Независимое военное обозрение | Александр Бабакин | 25.08.2006 |
Между тем в ноябре прошлого года генерал армии Юрий Балуевский заявил, что его беспокоит состояние вертолетного парка Вооруженных сил, которому сегодня крайне нужны всепогодные машины, способные эффективно действовать и днем, и ночью. При этом начальник Генерального штаба отметил, что, мол, для этих целей наиболее подходит Ми-28Н.
Таким образом, Юрий Балуевский как бы утвердил вслух решение, принятое еще в марте 2005 года в Главном штабе Военно-воздушных сил на заседании государственной комиссии под председательством главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова. Тогда без особых прений и споров было отмечено, что предварительное заключение по первому этапу испытаний уже позволяет развернуть серийное производство Ми-28Н. Даже не дожидаясь окончания всех этапов госиспытаний.
И вот теперь военпреды на заводах, где производятся сами «Ночные охотники» и их различные узлы, высказали многочисленные критические замечания. Так, хвостовой винт у этой машины не имеет никакой защиты и расположен низко над землей. В полевых условиях, особенно в горной местности, при посадке возможны его повреждения. Пушка размещена под носом в самой вибрирующей части корпуса. В стрельбе Ми-28Н проигрывает по точности Ка-50 и Ка-52. Оказалась практически невозможной стабилизация ствола при ведении огня. Несущие винты большого диаметра, у машины плохая устойчивость к боковому ветру. Эти проблемы осложняют применение вертолета в горах. И, наконец, пока лишь в стадии создания находятся некоторые важнейшие элементы бортового радиоэлектронного вооружения.
Но, впрочем, предоставим слово и другим специалистам.
«Для того чтобы тот или иной вертолет быстрее пошел в серийное производство, — рассказал „НВО“ депутат Государственной Думы, генерал-майор авиации Николай Безбородов, — используются различные, так сказать, методы и средства. Два экземпляра Ми-28Н уже доведены до кондиции. Но пока серийное производство идет с трудом. Хотя, думаю, что это вопрос времени». Вместе с тем Николай Безбородов отметил, что установка контейнера с радиоэлектроникой над несущими лопастями наверняка приведет к проблемам с управлением, создаст помехи для работы сложнейшей аппаратуры.
Бывший командующий армейской авиацией, генерал-полковник Виталий Павлов тоже отметил, что нынешние проблемы в серийном производстве Ми-28Н со временем будут преодолены. «Это хорошая, надежная машина, — утверждает Виталий Павлов. — Она является дальнейшей разработкой самого летающего в мире боевого вертолета Ми-24. Конечно, Ка-50 и Ка-52 весьма эффектны в полете и во время показов на земле. Но, несмотря на то что это, безусловно, перспективные машины, в боевых условиях они себя еще не проявили».
Правда, тут известный авиационный военачальник ошибся. Камовские вертолеты прошли проверку в боевых условиях. По решению Генштаба в 2001 году зимой два Ка-50 и один пункт наблюдения и целеуказания Ка-29ПНЦУ были отправлены в Чечню. Их испытывали 9 летчиков и штурманов. Они дали заключение, что Ка-50 прекрасно летает в горах и управляется гораздо лучше, чем Ми-24. После целеуказания от Ка-29ПНЦУ летчик сразу находил и поражал объекты и группы противника в горах, ущельях, лесах. При этом боевой вертолет работал в режиме полного радиомолчания, что позволяло ему неожиданно появляться над позициями боевиков. Броневая капсула, катапультное кресло обеспечивали выживаемость пилотов даже после попадания машины под очереди из крупнокалиберного пулемета.
Специально для оценки боевых возможностей экспериментальной вертолетной группы в Чечню прилетал Юрий Балуевский — в тот период генерал-полковник, заместитель начальника Генерального штаба. Он, по словам источника «НВО», отметил, что воюющая армия получит Ка-50.
Потом, когда в адрес «Черной акулы» прозвучала критика, что это-де одноместная машина и в случае ранения пилот просто не сможет самостоятельно спастись, камовцы напряглись и за несколько лет создали и подняли в воздух двухместный Ка-52. В 2004 году главком ВВС Владимир Михайлов сказал, что «Аллигатор» по критерию «эффективность-стоимость» намного опередил своих конкурентов на Западе.
Однако в 2005 году мнения Юрия Балуевского и Владимира Михайлова почему-то резко переменились…
По этому поводу эксперт «НВО» генерал-майор запаса, долгие годы прослуживший в аппарате главкома ВВС, сказал следующее: «Высокий ранг таких чиновников, как Балуевский, Михайлов, позволяет им иметь всю информацию по принимаемому вооружению, тем более перспективному. Думаю, что в истории с Ми-28Н, принятым заочно на вооружение даже с выявленными недостатками, проявила себя прежде всего негативная политика в области вооружений в военном ведомстве. Очевидно, что вертолет принят на вооружение, так сказать, с условием, что фирма сможет его довести до кондиции в период серийного производства. А итоги тендера никого не интересовали…»
Но в данной истории особенно тревожит еще один аспект. В настоящее время в Российской армии имеются основные вертолеты, созданные по классической схеме. Отличный по тактико-техническим качествам, но уже устаревший транспортно-боевой Ми-8, громадный тихоходный транспортник Ми-26, новейший с массой недостатков Ми-28Н. По мнению одного из экспертов «НВО», вся эта техника — уже вчерашний день вертолетостроения. В подтверждение своих слов источник рассказал о том, что представители американской фирмы «Сикорский» и в прошлом году на авиасалоне Ле Бурже, и в этом году на выставке «Фарнборо-2006» заявили, что будущее в вертолетостроении только за соосными машинами.
Первый американский соосник начнет проходить испытания уже в нынешнем году. В будущем десятилетии намечается переоснащение армии США полностью на боевые и транспортные вертолеты, построенные по такой схеме. На фирме «Сикорский» уже ведутся работы по созданию соосника, который будет поднимать груз в 100 тонн и летать со скоростью 450 км/час, что в два раза быстрее, чем ныне летает российский тяжелый транспортник Ми-26.