезде, да и «Красная звезда» писала о том, что до принятия вышеупомянутого закона специалистам военно-медицинских и военно-образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, предоставлялись льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Сейчас они оказались вне правового поля. Что можете сказать по этому поводу?
— С сожалением могу отметить, что законодатели, создавая и принимая новые законы, не хотят замечать того, что сделали их предшественники. В результате вся страна периодически напоминает растревоженный улей, по которому сильно постучали палкой. Так получилось и в этом случае. Федерация профсоюзов до сих пор получает письма с недоумением и с огорчением (народ у нас совестливый и терпеливый). Как же так? Люди работают буквально в соседних зданиях, живут рядом, а отношение к ним совсем разное.
Вместе с Министерством обороны мы обращались в Минфин и Минздравсоцразвития России. Минфин готов выделить на эти цели средства, но при наличии решения Правительства РФ. Сейчас в Минздравсоцразвития готовится проект постановления Правительства РФ «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных организаций здравоохранения». Дело теперь за Министерством образования РФ. Будем прилагать усилия по поддержке и этой категории работников.
— Есть ли какие-то подвижки у федерации в плане дальнейшего укрепления социального партнерства?
— Нормативная база для взаимодействия есть. На съезде, да и не только на съезде руководство Федерации профсоюзов критиковали за то, что редко проводятся встречи представителей профсоюзов и руководства Министерства обороны. Должен сказать, что такие встречи не должны быть самоцелью. Есть проблемные вопросы — есть повод для встречи с целью их разрешения. Такая возможность у нас существует в рамках действующего соглашения между Федерацией профсоюзов и Министерством обороны.
Кроме того, приказом министра обороны РФ 2005 года N 447 создана Комиссия по решению социальных проблем гражданского персонала Вооруженных Сил. Представительство в ней самое высокое. Комиссию согласно приказу возглавляет начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны. Членами комиссии являются начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, начальник Главного военно-медицинского управления, начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления, начальник Управления труда и заработной платы Министерства обороны. С профсоюзной стороны в нее входят представители федерации и всех армейских профсоюзов.
На первом заседании утверждены положение о комиссии и план ее работы на 2006 год, рассмотрены дополнения и изменения в отраслевое соглашение и меры, принимаемые Министерством обороны по реализации постановления Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256.
На втором ее заседании обсуждался вопрос формирования бюджетных проектировок по расходам на содержание Вооруженных Сил в части расходов на выплату заработной платы гражданскому персоналу на 2007 год и среднесрочную перспективу. Обсуждался также вопрос о распространении на гражданский персонал воинских частей и организаций, расположенных в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Бюджетные проектировки по расходам на оплату труда гражданского персонала рассчитаны на три года (2007 — 2009 гг.). К сожалению, в качестве базовой численности гражданского персонала принята его фактическая численность 2006 года. Представленный Минобороны России расчет по плановой (штатной) численности гражданского персонала Минфином принят не был. Не учтены также многократные обращения по данному вопросу Федерации профсоюзов в органы государственной власти.
Планируется в 2007 году повысить должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, труд которого оплачивается по Единой тарифной сетке, на 15 процентов с 1 сентября. Государственным служащим и работникам отдельных органов управления — на 10 процентов с 1 января и на 15 процентов с 1 ноября. В случае превышения темпов инфляции против запланированных в федеральном бюджете размеров они будут корректироваться на размер этих превышений.
По сельской местности в протоколе комиссии зафиксировано, что такое положение является ненормальным, и по решению этой проблемы будут предприниматься совместные усилия.
— Выступавший на съезде депутат Государственной Думы призывал крепить связь с парламентариями, чаще обращаться к ним, направлять документы…
— Реализовывать данную возможность мы стали сразу после съезда, обратившись с давно наболевшей и вяло решаемой проблемой гражданского персонала, работающего в воинских формированиях России, дислоцированных на территориях других государств. Председатель Комитета по обороне Государственной Думы с пониманием отнесся к нашему обращению. Созданная комиссия, в составе которой есть и представитель Министерства обороны РФ, уже побывала в ряде государств. По инициативе Минобороны России разрабатывается проект федерального закона, который должен регулировать вопросы налогового, трудового, таможенного права и социального обеспечения российских граждан, проходящих службу или работающих за пределами России.
Есть и другие вопросы, по которым нужны поддержка и помощь Госдумы. Есть потребность во встрече с руководством Комитета по обороне. Такое обращение нами послано. Будем надеяться на то, что эти усилия дадут результат.
— Не раз доводилось видеть, как на проводимых федерацией мероприятиях представители профсоюзных организаций письменно или устно обращаются с просьбами оказания помощи в решении каких-либо проблем. Не забываете о них?
— Думаю, что особых поводов для обид нет. В помощи никому не отказываем даже в тех случаях, когда это должны делать другие профорганы. К примеру, помогли 111-му военному заводу Центрального продовольственного управления в ликвидации четырехмесячной задолженности по заработной плате и улучшении его финансового положения. Вместе с Минобороны России решили вопрос финансирования детской оздоровительной кампании на Камчатке за счет средств Фонда социального страхования. Удалось нам сохранить от «взрослых дядек» помещение детского сада в гарнизоне Кубинка…