Независимое военное обозрение | Александр Бабакин | 04.08.2006 |
Неотложным проблемам ОПК было посвящено выездное расширенное заседание комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, которое состоялось в подмосковном городе Красноармейске. Предлагаем вниманию читателей «НВО» некоторые из прозвучавших там выступлений.
Александр Бурутин, советник президента России
Создание Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ направлено на развитие благоприятных условий для возрождения ОПК как одной из важнейших значимых задач. Хотя она официально и не входит в структуру национальных проектов, однако для современной России ее решение имеет исключительное значение. Военно-промышленная комиссия должна стать важным инструментом на пути создания эффективной системы управления ОПК. Нам небезразлично, как она будет сформирована. Особенно многое зависит от руководства ее научно-техническим советом, от того, насколько четко сформулируются чрезвычайно многогранные функции и задачи — от координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и предприятий ОПК до предложений по отдельным кадровым назначениям.
Другая группа задач этой комиссии связана с реформированием и развитием ОПК. Здесь уже достигнуты определенные результаты. С 2002 года прирост объемов выпуска оборонной продукции составил 39%, загрузка производственных мощностей увеличилась на 35−40%, созданы 24 интегрированные структуры, 75 тыс. дополнительных рабочих мест. Правда, к настоящему времени из запланированных к созданию 20 казенных предприятий сформированы только 9.
Главной причиной невысоких темпов развития в настоящее время ОПК стал нормативный вакуум вокруг его реформирования. Например, проблема регламентации ценообразования, авансирования и исполнения государственного оборонного заказа. Нынешние условия ценообразования вынуждают предприятия увеличивать издержки производства, что ведет к росту цен на оборонную продукцию. Нормирование затрат на выплату заработной платы не позволяет устанавливать уровень оплаты труда, достаточный для привлечения высококвалифицированных специалистов. Правительством РФ под давлением со всех сторон было принято решение о возможности заключения в ОПК трехгодичных контрактов на выполнение ГОЗа. Однако до конца не был решен вопрос о ритмичности в расчетах и авансировании. Из-за этого общее количество контрактов в настоящее время составляет чуть больше 20.
В течение многих лет на федеральном, региональном уровнях государством оказывалась поддержка предприятиям ОПК в виде освобождения от уплаты земельного налога. В прошлом году земельный налог был отнесен к функции местных органов самоуправления и теперь ими устанавливается. В итоге многие главы муниципальных образований из-за отсутствия средств в своих бюджетах отказались сохранить оборонке прежние льготы. Это привело, например, на Уралвагонзаводе к росту цены военной продукции. Так, после деления общей суммы нового налога — примерно 120 млн. рублей — на количество заказанных танков цена каждого возросла на 4 миллиона. В свою очередь перекладывание части налогового бремени на гражданскую продукцию объективно снижает ее конкурентоспособность.
Без действенных практических мер государственной поддержки ОПК, без обеспечения концентрации выделяемых государственных ресурсов на приоритетных направлениях разработки и закупку современных систем вооружения, как это предусмотрено основами военно-технической политики РФ на период до 2015 года, нам не удастся осуществить повышение качественных параметров Вооруженных сил РФ, войск других государственных ведомств. Главное здесь добиться согласованности целей и задач, принципов и подходов, практических действий по реализации военно-технической политики на всех уровнях государственного и военного руководства.
Станислав Пугинский, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Минпромэнерго
Одновременно с преобразованиями ОПК необходимо переосмыслить и роль ГОЗа, который в большинстве развитых стран является мощнейшим ресурсом промышленной политики. В наших же условиях ГОЗ не только не выступает стимулом, но и в ряде случаев становится финансовой проблемой для предприятий. Давно назрела необходимость перейти от размещения мелких заказов на тысячах предприятий к программно-целевому комплексному управлению формированием и реализацией ГОЗа и размещением на основе трехлетних или более долгосрочных контрактов создания финальных образцов вооружения и военной техники. Это потребует пересмотра Федерального закона «О Государственном оборонном заказе».
Большая часть государственных унитарных предприятий в соответствии с программой реформирования ОПК должна быть преобразована в акционерные общества, объединяемые в интегрированные структуры. Здесь одной из важнейших проблем является механизм размещения государственного заказа, выполнения заказов по линии военно-технического сотрудничества головными компаниями. Для ее решения прежде всего надо, исходя из логики деятельности интегрированной структуры, поручить такой компании сбытовые функции. В этом случае должны быть сняты все имеющиеся ограничения на размещение ГОЗа через головную компанию к другим структурам и выполнение самих контрактов. Это потребует корректировок закона о ГОЗе, внесения изменений в лицензирование вооружений и военной техники.
В то же время, например, практика создания объединенной авиастроительной корпорации показала, что в ряде случаев целесообразно в головных компаниях сосредоточить исключительно управленческие функции, определение общей стратегии, деятельности холдинга, единой научно-технической политики, при этом оставить выполнение ГОЗа и контрактов по ВТС дочерним профилирующим организациям. Это актуально для холдингов, которые имеют право на самостоятельное военно-техническое сотрудничество. Поэтому уже подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в статью 12 о ВТС», которая позволяет при преобразовании предприятий в дочерние холдинговых компаний сохранять право на ведение ВТС в полном масштабе. Это важно для функционирования Объединенной авиастроительной корпорации, Корпорации высокоточного вооружения и еще целого ряда холдингов.
