Русская линия
Красная звезда Василий Фатигаров,
Андрей Гавриленко
29.07.2006 

Развитие флота — задача государственная
Завтра — День Военно-морского флота

День Военно-морского флота, который традиционно отмечается в последнее воскресенье июля, — своеобразный смотр достижений отечественного военного кораблестроения, успехов личного состава флота в боевой подготовке. С каким настроением военные моряки встречают свой профессиональный праздник? Каковы перспективы развития ВМФ? Об этом рассказывает главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир МАСОРИН.

— Владимир Васильевич, как бы вы могли оценить роль и место ВМФ в общей системе обеспечения национальной безопасности нашей Родины?

— Динамичные изменения, которые произошли на рубеже XX и XXI веков и продолжают происходить в геополитике, в экономике, в области науки и высоких технологий, настоятельно диктуют задачу по поиску новых и совершенствованию уже апробированных форм и методов защиты национальных интересов Российской Федерации, парирования угроз территориальной целостности и суверенитету нашей страны. Следует четко отдавать себе отчет, что глубокая трансформация всей системы международных отношений, распад биполярной структуры мироустройства привели к значительному снижению уровня стабильности и безопасности на планете.
Военная доктрина Российской Федерации исключает вероятность развязывания в ближайшее время крупномасштабной войны и прямой агрессии против нашего государства. Однако на смену опасности всеобщей ядерной войны пришла опасность возникновения локальных конфликтов и региональных войн. И при определенных обстоятельствах Россия может оказаться в них втянутой.
Современные условия и особенности расстановки сил и приоритетов в Мировом океане требуют вырабатывать новые подходы к применению и развитию морской военной мощи нашего государства, а следовательно, и Военно-морского флота, с которым, вне всяких сомнений, сегодня считаются. Авторитет нашего флота по-прежнему велик за рубежом, несмотря на то, что за последние 10 лет он пережил довольно трудные времена. Не вызывает сомнений и тот факт, что Россия не может существовать без сильного Военно-морского флота, способного эффективно выполнять задачи по защите национальных интересов. Не случайно принята и реализуется пятнадцатилетняя федеральная целевая программа «Мировой океан». В ее рамках ВМФ России решает задачи, которые касаются обеспечения стратегической стабильности, защиты интересов России на морских и океанских направлениях.

— Для защиты национальных интересов Российская Федерация обязана иметь мощный и сбалансированный Военно-морской флот, способный вести успешные боевые действия на двух стратегических направлениях. Но насколько реальны экономические возможности государства для этого?

— В рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной до 2015 года (ГПВ-2015), на развитие флота предусмотрены средства, которые составляют менее 20% от потребного объема, на 2007 — 2015 годы запланировано ровно столько, сколько выделено на развитие ВМС США в 2006 году. В этих условиях мы не можем позволить себе ни одну из новомодных стратегических теорий, будь то теория «прямого вооруженного противоборства» или «флот против берега».
Поэтому главным командованием ВМФ в 2006 году начата разработка проекта концепции применения ВМФ на период до 2020 года. Основной целью разработки концепции является ответ на вопрос: как, совместив асимметричный подход к выработке мер по обороне государства с морских и океанских направлений и программно-целевой принцип строительства, к 2020 году иметь флот, способный решить все задачи, определенные Морской доктриной Российской Федерации, а также сохранить ВМФ как самостоятельный вид Вооруженных Сил с пропорционально развитыми родовыми составляющими ударной системы и систем обеспечения.
Главным содержанием деятельности ВМФ на этапе 2006 — 2015 годов и последующую перспективу является участие в сдерживании вероятного противника от применения военной силы или угрозы ее применения. Для этого необходимо решить две задачи: не дать вероятному противнику достичь превосходства на предполагаемом морском театре военных действий; и обеспечить возможность нанесения ему неприемлемого ущерба.
Одновременно с этой работой идет завершение разработки соответствующих разделов, касающихся развития флота в проекте ГПВ-2015. Многие специалисты убеждены, что программа развития и строительства ВМФ должна быть общегосударственной, носить долгосрочный характер и рассчитываться не менее чем на 30 — 40 лет.
В 90-е годы прошлого века наступил новый этап мирового кораблестроения. Этот период характеризуется интенсивными изменениями практически во всех областях, так или иначе влияющих на состояние и развитие военно-морских сил.
В мире заметно изменились финансово-экономические условия, организация промышленного производства. На нынешнем этапе для успешного решения боевых задач корабли ВМФ должны быть способны активно взаимодействовать с силами других видов и родов Вооруженных Сил в целях массированного применения оружия, использовать современные информационные средства и системы, обладать высокой скрытностью, надежной защитой от средств воздушного нападения. Значительно вырастают требования к обеспечению их боевой устойчивости и эксплуатационной живучести.

