Независимое военное обозрение | Сохбет Мамедов | 04.08.2006 |
Свой вояж в регион Мэтью Брайза начал с Армении, где провел переговоры с руководством этой страны, а также успел побывать в Нагорном Карабахе и побеседовать с лидерами этой самопровозглашенной республики.
На должность сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайза был назначен в начале лета, сразу же после провальной встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна в Бухаресте. В Госдепе США рассчитывают, что Брайза сумеет переломить ситуацию и добьется от Алиева и Кочаряна реального прогресса в решении карабахской проблемы.
В отличие от своих предшественников, а также коллег-сопредседателей МГ ОБСЕ из России и Франции Брайза оказался более открытым для журналистов. На днях в интервью Радио «Свобода» американский сопредседатель впервые (пусть и не в деталях) раскрыл содержание и основные принципы урегулирования конфликта, которые предлагается подписать президентам Алиеву и Кочаряну. «На столе переговоров в настоящее время лежит готовый, конкретный документ, который они пока отказываются принять», — сказал Мэтью Брайза. По его словам, основные пункты проекта рамочного соглашения предусматривают следующие шаги: Армения выводит войска с подконтрольных ей территорий Азербайджана; нормализуются дипломатические и экономические отношения между Арменией и Азербайджаном; в зоне конфликта размещаются миротворческие силы; региону Нагорного Карабаха оказывается международное экономическое содействие; проводится референдум по вопросу о статусе Нагорного Карабаха. Брайза настоятельно призвал президентов принять это рамочное соглашение.
Надо сказать, что предлагаемая Минской группой ОБСЕ схема урегулирования на сей раз не встретила в Баку особых возражений. В частности, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил: «В принципе, те базовые элементы, которые мы обсуждали в ходе последних переговоров, нас устраивают — в контексте того, что конфликт должен решаться поэтапно, на основании принципов и норм международного права».
По словам министра, «любой специалист в области международного права объяснит, что принцип самоопределения не означает нарушения территориальной целостности». На этот счет, отметил Мамедъяров, «можно привести множество примеров государственного устройства в мире. Я неоднократно говорил о примерах Татарстана, Башкортостана, есть Триест, другие варианты. И сопредседатели — страны, несущие ответственность за поддержание международного мира, прекрасно понимают, что международное право должно быть первичным».