Красная звезда | Андрей Гаравский | 13.09.2006 |
«Состояние системы регулярных скоростных водных перевозок, которая когда-то была одной из лучших в мире, сегодня нельзя охарактеризовать иначе как критическое», — заявил Сергей Иванов.
Он отметил, что в настоящее время у нас остались лишь отдельные устаревшие суда, работающие эпизодически на коротких внутренних линиях, а новые суда практически не строятся. Так, фактически утрачены передовые позиции России на рынке высокоскоростных судов. Из построенных за период с 1957 по 2005 год более 1.600 судов на динамических принципах поддержания на 1 января 2006 года эксплуатировалось лишь около 200, главным образом, это пассажирские суда на подводных крыльях.
Заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России обозначил основные причины такого сокращения. Это резкое снижение пассажиропотоков, более чем в восемь раз к уровню 1990 года, а также интенсивное развитие сети дорог с твердым покрытием и рынка автомобильных перевозок.
Между тем Россия имеет уникальный научно-технический задел в области создания высокоскоростных грузопассажирских судов новых типов.
На вооружении Военно-морского флота стоят малые ракетные корабли-катамараны на воздушной подушке, не имеющие аналогов за рубежом. Созданные на основе этой технологии многоцелевые суда целесообразно рассматривать как один из возможных перспективных типов судов скоростного грузопассажирского флота, позволяющих обеспечить приемлемый уровень их рентабельности.
Также уникальны и не имеют аналогов за рубежом и тяжелые боевые экранопланы, а разработанные на их базе грузопассажирские суда многоцелевого назначения смогут стать серьезной альтернативой авиационным перевозкам в приморских регионах.
Сергей Иванов отметил, что со стороны ряда государств имеется существенный интерес к приобретению коммерческих экранопланов, поскольку созданные за рубежом аналогичные образцы имеют малое водоизмещение и невысокие технические характеристики.
Напомним, что еще в 1965 году экраноплан «КМ», созданный ЦКБ по СПК под руководством Р.Е. Алексеева, вызвал настоящий шок на Западе и получил там грозное имя «Каспийский монстр». С тех пор был создан ряд различных экранопланов, в том числе и для военных целей. Среди них можно выделить боевой экраноплан «Лунь» и экраноплан двойного назначения «Орленок» (на снимке). Сами по себе экранопланы уникальны тем, что, по сути являясь летательными аппаратами, они изготавливаются с использованием судостроительных технологий.
По завершении заседания Морской коллегии заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов заявил, что в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судостроения на 2008−2015 годы», разработка которой находится в завершающей стадии, отдельным положением будет предусмотрено развитие высокоскоростного судостроения.
Нижний Новгород был выбран площадкой для Морской коллегии еще и потому, что в городе и области много предприятий ОПК, 40 процентов из них являются головными в производстве вооружения и военной техники. Так, на Нижегородском авиационном заводе «Сокол» производят всемирно известные истребители МиГ-29 и учебно-боевые самолеты Як-130. Широко известны и автомобилестроительное предприятие ОАО «Горьковский автомобильный завод», судостроительный завод «Нижнее Сормово». В регионе также располагаются предприятия средств связи и электроники.
* * *