— Создание современных кораблей немыслимо без мощной и высокотехнологичной кораблестроительной базы. Осталась ли таковая в России после распада СССР?

— Совершенно верно. Кораблестроение как специфическая отрасль промышленности представляет собой единую систему по проектированию, строительству, ремонту, модернизации и утилизации кораблей и судов всех типов.
Важная особенность кораблестроения — это разветвленная кооперация научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, обеспечивающая загрузку производственных мощностей в других отраслях промышленности. Сегодня на одного работающего в судостроительной промышленности приходится до пяти, занятых в смежных отраслях, а в сфере военного кораблестроения этот показатель еще выше. В США этот показатель превышает девять человек. При этом доля затрат труда человека в этом виде промышленности является очень высокой и превышает в среднем 40% стоимости продукции.
Поэтому только четыре страны — США, Великобритания, Франция и, несмотря на распад СССР, Россия — способны самостоятельно проектировать и строить боевые корабли всех классов, оснащать их вооружением и механизмами новых поколений. Учитывая перечисленные особенности, ведущие мировые державы осуществляют строительство своих флотов в рамках государственных долгосрочных программ.
Практика программного планирования кораблестроения в нашей стране началась еще в 1907 году и продолжалась на всем этапе советской истории. За эти годы была создана и прошла апробацию система нормативных актов, определяющая этапность, форму представления и утверждения проектов программ, структуру бюджетного финансирования, порядок прохождения ассигнований и контроль выполнения принятых решений.
Действующая сегодня Государственная программа вооружений на период до 2010 года (ГПВ-2010) разрабатывалась и утверждалась в конце 1990-х годов в период высокой инфляции и безудержного роста цен на военную продукцию, на этапе колоссального преобразования всего хозяйственного комплекса страны и коренных изменений оборонной доктрины государства.
В это время постоянно шел напряженный поиск компромисса в распределении средств между строительством (достройкой) новых кораблей и поддержанием технической готовности действующих сил.
Решение проблемы было найдено в выделении из общей численности флота так называемого расчетного состава, характеризующегося меньшей численностью, но большей долей боеготовых сил и сил постоянной готовности.
А определяющим при распределении средств между системой эксплуатации и новым строительством было поддержание боевой и технической готовности именно расчетного корабельного состава и его обновления путем ввода в строй новых кораблей и вывода в резерв требующих ремонта.
Изменения к лучшему произошли в 2000 — 2001 годах, когда были приняты «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности», когда Президент Российской Федерации утвердил «Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 года» и состоялось первое заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
И уже на основе четко сформулированных принципов национальной морской политики с наступлением стабилизации экономики была начата разработка новой перспективной программы развития ВМФ как составной части проекта ГПВ-2015.
В настоящее время принципиально уже сформирован замысел перспективной кораблестроительной программы. Его суть состоит в том, чтобы, опираясь на минимально достаточный ядерный потенциал, новейшие достижения научно-технического прогресса в развитии вооружения и на метод программно-целевого планирования, создать качественно новые корабли всех классов, подклассов и типов, но главное — сформировать систему всестороннего обеспечения на весь их жизненный цикл. Решение указанной задачи позволит обеспечить сбалансированное развитие флотов, боевых и обеспечивающих систем вооружения, сохранить единый темп восполнения, эксплуатации и утилизации корабельного состава.
Поэтому, сопоставив средства, которые запланированы в ГПВ-2015, задачи, которые флот обязан решать, принято решение в ближайшие 10 лет обеспечить поддержание боевой и технической готовности существующего состава флота. Также необходимо в этот период сформировать научно-технический задел для развертывания полномасштабного строительства ВМФ в период 2016 — 2030 годы.
Для разработки документов, планирующих развитие и строительство ВМФ на долгосрочный период, сейчас существуют все условия, а благодаря работе Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации формируется единая система государственных взглядов на облик будущего флота.
