У нарушителей природоохранного законодательства нынче под ногами горит земля. Так, на Каспийской флотилии выговоры по «экологической» линии плюс лишение премии схлопотали командиры уже четырех кораблей. Легко отделались. Потому как за смыв нефтепродуктов в Волгу можно понести куда более суровое наказание. Вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Флотильские экологи, вскрывшие нелицеприятные факты и инициировавшие разбирательство, считают подобные меры хотя и вынужденной, но все же необходимой реакцией на потребительское отношение к природе. А оно, к сожалению, бытует в среде военных моряков.
— Волго-Ахтубинская пойма, дельта Волги, Каспийское море — все это уникальный ландшафтный ансамбль, населенный разнообразными, подчас реликтовыми представителями флоры и фауны, нарушение хрупкого равновесия между которыми чревато непредсказуемыми последствиями. Прежде всего для самих людей, — рассказывает заместитель руководителя регионального управления Ростехнадзора Герман Михайлов. — Поэтому с оглядкой на природу обязаны работать все хозяйствующие субъекты Астраханской области, а также военные моряки.
Герман Михайлович Михайлов сегодня не любит вспоминать, сколько хлопот поначалу доставляла передислоцированная из Баку в Астрахань флотилия. Конструктивно морского исполнения, в массе своей старые, с запредельно изношенным оборудованием корабли и суда представляли собой потенциальную опасность для тонко организованных гидробионтов водно-болотных угодий. А когда экологи попытались указать на это, выяснилось, что в условиях режимности частей, отсутствия у них банковских счетов определить характер и масштабы загрязнения, равно как установить и привлечь к ответственности виновных в том должностных лиц весьма проблематично. Бороться бы гражданским специалистам с «ветряными мельницами» и дальше, не появись у каспийцев собственная экологическая служба.
Свое боевое крещение, если так можно сказать, возглавляемая капитаном 2 ранга Виталием Яныкиным служба получила летом 2002 года, в период крупномасштабных маневров на Каспии. По счастью, первый блин комом не вышел. Следуя рекомендациям военных экологов, тот же десант был высажен в стороне от облюбованных тюленями и диковинными птицами островов. Первый опыт по минимизации последствий боевой учебы войск и сил послужил основой для определения новых, вне пределов Астраханского биосферного заповедника, районов боевой подготовки. Актуальны эти и другие наработки военных экологов и теперь, когда на флотилии проводится беспрецедентная экологическая паспортизация всего движимого и недвижимого имущества.
— Цель акции состоит в разработке нормативов допустимого воздействия военных объектов, всей инфраструктуры Каспийской флотилии на окружающую среду, — поясняет Виталий Валентинович. — Независимые эксперты уже оформили заключение на двенадцать городков и в последующие три года намерены пронормировать еще столько же.
При этом главную ценность представляет сводка загрязнений, возникающих всякий раз при эксплуатации техники, зданий и сооружений с прилагаемым к ней перечнем возможных инженерно-технических решений. Скажем, на чадящие трубы котельных предложат установить фильтры-уловители. Для устранения избыточных выбросов в атмосферу сажи и копоти порекомендуют замену старого технологического оборудования или перевод топочного питания с мазута на газ — кому что нравится.
По мнению Германа Михайлова, такое стремление заблаговременно учитывать и по возможности сводить к минимуму неблагоприятные факторы и явления свидетельствует о торжестве цивилизованных, принятых во всем мире правил и норм обеспечения экологической безопасности войск. Сообразно экологическому мониторингу объектов жизнеобеспечения безусловным и обязательным учетом экологических рисков в перспективе станет сопровождаться всякий морской поход. А поскольку за штурвалами кораблей, приборами управления оружием и техническими средствами стоят люди, то и деятельность флотильских экологов прежде всего должна быть направлена на расширение специальных знаний, повышение нравственного и культурного уровня личного состава.
— Все верно. Вместе с тем спешу разочаровать тех коллег, кто полагает, что добиться абсолютной экологической грамотности военнослужащих можно перманентно, в приказном порядке. На это, увы, могут уйти годы кропотливого труда и серьезные финансовые вливания, — заключает главный эколог Каспийской флотилии.
Не так давно в свет общим тиражом 9.000 экземпляров вышло пособие «Экологическая подготовка». Но его едва хватило руководителям групп профессионально-должностной подготовки. А такую методичку под рукой неплохо бы иметь каждому матросу и старшине.
Наряду с учебниками «хорошими и разными» большое значение для формирования позитивного отношения к природе у моряков-каспийцев, кроме того, имеет широкое использование природоохранных средств. Например, боновых заграждений. Установленные в местах базирования кораблей боновые ловушки не только бы способствовали локализации и ликвидации последствий аварийных разливов собственных нефтепродуктов, но и препятствовали бы проникновению загрязнений извне.
Ну и, конечно, ничто не способно так влиять на экологию, как боевая техника, разработанная и построенная с учетом жестких экологических требований конкретного региона. МАК «Астрахань», испытания которого сейчас заканчиваются на Балтике, стал первым в серии таких кораблей. В последующих за «Астраханью» проектах будут использованы решения, исключающие даже малейшие выбросы в окружающую среду, нулевой или замкнутый цикл работы технических средств и вовсе станет определяющим.
Представляете, идет по морю корабль в полной тишине, и ни дымка за ним, ни нефтяных пятен, ни мусора. Необычно. Непривычно. Прогрессивно…
http://www.redstar.ru/2006/08/2408/202.html