Мне правильно подсказали: смотреть на головной корвет «Стерегущий» лучше с воды, а не со стороны заводской причальной стенки — совсем иное представление о корабле, с которым сегодня связывают большие надежды и военные моряки, и судостроители. Когда подошли на буксире со стороны акватории, то невольно бросились в глаза строгая стремительность линий надстройки, ее непривычная архитектура, характерная для кораблей последнего поколения, строящихся по принципам технологии «Stealth». Контраст был еще более ощутимым в сравнении со стоящим рядом БПК «Вице-адмирал Кулаков».
Строго говоря, «Стерегущий» — это многоцелевой корабль ближней морской зоны проекта 20 380. Термин корвет — из классификации НАТО, но ввиду удобной краткости слово прижилось и на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Хотя в повседневном обиходе и просто номер заказа. С конца июня на «Стерегущем» объявлены швартовные испытания, а потому главного строителя проекта Александра Уляшева не так-то просто было оторвать от дел для беседы. Тем не менее, узнав, что на завод прибыл корреспондент «Красной звезды», нашел время в плотном рабочем графике.
Александр Александрович — настоящий профессионал, прошедший через все ступени судостроительной иерархии, на «Северной верфи» он с 1982 года. Даже в ремонте крейсера «Аврора» ему довелось участвовать. Хотя проект 20 380 — это совершенно иной уровень и объема работы, и ответственности, и самое главное — многое приходится делать впервые, нарабатывая опыт, который попросту не у кого позаимствовать.
«За последние 15 лет это первый реально спроектированный, строящийся и испытывающийся корабль, — говорит Уляшев. — Здесь все на качественно более высоком уровне: энергетическая установка, новые конструкционные материалы, вооружение, электроника».
Можно сказать, что «Стерегущий» опережает время: многое для него создается параллельно со строительством самого корабля. Несомненный плюс этого — получение новинок, что называется, «с пылу с жару»: дистанция от разработки, испытания и внедрения минимальная.
На «Северной верфи» постоянно работает большая бригада технического сопровождения из ЦМКБ «Алмаза» под руководством Николая Близнюка — порядка 50 человек.
Впрочем, и на самом заводе подходят к делу творчески — нередко предлагают свои пути решения довольно сложных технических вопросов. Так, возникли проблемы при монтаже новой энергетической установки, которая на «Стерегущем» устанавливается на плавающих амортизирующих рамах. И именно сдаточным механиком Сергеем Хлюстовым и его товарищами был предложен метод монтажа, отличный от того, что планировался изначально. Сказался богатейший опыт: Сергей Алексеевич на заводе с 1973 года, принимал участие в строительстве почти всех кораблей в этот период. Проектанты все предложенное проанализировали уже с научно-практической точки зрения и… взяли за основу. Впредь монтаж будет производиться именно так. Словом, на «Северной верфи» трудятся не просто толковые исполнители, но и люди технически образованные, душой болеющие за дело.
На «Северной верфи» после закладки «Стерегущего» проектная документация и ряд других вопросов дорабатывались по ходу. Мера вынужденная: флот не может ждать поступления этого типа кораблей. И надо отдать должное: если у западных судостроителей с момента заключения контракта до сдачи проходит 7 лет, то у нас на все про все — пять.
При этом нужно учитывать, что доля собственных работ завода не превышает 20% от общей стоимости всего заказа, 80% средств идет сотням предприятий-партнеров. Из этого следует, что при строительстве чрезвычайно важна еще и скоординированность усилий как самой «Северной верфи», так и генерального заказчика.
Последующие корветы строить будет куда легче. Это заводчане почувствовали на практике, ведь здесь параллельно «рождаются» еще два «брата» «Стерегущего». «Сообразительный» в эллинге — его корпус сформирован, проводятся работы на надстройке и те, что связаны с энергетической установкой. Третий — «Бойкий» — формируется, идет изготовление металлоконструкций корпуса. Думают уже и о пока безымянном четвертом корвете, который предполагается заложить в ноябре.
Но это дело будущего, а пока для заводчан главное — до октября включительно завершить швартовные испытания. Сроки предельно сжатые: если головной эсминец проекта 956 их проходил за 11 месяцев, то корвету отведено три с половиной. После проверки надежности работы машин и механизмов, вселения личного состава корабль в конце октября выйдет в море на заводские ходовые испытания. Готовится к ним и команда «Стерегущего», она уже сейчас под руководством командира корабля капитана 3 ранга Михаила Буркина осваивает на глазах прирастающее хозяйство.
