В ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин особое внимание обратил на необходимость создания армии нового типа. В случае угрозы на любом направлении оперативно должны быть созданы мобильные и самодостаточные группировки. Понятно, что костяк любой такой группировки в Российской армии составят Сухопутные войска. Вот почему в числе приоритетных задач стоит перевооружение частей и подразделений постоянной готовности СВ. Для повышения их мобильности необходимо обновление парка военной автомобильной техники (ВАТ). Как показала недавно прошедшая выставка МВСВ-2006, ближе всех к решению этой проблемы подошел ведущий производитель российской военной автомобильной техники «Группа ГАЗ».
Конференция «Военная автомобильная техника XXI века» под председательством начальника ГАБТУ Минобороны РФ генерал-полковника Владислава Полонского вызвала огромный интерес у специалистов. Ведь именно ГАБТУ принадлежит право решающего голоса в вопросах по разработке, созданию перспективной ВАТ и ее дальнейшему использованию в войсках.
Специалисты отмечают все более широкое применение автомобильных базовых шасси (АБШ), обеспечивающих мобильное использование ВиВТ. Сегодня в России конструкторы рассматривают эти шасси как системообразующий элемент для наземных образцов вооружения, тем более что указанный процесс характерен для большинства армий мира.
Военный автомобиль уже применяется для решения задач, которые ранее для него не были характерными. В частности, прямое использование в боевых действиях привело к появлению, в соответствии с зарубежной терминологией, класса ударных автомобилей. Они выступают в качестве носителей ракетно-артиллерийских и стрелково-пушечных систем различного назначения. Понятно, что такой автомобиль должен обеспечивать защиту экипажа, систем вооружения, установленных на нем, необходимые уровни скрытности и мобильности. Кроме этого, образцы ВАТ с высокими тактико-техническими характеристиками можно использовать и в отдельных областях экономического сектора страны. Вот почему научно-технические, конструкторские и технологические решения должны быть сосредоточены на выполнении требований по надежности, подвижности, защищенности, эргономичности, ремонтной и эксплуатационной технологичности.
«Мотовоз» в военной упряжке
В настоящее время продолжается реализация комплекса мер, направленных на сохранение и развитие парка автомобильной техники ВС России. Практическим результатом этой работы стало принятие на вооружение перспективных высокоунифицированных семейств автомобилей.
С середины 90-х годов идет поставка в войска автомобилей «Мотовоз-1», позволившая снизить разномарочность машин, эксплуатируемых в классах 4, 6, 10 и 15 тонн.
Для монтажа тяжелого оборудования, понтонного парка, транспортно-заряжающей машинной системы создано специальное автомобильное шасси «Урал-632 361» с колесной формулой 10×10. Машина изготовлена в рамках реализации совместной программы ГАБТУ и автозавода «Урал» по расширению номенклатуры, улучшению технических показателей армейского семейства «Мотовоз».
Автозавод «Урал» в настоящее время выпускает для силовых структур страны автомобили высокой проходимости грузоподъемностью от 4,5 до 18 тонн с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8. В 2004 году разработаны, а в 2005 году запущены в серийное производство неполноприводные автомобили с колесными формулами 4×2, 6×4, 8×4 с полной массой до 44 тонн.
Разработаны машины со сдвоенной кабиной, что обеспечивает повышение комфортабельности перевозки личного состава и более успешное выполнение им боевых задач. Производство такой кабины предусмотрено для установки на двух- и трехосные автомобили «Урал». Первая модель уже прошла серийные испытания и готова к производству.
СПРАВКА. Автомобили марки «Урал» составляют 13 процентов от всего парка военной автомобильной техники России.
В своем докладе главный конструктор ОАО «Автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» Игорь Смирнов сообщил, что, учитывая наработки по радиальным шинам, можно увеличить возможности машин по грузоподъемности автомобилей многоцелевого назначения до 7,5 тонны без снижения ранее достигнутого уровня проходимости. В связи с этим разработан и с 2006 года производится «Урал-4320−31» с увеличенными монтажными возможностями. Продолжаются работы по повышению грузоподъемности автомобилей «Урал» и за счет создания новых типов шасси. В целом гамма модельного ряда «Группы ГАЗ», в которую входит ОАО «Автомобильный завод «Урал», обеспечивает перевозку личного состава, а также ВиВТ в диапазоне 1,5 — 24 тонны.
Автомобили одеваются в броню
Опыт боевых действий доказал необходимость оснащения войск автомобильной техникой, оборудованной средствами защиты экипажа и перевозимого груза от стрелкового оружия противника, а также от осколков и мин.
