Среди кораблей, чьи имена выбиты в камне на мемориале «Боевая слава Тихоокеанского флота», есть и Краснознаменный 275-й тральщик. Его экипаж участвовал в боевых действиях против милитаристской Японии в 1945 году, а после войны еще долго обезвреживал мины в прибрежных водах Приморья. Командовал кораблем молодой офицер Георгий Макаров…
Так ведь и поныне живет и здравствует этот человек во Владивостоке! Вспоминается, как в майские дни прошлого года встретил его с супругой Александрой Павловной на улице Амурской: спешили ветераны в одну из школ города, чтобы получить памятные медали в честь 60-летия Победы. Тогда же капитан 1 ранга в отставке Макаров побывал в Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова, где из рук заместителя главнокомандующего ВМФ принял другую почетную награду — медаль «Адмирал Кузнецов».
В году нынешнем, в преддверии праздника, Георгий Филиппович, увы, не собрался в родное училище, где вновь чествовали ветеранов войны. Здоровье уже не то, да и супруга некстати расхворалась — надо было с ней рядом побыть: как одну дома ее оставишь?
…Он бережно перебирает фотографии военных лет. Вот экипаж тральщика, которым Макаров командовал в те годы. У каждого офицера на груди — боевые награды. А это сам корабль, на котором они бороздили морские просторы, обезвреживая мины. На другом снимке — его молодая жена Александра, офицер медслужбы…
В такие моменты конечно же память словно возвращает его, участника Великой Отечественной, в то далекое лихолетье, когда приходилось рисковать жизнью, когда рядом погибали боевые товарищи.
— Память стала подводить, — сетует Георгий Филиппович, — но иной раз по крупицам восстанавливаешь какие-то эпизоды из прожитого и словно оживают лица ребят, с которыми воевал, а позже, уже в мирное время, служил на флоте. Да и совсем немного нас осталось из 220 выпускников ТОВВМУ 1941-го года. Кто погиб, кто попросту не дожил до сегодняшнего дня. Знаю, четверо в Питере живут, один — в Москве, иногда созваниваемся, подбадриваем друг друга. Недавно вот порадовал меня своим звонком из Санкт-Петербурга Николай Андреевич Емельянов, тоже капитан 1 ранга в отставке. Поговорили о жизни, о детях, внуках, вспомнили о тех, кого уж нет рядом с нами. А чуть позже получил от него депешу: просил Николай прислать фото бюста адмирала Кузнецова, который был установлен в год 60-летия Победы в вестибюле нашего училища, ныне военно-морского института. Несмотря на преклонный возраст, мой однокашник постоянно занят литературным творчеством; недавно прислал во Владивосток свою книгу о флоте, о наших выпускниках, передал ее в дар музею ТОВМИ имени С.О. Макарова…
У каждого из них, оканчивавших военно-морское училище в начале лета 1941 года, были самые радужные планы на дальнейшую самостоятельную жизнь. Кто-то рвался на Балтику, кто-то — на Север. Макаров получил распределение на Тихоокеанский флот. И война для него началась на несколько лет позже, чем для тех, кто оказался на Западе.
— В августе 1945-го корабли нашей бригады тралили фарватеры в море для прохода основных сил флота, — вспоминает ветеран. — Американцы додумались дней за десять до вступления Советского Союза в войну с Японией поставить именно на этом водном участке столько мин, что все и не охватишь! Словно вредительство какое… И действительно подрывались наши корабли. Командование флота сначала полагало — вражеские подлодки атакуют. Оказалось, союзники «помогают». Причем где американцы действовали, там их мин не было; а ближе к Сейсину, Расину, Гензану, куда шли советские корабли, обстановка складывалась крайне опасная. Бывало, во время траления и наш экипаж цепляло осколками после взрыва; несколько матросов уберечь не удалось. Однажды навстречу выскочил японский морской охотник, обменялись выстрелами. На том и закончилось, поскольку мне приказали не преследовать врага. А был случай, когда уже у берега пацан-камикадзе швырнул гранату на тральщик. Хорошо, не долетела.
