Красная звезда | Сергей Васильев | 04.08.2006 |
На вертолетной площадке нас — офицеров с БПК «Адмирал Левченко», находившегося с визитом в главной военно-морской базе Хоконсверн, — дружелюбно улыбаясь, встретил командир «Фритьофа Нансена» капитан 2 ранга Халльвард Флесланд. Высокий, в импозантных очках, он по-хозяйски — широким жестом руки: мол, добро пожаловать на борт! — пригласил пройти в его каюту. Едва ступив в чертоги корабельного коридора, сразу же снял фуражку, обнажившую академическую лысину на голове. Его примеру последовали и мы.
В коридорах похожее на линолеум покрытие темно-изумрудного цвета с белыми хаотически расположенными «лепестками» — вкраплениями, не позволяющими скользить ногам при движении. Приборку такого покрытия делают «сухим» способом, то есть без воды. Кстати, все материалы, которыми отделан внутри корабль, трудновоспламеняемые.
Первое, за что зацепились взглядом в просторной, со вкусом меблированной в спокойных тонах каюте, — огромная красная кнопка, расположенная на переборке возле входной двери. Ничего подобного в «апартаментах» командиров российских кораблей не видели и поэтому, естественно, от вопроса не удержались: «А это что за кнопка?»
— «Stop ship!» — серьезно ответил командир «Нансена». — «Стоп-кран» для моего корабля…
Но, увидев недоверие и недоумение на наших лицах, широко улыбнулся и объяснил, что это кнопка для… блокировки запирающего механизма входной двери в каюту. И всего-то? А мы уж раскатали воображение, что раз суперкорабль, то небось чего здесь только нет. Впрочем, последующая действительность, скажем так, оправдала наши ожидания.
Перед началом экскурсии по «Нансену» его командир немного рассказал о себе, отметив, что родился он 19 июня 1959 года. Спустя девятнадцать лет начал служить в королевских военно-морских силах, то есть на сегодняшний день в его послужном «активе», как говорят у нас на флоте, уже двадцать восемь «календарей». А первым командирским кораблем для него, тогда еще двадцатипятилетнего офицера, стал маленький патрульный катер «Хэсса». После восемь лет он отдал старожилам ВМС — фрегатам типа «Осло». Затем два года командовал плавучей базой снабжения «Хортен». С нее и пришел на «Фритьоф Нансен», где уже год.
— Словом, главная вещь в моей биографии — это то, что я командую, — улыбнулся Халльвард. — У меня любимая жена и трое прекрасных детей. Они живут в трех километрах от Хоконсверна. Кстати, когда-то у меня была возможность изучить русский язык на офицерских курсах, однако моя жена забеременела, и планы, увы, сорвались: вместо русского языка мы запланировали ребенка.
После такого вступления он начал рассказывать о своем корабле. Изначально было приложено очень много усилий, чтобы создать пассивную защиту корабля в соответствии с технологическим требованием пресловутой системы «стелс». Конструктивное решение этой проблемы в сочетании с использованием композитных материалов стало таким, что в архитектуре внешних обводов корабля, по словам Халльварда Флесланда, «вы не увидите ни одного прямого угла». Поэтому радиолокационное излучение, отраженное фрегатом в обратном направлении, будет настолько слабым, что РЛС противника сложно его зафиксировать. Инфракрасное излучение от «Фритьофа Нансена» также низкое из-за конструктивной особенности надстройки корабля, исполненной, безусловно, по образу и подобию космолетов из небезызвестных «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Организационно экипаж делится на пять боевых частей. Первой идет оперативная (совмещенный аналог радиотехнической и штурманской боевых частей на российских кораблях), затем — вооружения (объединенные минно-торпедная и ракетно-артиллерийская БЧ) и инженерная (электромеханическая). Наша служба снабжения представлена боевой частью тылового обеспечения. И завершает штатную структуру «Фритьофа Нансена» вертолетная БЧ (в ВМФ — БЧ-6 на авианесущих крейсерах). Экипаж — 121 человек (56 офицеров, 31 мичман и 34 матроса). Но в настоящее время на «Нансене» пока лишь 108 человек. На вопрос, сам ли он набирал экипаж, командир ответил:
— У меня не было такой возможности: самому рекомендовать специалистов на ключевые должности в экипаж. В ВМС Норвегии назначение на корабли столь же регламентированный кадровый процесс, как и при назначении на любые другие должности. Это прерогатива высшего руководства. Для меня стало большим удовольствием и огромной честью, что самого назначили командиром «Фритьофа Нансена».