На данном этапе развернуты работы по созданию четвертого поколения ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН), составляющих основу морских стратегических ядерных сил страны. Кстати, 100-летие подводных сил России было ознаменовано закладкой очередной РПЛСН из этой серии. Новые подводные лодки отличаются более высокой скрытностью, живучестью и готовностью применения оружия. Районы их боевого применения могут находиться далеко за пределами государственных границ России. Но их главной особенностью является новый корабельный ракетный комплекс стратегического назначения «Булава». Успешным пуском баллистической ракеты в конце 2005 года начат этап летно-конструкторских испытаний данного комплекса.
Общее количество РПЛСН для решения задач стратегического сдерживания будет определяться исходя из надежности ракетной системы в целом и соответствия действующим договорам по ограничениям стратегических вооружений.
После десятилетней паузы в строительстве корабельного состава нарастающим темпом идет обновление морских сил общего назначения и вспомогательных судов. За последние 5 лет в состав ВМФ вошли: крейсерская АПЛ «Гепард», сторожевой корабль «Татарстан» и 5 судов обеспечения различного назначения. В скором времени ожидается вступление в строй перспективной многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск», корвета «Стерегущий» и неатомной подводной лодки «Санкт-Петербург». Заложены головные корабли следующих серий: фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», большой десантный корабль «Иван Грен» и спасательное судно «Игорь Белоусов».
Реализуются планы создания многоцелевых катеров, тральщиков — искателей мин, других кораблей и судов обеспечения.
При их проектировании получили приоритетное развитие ракетные системы с вертикальным стартом и унифицированными пусковыми установками. Осуществлен качественный переход на многофункциональные информационные системы, использующие неподвижные антенные решетки. Появились новые средства радиоэлектронной борьбы, освещения надводной и подводной обстановки, боевые информационные управляющие системы нового поколения. Усовершенствованы корабельные авиационные комплексы. Повышена надежность, безопасность и эксплуатационная пригодность будущего корабельного состава.
Некоторые скажут, что это не очень значительные успехи. И будут правы. Однако, повторю еще раз, строительство и развитие флота — это общегосударственная задача. Поэтому общий спад экономики в государстве в 1990-е годы неминуемо сказался и на снижении темпов развития и строительства ВМФ. А кроме того, за последнее десятилетие был успешно выполнен ряд других важнейших и ресурсоемких задач. В частности, была проведена утилизация очень большого числа исключенных из состава ВМФ атомных подлодок. Особенно внимательно руководство флота следит за внедрением новейших достижений в области информатики и системотехники. Это связано с наступлением эры глобальной информатизации боевых действий. В информационное поле корабля включается все большее число источников информации, начиная от собственных средств, средств других кораблей, летательных и космических аппаратов до мировых телекоммуникационных сетей, данных технической и агентурной разведки и, наконец, синтетических источников, формируемых на основе собственного опыта, оценки ситуации и интуиции. Реализация этого направления непосредственно связана с широким применением системотехнических решений в области организации и упорядочения источников информации, обеспечения ее совместимости, а также с развитием средств ее получения, обработки и отображения. Первым реальным воплощением этих наработок стали корабельные интегральные мостиковые системы.
Особое место в списке инновационных проектов занимает разработка робототехники, к которой относятся автономные необитаемые подводные аппараты и беспилотные летательные аппараты. По самым разным оценкам это наиболее перспективные технические средства. При том что эта техника в скором будущем по своим техническим возможностям будет превосходить традиционные средства, она и намного дешевле их в производстве и содержании. Правда, справедливости ради нужно отметить, что пока широко их можно применять только для обеспечивающих действий. Тем не менее уже настало время, когда следует увеличивать закупки данных видов техники, отрабатывать их опытную эксплуатацию, обслуживание, формировать систему подготовки кадров.
Не менее важной остается задача по проведению регулярных морских экспедиций силами гидрографических служб флотов. Однако без перевода всей научно-технической и производственной базы ГУНиО на современную, отвечающую международным требованиям качества гидрографических работ, выходы в море гидрографических судов сегодня просто нерентабельны. В настоящий момент настоятельно требуется перевооружить все экспедиционные подразделения гидрографии новыми средствами измерений. Причем новая техника есть, и главное, отечественного производства.