В те горячие дни корабль Георгия Макарова постоянно решал боевые задачи. Однажды потребовалось выйти в открытое море на поиски большого морского охотника, на котором к родным берегам добирались десантники из отряда Героя Советского Союза Виктора Леонова. Оказывается, после взятия основными силами порта Гензана эта штурмовая рота села на трофейный корабль и — обратно, в родной Владивосток. Но японцы еще у причала сыпанули песка в подшипники главного двигателя, и на переходе морем дизель «сдох». Леоновцы по радиосвязи сообщили о случившемся в штаб флота. На поиски охотника ушел один тральщик, потом другой, но безуспешно…
— Не было точных координат затерявшегося в море корабля, — рассказывает Георгий Филиппович, — поэтому и мы, выйдя в заданный район, почти сутки искали его. Помогли погода и наш самый глазастый сигнальщик старшина 2-й статьи Леушин. То утро выдалось совершенно безоблачным, на море — легкая зыбь. Леушин, находясь в специальном «гнезде» на фок-мачте, заметил вдалеке какой-то блеск (это оказались стеклоиллюминаторы трофейного охотника) и сразу же указал в том направлении рукой. Вскоре наш тральщик сблизился с японцем, взял его на буксир. Конечно, тут же накормили, обогрели ребят из отряда Леонова.
И сейчас, спустя десятилетия, бывалый моряк добрым словом отзывается о своем тральщике, который он с экипажем получал по ленд-лизу в США весной 1945-го. Более двух десятков «АМ» перегнали тогда с Аляски в главную базу ТОФ. Универсальные корабли с высокими мореходными качествами. Каждый вооружен 76-миллиметровой пушкой, двумя спаренными 40-мм орудиями, шестью 20-мм артустановками и пулеметами «Эрликон». Чтобы управлять американским тральщиком, Макаров, как и другие командиры кораблей вместе со своими экипажами, прошел двухмесячную спецподготовку на военной базе США, а потом уже на родине готовил к войне личный состав.
— К сентябрю советские войска разгромили Квантунскую армию, — говорит Георгий Филиппович, — но для нашего соединения боевая работа продолжалась еще два с лишним года. Море было напичкано минами, перед военными моряками стояла задача обеспечить безопасность судоходства. В составе отрядов траления наш 275-й обошел все бухты от портов Северной Кореи до Советской Гавани и пролива Лаперуза, залив Владимир, южнее залива Петра Великого… Мы уничтожали минные поля, в том числе и выставленные нами перед началом войны с японцами. Одних только новейших по тому времени американских донных мин было вытралено около тридцати!
За эту опасную работу большинство членов макаровского экипажа получили боевые награды. У самого Георгия Филипповича на офицерской тужурке, которую он надевает по большим праздникам, — три ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За победу над Японией».
Все тяготы непростой офицерской судьбы долгие годы с ним делила его верная «половина» — бывший военврач, офицер в отставке Александра Павловна. И сегодня она с улыбкой вспоминает, как познакомилась с будущим супругом на танцах в Доме офицеров флота. Танцевала-то с Колей Сурковым, штурманом тральщика, а вот сердце отдала Георгию. Когда расписались в загсе, жить было негде; выручил Иван Лаврецов, командир электромеханической боевой части макаровского экипажа: потеснился, уступил одну из комнат в коммунальной квартире. Сколько с той поры воды утекло?!
— Живем хорошо, — говорила мне Александра Павловна, когда навестил Макаровых в их «хрущевке» в минувшие августовские дни. — Вырастили сына и дочь, они получили высшее образование, нашли свое место в жизни, обустроились, не забывают родителей. Сейчас вот и внук окончил политехнический, будет работать инженером-электромехаником. А Георгий отдал себя сполна флоту, уволился в запас с должности помощника командующего ТОФ, мы им, конечно, гордимся.
Несомненно, гордится капитаном 1 ранга в отставке Г. Макаровым и родной флот, на котором он начинал службу в грозовом 1941 году.
http://www.redstar.ru/2006/09/0209/204.html