Специалисты автозавода «Урал» предлагают использовать при проектировании машин унифицированные каркасно-модульные кабины, которые позволят с минимальными затратами создавать различные варианты с единым бронекорпусом, но разной степенью бронирования. При этом уже созданы машины капотной и бескапотной компоновки. К ним относится АБШ «Урал-4320−48» с кабиной повышенной комфортности и двигателем мощностью до 300 л.с.
Совместно с «НИИ стали» с 2005 года организовано серийное производство модификации автомобиля многоцелевого назначения «Урал-4320−31» со встроенным комплектом дополнительной защиты экипажа, платформы, моторного отсека и топливного бака от стрелкового оружия, осколков и фугасного действия ручных гранат. Именно дальнейшие работы и создание автомобиля «Урал-432 009−31» стали первой попыткой в нашей стране создать защиту машины на принципах блочности.
Лучше «Хаммера»
Российским военным для повышения мобильности войск нужен автомобиль, рассчитанный на перевозку отделения военнослужащих, сочетающий в себе качества вездехода и скоростного маневренного транспортного средства. Он позволит быстро перемещаться на большие расстояния и с ходу вступать в бой. Такая машина весьма привлекательна для подразделений быстрого реагирования при выполнении дозорных и разведывательных задач. В армии США принят на вооружение и широко рекламируется «Хаммер». Имеются аналогичные наработки и у нас, но их поступление в войска задержал экономический кризис 90-х годов.
Тактико-техническое задание ГАБТУ положило начало новому поколению военных автомобилей
ГАЗ-39 371 «Водник». Это высокомобильное транспортное средство многоцелевого назначения. Машины семейства «Водник» предназначены для создания на их базе модификаций автомобилей обслуживания и боевого назначения. Главное их преимущество — в способности перемещаться как по дорогам, так и по труднопроходимой местности на расстояние до 1.000 км, перевозить 11 военнослужащих. Они также предназначены для установки различного вооружения.
Как пояснил главный конструктор серийных автомобилей и управления экспериментальных конструкторских работ ОАО «ГАЗ» Юрий Королев, в основу конструкции положена модульная схема построения автомобиля, позволяющая унифицировать его по шасси. При этом в случае необходимости боевой модуль вооружения поврежденной машины можно поставить на исправный автомобиль обеспечения. Таким образом появляется резерв носителей для вооружения подразделений и частей, оснащенных такой ВАТ, что несомненно положительно скажется на боеспособности войск. Одним из основных направлений модернизации техники данного класса специалисты видят в повышении ее защиты до 5-го класса, а в перспективе — и до 6-го. Конструкторы планируют оборудовать машину автоматической коробкой передач.
Следующим направлением конструкторских разработок ОАО «ГАЗ» стал автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-233 014 «Тигр» (на снимке). Специалисты машину оценивают как новое направление высокомобильных транспортных средств многоцелевого назначения. В перспективе на нее предполагается устанавливать отечественный дизельный двигатель семейства ЯМЗ-530. Его серийное производство запланировано начать в 2010 году.
В настоящее время в 21-м институте заканчиваются государственные испытания вариантов автомобиля для МВД и Минобороны. Уже решены все финансовые вопросы по их закупке и подготовлено производство для серийного выпуска на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
Бронированная машина имеет классическую компоновку, на ней установлены независимая подвеска БТР-80 с увеличенным ходом, более энергоемкие амортизаторы, что позволяет увеличить среднюю скорость передвижения по пересеченной местности. Кроме того, у автомобиля высокие динамические характеристики. Максимальная скорость — 150 км/ч. Он оборудован местами для перевозки 10 человек и оснащен современными средствами связи.
В настоящее время конструкторы ОАО «ГАЗ» как соисполнители 21-го НИИИ участвуют в реализации проекта «Каратель». Цель разработки — создание армейского автомобиля многоцелевого назначения грузоподъемностью 1−2 тонны с максимальной степенью унификации создаваемого семейства машин. Она ориентирована на действующее серийное производство и запланирована для военного и гражданского использования.
Военный вариант автомобиля
ГАЗ-29 651 «Каратель» предназначен для перевозки личного состава, монтажа вооружения и военной техники, буксировки прицепов по всем видам дорог и местности. Он имеет противопульную защиту и способен выполнять весь круг задач по предназначению в указанной весовой категории ВАТ.
Основные его отличия от имеющихся разработок уже сейчас привлекают внимание военных. Автомобиль имеет рамную конструкцию, а его кузов состоит из двух модулей — управления и функционального. Независимая подвеска обеспечивает высокую проходимость на сильно пересеченной местности со средней скоростью движения 70−80 км/ч. Кроме этого, на машине устанавливаются дисковые вентилируемые тормоза.
Новые разработки для силовых министерств и ведомств России, выпускаемые в рамках гособоронзаказа, позволят в полной мере обеспечить мобильность российских войск.
http://www.redstar.ru/2006/08/3008/501.html