В июле этого года при проведении государственных испытаний произошла авария учебно-боевого самолета Як-130. Некоторые скептики поспешили сделать вывод, что она не только отодвигает на неопределенный срок продолжение испытаний, но и может сорвать выполнение госпрограммы вооружения по этому пункту. О причинах аварии и дальнейшей судьбе Як-130 рассказал генеральный директор ОАО «ОКБ им. Яковлева», президент корпорации «Иркут» Олег Демченко.
Госкомиссия по расследованию аварии Як-130 завершила свою работу. В акте заключения расследования аварии указано, что причина случившегося с
Як-130 — потеря управляемости самолета в полете одновременно по тангажу, крену и рысканью вследствие нештатной работы системы КСУ-130 (командная система управления). При нарушении в цепи питания не произошло подключения исправных резервных каналов управления рулевыми приводами.
Получилось так, что установленная на самолете четырехкратно резервированная система управления дала сбой. По оценке специалистов, подобная неполадка, способная повлиять на отказ сразу всех четырех каналов, имеет вероятность в одном случае из миллиона. Ранее были выполнены проверки, а также имитация отказов как на стендах, так и в полетах. Всего с этой системой управления выполнено около 100 полетов, все работало без сбоев.
Олег Демченко пояснил, что в данном случае произошла какая-то совершенно непонятная и нештатная ситуация. Проблемы начались на высоте 10.000 метров. После того как все предпринятые действия не дали положительного результата, на высоте 3.000 метров экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. Яковлева Олега Кононенко и ведущего летчика-испытателя Государственного летно-испытательного центра ВВС им. Чкалова полковника Сергея Щербины произвел катапультирование.
Самолет в это время находился в перевернутом положении, и все же катапульты сработали штатно. Это еще один пример того, что в России созданы великолепные средства спасания экипажа. В настоящее время, по заключению медиков, летчики здоровы и допущены к выполнению полетов без каких-либо ограничений. В выводе комиссии указано, что никаких конструкторских и производственных дефектов самого самолета нет.
В ближайшее время ожидается подписание специально разработанной программы по дополнительным испытаниям и проверке давшей сбой системы управления. Все ее уже изготовленные экземпляры прошли дополнительные доработку и тестирование.
На сегодняшний день завершен первый этап госиспытаний, второй этап начнут выполнять два имеющихся самолета. Сейчас проводится наземная часть испытаний, а в октябре состоится летная. Так что время не теряется, и никаких задержек не будет.
К тому же Як-130 был застрахован в «Русском страховом центре» (РСЦ). Председатель правления РСЦ Дмитрий Извеков отметил: «После получения документов и актов по аварии в ближайшее время будет принято решение о выплате полной суммы страхового возмещения для производства нового самолета Як-130. По договору нами запланировано возмещение полной стоимости самолета. Тем более что специалисты страховой компании участвовали в работе комиссии».
Отметим, что Минобороны России не имеет в своем бюджете финансовых средств на страхование, однако, как подчеркнул Д. Извеков, «Иркут» провел необходимые конкурсы и выделил собственные средства на страховую защиту
Як-130, проявил настоящий государственный подход к решению этой задачи.
«Мы неоднократно поднимали вопрос о включении статей по страхованию в гособоронзаказ, сейчас ведем необходимые консультации с Военно-промышленной комиссией при Правительстве России и с Минобороны, учитываем также важность страхования для военно-технического сотрудничества, поскольку ряд контрактов выполняется в рамках гособоронзаказа и ВТС на одних и тех же предприятиях. Нами прорабатываются совместные программы с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и Министерством обороны по страховому обеспечению ВТС в широком смысле, а не только в отношении самих поставок военных грузов», заявил руководитель РСЦ. Он также отметил, что необходимо так выстроить законодательную и нормативную базу, чтобы вопросы страхования были предусмотрены в контрактах предприятий по выпуску продукции военного назначения и под гособоронзаказ, и под внешнеэкономические контракты.
Говоря о дальнейшей реализации проекта, президент корпорации «Иркут», генеральный директор ОКБ им. Яковлева
О. Демченко пояснил, что сроки поставки самолетов Як-130 заказчикам сдвигаться не будут. Минобороны России первые четыре из 12 заказанных машин получит в следующем году, а поставки самолетов в Алжир начнутся с 2008 года.
В Нижнем Новгороде на авиазаводе «Сокол» разворачивается производство Як-130 для ВВС России, которые в ближайшие годы планируют приобрести около 60 машин. Экспортный вариант самолета будет строиться на серийном заводе корпорации «Иркут». Для этого требуются инвестиции в размере 38 млн. долларов. Завод корпорации планируют подключить и к выполнению гособоронзаказа Минобороны России. На нем будут производить крылья для Як-130, что составляет примерно 35 процентов всех трудозатрат на изготовление учебно-тренировочного варианта. Первый комплект крыльев будет поставлен из Иркутска в Нижний Новгород в апреле 2007 года. Запланирован темп выпуска самолетов в Нижнем Новгороде до 8 машин в год, а в Иркутске — около 15−20.
При нынешнем положении дел в отечественном авиапроме кому-то заявленные объемы и темпы выпуска могут показаться фантастическими. Специалисты ОКБ им. Яковлева, проанализировав ситуацию, придерживаются другой точки зрения. По их прогнозам, до 2015 года в мире будет списано 2.000 реактивных учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов, а к 2020 году рынок этих самолетов составит примерно 2.500 машин. ОКБ им. Яковлева поставило перед собой задачу завоевать 25 — 40 процентов этого сегмента рынка. Уже сейчас наблюдается повышение интереса к Як-130 у зарубежных потенциальных покупателей. Буквально через несколько дней после аварии фирма получила заявку из Индонезии, а затем — из Сирии. Повышенное внимание у потенциальных заказчиков вызывают и дальнейшие планы конструкторов по развитию самолета.
Продолжаются НИОКР по созданию легкого ударного самолета на базе учебно-боевого Як-130. Эта тема включена в Государственную программу вооружений на период до 2015 года. Конструктивно самолет будет отличаться от базового варианта на 10−15 процентов.
По мнению специалистов ОКБ им. Яковлева, относительно недорогой самолет такого варианта с боевой нагрузкой до трех тонн на девяти точках подвески и дозвуковой скоростью в первую очередь предназначен для решения различных задач в ходе локального конфликта. На нем планируется установить современную бортовую радиолокационную станцию «Копье», которая обеспечит применение управляемых ракет класса «воздух — воздух» малой дальности и неуправляемого вооружения.
Как отметил О. Демченко, российские военные еще не определились со своей концепцией по данной тематике. Однако на фирме принято решение воплотить все имеющиеся идеи в опытном образце и продемонстрировать его руководству ВВС, после чего станет возможным более предметный разговор о его нише в военной авиации России.
Что же касается Як-130, то пожелаем этому прекрасному учебно-боевому самолету чистого неба и безаварийных полетов.
http://www.redstar.ru/2006/08/2508/204.html