Красная звезда | Александр Долинин | 04.08.2006 |
На встрече в Главном центре испытаний, носящем его имя, присутствовали летчики-космонавты, конструкторы, родственники и друзья легендарного человека, остающегося и по сей день в истории мировой пилотируемой космонавтики самым молодым орбитальным испытателем. Они возложили цветы к мемориалу Г. Титова, посетили командный пункт, с которого ведется управление орбитальной группировкой спутников, осуществляются сеансы связи с ныне летающими космонавтами и астронавтами.
Общая продолжительность полета летчика-космонавта Титова от момента старта ракеты с космическим кораблем до момента приземления составила 25 часов 18 минут. Дальность полета — 703.150 километров.
Любопытна программа полета, подписанная майором Титовым: «1. Старт корабля в 6 часов по гринвичскому времени 6 августа 1961 г. 2. Полет на 17 витков вокруг Земли с посадкой в начале 18-го витка на территорию СССР на 51-м градусе северной широты. При нормальном полете посадка производится с использованием автоматической системы ориентации. 3. При плохом самочувствии космонавта или отклонениях в работе бортовой аппаратуры производится досрочная посадка с использованием ручного управления или автоматической системы. 4. Во время полета космонавт ведет радиопередачи и принимает сообщения с Земли, ведет бортжурнал и записывает свои впечатления на магнитофон, контролирует работу бортовых систем корабля, осуществляет пробное ручное управление кораблем, проводит киносъемку и наблюдение через иллюминаторы по своему усмотрению, принимает пищу и воду, проводит самонаблюдения и физические упражнения».
Спустя сорок пять лет после этого полета на орбитах Земли побывали 99 советских и российских космонавтов, сотни иностранных. Но Юрий Гагарин и Герман Титов первыми преодолели земное тяготение.
Долгое время оставался открытым вопрос о продолжительности пребывания Титова в космосе. Медики считали, что длительная невесомость может отрицательно сказаться на самочувствии и работоспособности космонавта, предлагая ограничиться тремя витками. Главный конструктор Сергей Королев приводил свои доводы в защиту суточного полета, его активно поддержали Г. Титов, А. Николаев, Ю. Гагарин и другие космонавты первого отряда.
Все было вновь и для специалистов Командно-измерительного комплекса (нынешнего Главного центра испытаний имени Титова). На первом витке корабля дежурные расчеты КИКа установили связь с космонавтом. По сравнению с одновитковым полетом суточный заметно усложнил работу. Многократно увеличилось количество траекторных и телеметрических измерений, возрос поток информации, принимаемой с измерительных пунктов на суше и на море. Возросли требования к оперативности обработки информации, точности измерений…
— В связи с высочайшей сложностью обеспечения полета пилотируемого корабля, — рассказывает ветеран Космических войск Виктор Кретов, — не обошлось без ошибки, нелепой по природе. Государственная эталонная станция, с которой сверяли часы измерительные пункты во время первого витка «Востока», ошиблась на целую секунду. Баллистические же расчеты основываются на тысячных долях секунды. Если бы из-за той ошибки стали ошибаться часы на всех измерительных пунктах, это привело бы к погрешности определения и прогнозирования положения космического корабля на орбите примерно на 8 километров. Дежурные расчеты, к счастью, быстро все осмыслили и успешно справились с нештатной ситуацией.
Космонавт же не подозревал, какие страсти разыгрались в координационно-вычислительном центре.
…Академик М. Келдыш сравнил полет Юрия Гагарина с подвигом Колумба. «Полет Германа Титова, — подчеркнул он, — несравним ни с чем, что знала история человечества». И вся последующая жизнь летчика-космонавта генерала Титова была полетом, прервавшимся столь рано и так неожиданно, в самом расцвете его сил.