Это внешне корвет кому-то может показаться «маленьким», на самом деле этот корабль настолько насыщен самым разнообразным вооружением, что оно по номенклатуре не уступает куда большему по водоизмещению эскадренному миноносцу. Водоизмещение корабля — около 2 тысяч тонн, длина — 105 м, максимальная скорость — 27 узлов, дальность автономного плавания на скорости 14 узлов — 4.000 морских миль. Экипаж (с учетом групп обслуживания вертолета) — 100 человек. По своей огневой мощи корвет по ряду показателей не уступает эсминцам советской постройки. 100-мм универсальные артиллерийские комплексы, зенитно-ракетные артиллерийские комплексы «Каштан», сверхзвуковые ракеты, способные поражать низко летящие цели на расстоянии до 10 километров, автоматические артиллерийские установки АК-630… При строительстве корабля использована технология «Стелс». Корабль, оснащенный новыми образцами радиоэлектронного гидроакустического вооружения, способен нести палубный вертолет Ка-27.
Поэтому, чтобы вместить всю эту «начинку», изыскивают самые разнообразные пути для экономии места на корабле. Даже в ведении кока есть существенные перемены. Так, предполагается, что продукты будут привозиться на корабль в более компактной и удобной для приготовления упаковке. К примеру, мясо не в тушах, как ранее, а в брикетах. То же касается замороженных овощей (в том числе картофеля — зачем на корабль завозить еще и картофельную кожуру?), пельменей и т. п. Такой подход на надводных кораблях будет опробован на «Стерегущем» впервые.
Нельзя не сказать и о том, что корвет — это пусть и существенная, но все же часть заказов для ВМФ. В одном из пролетов эллинга строится еще одна новинка отечественного кораблестроения — фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков». Он станет первым российским кораблем дальней морской зоны, заложенным на российских верфях. Тут также используются современные технические подходы. Так, еще на стадии проектирования предусмотрен переход к модульно-агрегатному методу с широкой кооперацией в создании образцов вооружения и техники. Создатели корабля — ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» — учли, что в последние годы в мировом кораблестроении отмечается значительный рост боевого потенциала фрегатов за счет качественного совершенствования оружия и вооружения, повышения скрытности, живучести. У «Адмирала Флота Советского Союза Сергей Горшков» будут обеспечена всепогодность использования, улучшены экономичность и эксплуатационные характеристики корабельной энергетики, внедрена широкая автоматизация процессов управления системами вооружения.
Не забывают на предприятии и о ремонте — это также традиционная загрузка мощностей. Вот и сейчас у стенки — БПК «Вице-адмирал Кулаков» с Северного флота. Есть надежда, что корабль, ранее простоявший целых десять лет на Кронштадтском морском заводе в ожидании ремонта, наконец-то получит путевку в океан. Как сообщил мне главный строитель завода Александр Ушаков, у «Северной верфи» есть все возможности, для того чтобы уже в 2008 году завершить ремонт и модернизацию. Дело за ритмичным и полным финансированием.
…День Военно-морского флота на «Северной верфи» — один из наиболее почитаемых праздников. Собственно, вся история этого предприятия связана со строительством военных кораблей: крейсеров, эсминцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Сегодня этот перечень продолжат фрегаты и корветы, отвечающие самым последним мировым требованиям. Впереди у корабелов еще немало славных дел на благо флота российского.
Флаг не спустили
Российский флот живет своими славными традициями. Одна из них — сохранять память о героических кораблях, погибших в боях или выслуживших свой срок. Имена «Варяг», «Азов», «Аврора» и другие передаются от одного корабельного «поколения» к другому.
26 февраля 1904 года в неравный бой с японскими крейсерами вступил миноносец «Стерегущий». Была повреждена машина, смертельно ранен командир лейтенант Сергеев, сбит Андреевский флаг, но неподвижный корабль, окутанный паром и дымом, продолжал вести огонь по врагу, а белое полотнище с косым голубым крестом матросы намертво прибили к мачте…
Когда стрельба прекратилась и противник решил, что живых на корабле не осталось, к миноносцу была послана шлюпка. Но тут машинист 2-й статьи Новиков и другой матрос, оставшийся неизвестным, открыли кингстоны. Горящий корабль медленно исчез в бурлящих морских волнах…
Память о подвиге экипажа «Стерегущего» увековечена в бронзе установленного в Санкт-Петербурге памятника. А скоро славное имя героического корабля возвратится на морские просторы.
http://www.redstar.ru/2006/07/2907/202.html