На корабле есть также возможность разместить походный штаб до 30 человек во главе со старшим тактической группы. Корабль-то большой, однако и он ограничивается количеством… 146 кроватей. Подумалось, что если прикомандируют кого-то сверх штата, то исключительно со своими раскладушками. Кроме этого, на корабле будет располагаться вертолетная группа, состоящая из десяти офицеров ВВС (пилот, тактический координатор, оператор и команда обеспечения — техники). Кстати, в вооруженных силах Норвегии все, что летает, относится исключительно к военно-воздушным силам. У норвежцев нет морской авиации.
Офицерские и мичманские каюты на «Нансене», которые нам показал далее командир, предложив экскурсию по кораблю, двухместные, с кондиционером, санузлом и душем. Матросские каюты — шестиместные: койки в них расположены в два яруса. Они также с кондиционером. Однако в некоторых есть санузел с душем, в других — нет. Поэтому жильцы последних ходят, образно говоря, «окачиваться» (горячая и холодная вода подаются круглосуточно) к соседям.
В медицинском блоке одновременно могут наблюдать до трех послеоперационных больных. Здесь уютно, комфортно, стерильно. Вся экипажная диагностика и наследственность — в персональном компьютере. Операционный стол стандартный, закреплен посредине амбулатории. Словом, я не великий спец в эскулаповских вопросах, но на нашего флагманского «дока» майора медслужбы Олега Вовка «нансеновская» амбулатория, как он признался, впечатление произвела: штатные дефлибрилятор, рентгенологическое оборудование и даже… одноразовые пинцеты.
Кают-компании офицерского и мичманского состава добротны: дерево, кожа, высококлассная материя, да и выдержаны в строгом, флотском стиле. Приглушенный, мягко обволакивающий свет из бра. В обязательном порядке — портреты короля Харальда V и королевы Сони, холодильник с «кока-колой», на барной стойке аппарат для приготовления кофе и чая, музыкальный центр. Словом, полная релаксация, то бишь психологическая разгрузка для людей моря в минуты законного досуга. Правда, по словам командира, кают-компании до конца еще не приведены в порядок: не развешаны на стенах картины, которые тщательно отбираются для надлежащего украшения корабельного «салона». Кстати, их размещением на стенах, как нам сказали, будет заниматься профессиональный дизайнер, чтобы если уж вбивать в переборку гвоздь, то один раз и навсегда.
Ходовой мостик «Нансена» полностью интегрирован с новейшими системами тактического назначения, командования и управления кораблем. На корабле ведется электронная штурманская прокладка. По словам командира фрегата, она — основная. Однако на всякий случай ведут и бумажную прокладку: естественно, на традиционных морских картах.
На корабле установлено (снаружи и внутри корпуса) семнадцать видеокамер слежения. На мониторы, которыми изобилует ходовой пост, также выведены приборы обнаружения открытого огня. Если одна из «лампочек» на схеме наливается красным цветом, значит, это пожарная тревога. Трехмерная система изображения, экранированная на мониторе, позволяет «видеть» любое помещение корабля. Легким движением компьютерной мыши можно разворачивать палубы, отсеки и корабельные помещения, которых на «Нансене» 590, в любое плоскостное положение и вычислить источник возгорания. Кстати, изображение можно увеличивать.
С компьютера осуществляется также управление общекорабельными системами. В помещениях «Нансена» находится шестьдесят тысяч различных датчиков, информация с которых поступает на мониторы в пост энергетики и живучести и дублируется в ГКП, где кроме состояния корабельных помещений контролируется работа двух газотурбинных двигателей и четырех дизель-генераторов, каждый из которых, кстати, вырабатывает мощность, равную 1,1 мегаватту.