Также крайне необходимо пересмотреть порядок реализации лишнего имущества государственных унитарных предприятий на аукционах. В настоящее время в соответствии с постановлением правительства РФ N 333 за вычетом балансовой стоимости все средства от реализации передаются в федеральный бюджет. Это не позволяет предприятиям ОПК использовать эти ресурсы для погашения задолженности перед кредиторами и восстановления платежеспособности. Складывается абсурдная ситуация, когда руководителям предприятий легче договориться с судебными приставами и реализовывать имущество в рамках исполнительного судебного производства и погашать задолженность перед кредиторами полностью за счет поступивших средств, а не в обычном порядке и без суда по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Генерал армии Алексей Московский, начальник вооружения Вооруженных Сил — заместитель министра Обороны РФ
Хотя нормативно-правовое поле ОПК в настоящее время значительно расширено, но, на наш взгляд как заказчика ВВТ, есть еще немало проблем, которые беспокоят Минобороны РФ. Ведь с будущего года предстоит реализация новой Государственной программы вооружения. Правда, скорее она является продолжением предыдущей. С 2001 по 2005 год по ней были решены многие проблемы.
Выполнение первого этапа новой ГПВ с 2007 по 2010 год совпадает с активной фазой реформирования оборонного комплекса. Важнейшей задачей здесь является создание интегрированных структур и казенных предприятий. Уже имеются соответствующие планы работы. Но времени на их осуществление остается крайне мало, и я бы отметил, что это происходит достаточно медленно и неэффективно.
Конечно, дела любого оборонного предприятия зависят от того, как работает государственный заказчик и, следовательно, от той нормативно-правовой базы, в рамках которой он функционирует. Наиболее острые здесь проблемы связаны с размещением заказов и финансированием их исполнения. С января 2006 года серьезно изменились нормативно-правовые правила размещения заказов в связи со вступлением в силу вступления Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». Правда, это в меньшей степени коснулось ГОЗа этого года, так как большинство процедур Минобороны успели провести по старому закону N 97. Оценить последствия нового ФЗ при размещении заказа 2007 года мы сегодня в полной мере не можем. Однако уже сегодня следует констатировать, что ряд положений закона способны привести к значительным неоправданным потерям времени на начальном этапе размещения заказа. В первую очередь имеется в виду обязательность проведения торгов или конкурсов по позициям ГОЗа. Но ведь заведомо известно, что зачастую имеется только один исполнитель. По вооружению — это как минимум половина ГОЗа.
Вторая проблема — начальная цена контракта. Как ее можно установить на этапе конкурса на ремонт вооружения по техническому состоянию, сервисное обслуживание? Ведь оценка самого технического состояния и, следовательно, определение объемов и стоимости работ могут быть осуществлены при наличии самого исполнителя и начала им практической работы. В этом законе еще немало заложенных конфликтных ситуаций. По мнению Минобороны, принятию таких важных законов должна предшествовать полноценная согласительная процедура, в ходе которой допущенные ошибки могут выявляться и оперативно устраняться.
На примере этого года отмечу, что в рамках ГОЗ-2006 запланировано разместить заказы по результатам торгов по 2800 позициям, что составляет 65% от номенклатурной части оборонного заказа. Если в деньгах, то это 65 млрд. рублей и 35% от всего объема ГОЗа. По времени это занимает первый квартал года полностью. В 2007 году размещение заказов по закупке и ремонту вооружения по итогам торгов уже составит примерно около 5 тыс. позиций. Это порядка 190 млрд. рублей. Они опять же будут раскручиваться в начале первого или вначале второго квартала года с учетом ограничений, которые ввел ФЗ N 94. В вопросах финансирования ГОЗа это создает непреодолимые проблемы. Было бы проще, если сделать виды расходов справочными и учитывать их по факту, если их невозможно вообще отменить.
Другая проблема финансирования — невозможность использования остатков ассигнований по ГОЗу по завершению финансового года. Они образуются из-за срывов поставок комплектующих в конце года и ряда других причин. В этом случае средства уже невозможно использовать для иных нужд. По меркам Федерального бюджета это не столь значительные средства, но для Минобороны они существенные и могут, в частности, быть брошены на ликвидацию остатков кредиторской задолженности предприятий. Такую форму можно ежегодно предусматривать в Законе «О Федеральном бюджете».
Владимир Васильев, председатель комитета Госдумы по безопасности
Весьма остро в оборонно-промышленном комплексе стоит проблема банкротства и недружественных поглощений предприятий различными структурами. Можно предполагать, что объекты ОПК с учетом неурегулированности нормативно-правовой базы будут наиболее часто подвергаться активным атакам с целью захвата. Надо срочно принимать соответствующие решения в Госдуме, Совете Федерации, правительстве РФ по тем оборонным предприятиям, которые нельзя никому отдавать на разграбление. А потом создать соответствующий закон.