Перед входом в боевой информационный центр (БИЦ) — святая святых любого корабля независимо от его национальной принадлежности — нас попросили сдать мобильные телефоны, фотоаппараты, а лично меня еще и диктофон.
Первое, что поразило в затемненном помещении боевого информационного центра «Нансена» — обилие, даже в сравнении с ходовым постом, всевозможных жидкокристаллических мониторов. В центре БИЦ за широким столом расположены компьютеризированные рабочие места командира корабля, офицера по тактическим операциям и старшего на борту. Отдельно «кучкуются» гидроакустики. Чуть дальше — операторы, контролирующие работу вертолетов. От них к группе командования стекается информация о подводной и воздушной обстановке. Есть также пост для взаимодействия с F-16, которых, как планируется, моряки будут запрашивать для обеспечения противовоздушной обороны своего современнейшего корабля.
На «Фритьофе Нансене» предусмотрена вертикальная система пуска ракет, которая адаптирована под американские зенитные управляемые ракеты «Си Спарроу» MK41 (32 единицы) и противокорабельные ракеты «Томагавк» и «Асрок». Кстати, пока на борту «Томагавков» нет. Да и оснащение ими всех пяти новых фрегатов не планируется. Сейчас, как пояснил Халльвард Флесланд, в стадии разработки находится норвежская ПКР «Нэвэл страйк» с дальностью стрельбы до ста километров и инфракрасной головкой самонаведения.
— Она, — сказал Флесланд, — будет установлена уже на четвертом фрегате. Кстати, знаете, в чем отличие, например, вашего «Адмирала Левченко» от «Нансена»? У вас — корабль в классическом восприятии этого термина. А у нас — «платформа» по доставке оружия в ту либо иную точку Мирового океана. И в ВМС есть плавучая база снабжения «Хортен», способная, образно говоря, перезарядить нашу «платформу» прямо в открытом море.
В арсенале фрегата также 76-миллиметровое артиллерийское орудие «Ото Бреда» SR, расположенное на баке, и 12,7-мм малокалиберная пушка. Ну, а норвежское ноу-хау — вертолет NH-90 с дальностью полета более пятисот миль — будет вооружен глубинными бомбами и торпедами.
— Хотя корабль и многоцелевой, — рассказывал его командир, — все же его основное предназначение — противолодочная борьба. Для чего на вооружении имеем торпеды «Стингрей» в облегченном варианте, которые могут отстреливаться из четырех торпедных аппаратов — по два с каждого борта. А в корме расположена буксируемая активно-пассивная гидроакустическая антенна САРТАS MK IIV1. Она способна опускаться на глубину свыше двухсот метров. Скорость корабля, на которой выставляется антенна, не должна превышать десяти узлов. Однако уже буксировать CAPTAS фрегат «Фритьоф Нансен» может c любой скоростью.
И главное, он способен выполнять задачи в любых водах и при абсолютно диаметральных температурах: как в тропиках, так и в условиях Арктики. Длина фрегата — 134 метра, а максимальная ширина — 16,8 метра. Высота над ватерлинией — 31 метр. Максимальная осадка — 7,6 метра. Водоизмещение 5,3 тысячи тонн. Максимальная скорость хода — 26 узлов, крейсерская — 15 узлов. Дальность плавания — 4,5 тысячи миль.
— Я и мои моряки очень гордимся своим кораблем, — сказал в заключение капитан 2 ранга Халльвард Флесланд. — Ожидаем, что таких фрегатов будет гораздо больше. Для нашего государства по деньгам — это реально. А еще хотим, чтобы «Нансена» увидело как можно больше людей. Он им обязательно понравится. Поверьте, он удивителен. И, рассказывая о нем, всегда хочется перед словом «корабль» добавлять приставку «супер». К сожалению, на фрегатах военнослужащим разрешено выходить в море, пока не исполнится сорок семь лет. Поэтому хочу я того или нет, в следующем году мне придется сойти с командирского мостика «Фритьофа Нансена».
Последние слова норвежский офицер произнес негромко. И, мне показалось, с едва прикрытой болью.