— Продолжая наш разговор о приоритетных направлениях развития ВМФ, хотели бы уточнить ситуацию, складывающуюся в техническом перевооружении и наращивании сил морской авиации, недавно перешагнувшей 90-летний рубеж?

— Анализ военных конфликтов последних лет только подтверждает устойчивую тенденцию зависимости успеха в достижении целей военных действий от завоевания господства в воздухе, от согласованных действий различных родов морской авиации и ПВО.
Развивать ВВС и ПВО ВМФ планируется по пути кардинального сокращения типов морской авиационной техники за счет формирования авиационного парка на базе универсальных многоцелевых летательных аппаратов. Существующий научно-технический задел позволяет в перспективе иметь всего 4 основных типа боевых летательных аппаратов: патрульный авиационный комплекс, многофункциональные корабельные самолет и вертолет, а также корабельный беспилотный летательный аппарат.
Основная ставка делается на новый многофункциональный корабельный самолет, создаваемый в результате глубокой модернизации самолета Су-33. Он призван заменить стоящие на вооружении самолеты истребительной, штурмовой, разведывательной и морской ракетоносной авиации. Развитие противолодочной авиации также идет по пути глубокой модернизации бортового оборудования, средств поиска и поражения подводных лодок, а в перспективе на смену самолетам Ту-142 и Ил-38 должен прийти патрульный авиационный комплекс нового поколения.

— Как бы вы охарактеризовали состояние боевой подготовки российского флота? Какие новшества введены за последнее время в боевой учебе военных моряков?

— В прошлом, 2005 году успешно выполнили задачи боевого патрулирования и боевые упражнения РПЛСН Северного и Тихоокеанского флотов. Лучших результатов добились РПЛСН «К-84» Северного флота (командир — капитан 1 ранга Клиженко С.Н.), успешно решивший задачи боевого патрулирования и выполнивший боевое упражнение РС-31 в ходе учения Северного флота и 37 ВА ВГК (СН) с участием Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, а также РПЛСН «К-433» Тихоокеанского флота (командир — капитан 1 ранга Кравченко В.И.), выполнивший боевое патрулирование и боевое упражнение РС-31. Растет интенсивность использования морских сил общего назначения. Многоцелевыми подводными лодками, надводными кораблями и судами ВМФ в 2005 году для решения задач боевой службы выполнено 29 походов (в 2004 г. — 19), в которых участвовали 47 кораблей и судов обеспечения. Принятые меры по совершенствованию организации и обеспечения боевой службы позволили перейти от одиночных плаваний к действиям тактических групп. В 2003 году боевую службу несли 8 отрядов кораблей, в 2004 г. — 10, а в 2005 г. — 11.
В итоге, наплаванность кораблей 1−2 ранга за год в среднем составила 26 суток, кораблей 3 — 4 ранга — 15, подводных сил увеличилась на 7 суток. Налет на укомплектованный экипаж в морской авиации составил в среднем 34 часа. В береговых войсках количество проведенных боевых стрельб и учений выросло на 5 процентов.

— Как вы оцениваете перспективы сотрудничества флота России с зарубежными ВМС? Какие учения с иностранными коллегами, дружественные визиты и деловые заходы ждут российских моряков?

— Значительное место в боевой учебе флота занимает участие ВМФ в международных учения военно-морских сил. В 2006 году основное внимание уделено завершению интеграции подразделений ВМФ в операцию ОВМС НАТО «Эктив Индевор» и совместному учению с ВМС Турции «Черноморское партнерство». В августе 2006 года командующий Черноморским флотом принимает командование над силами международной военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор».
Серьезный прорыв произошел в вопросах развития оперативного оборудования территорий и подготовки объектов оборонной инфраструктуры. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 515 утверждена федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005 — 2020 годы», в которой максимально учтены потребности в развитии и строительстве Черноморского флота.
Кстати, главное командование ВМФ высоко оценивает сам принцип федеральных целевых программ — когда вместо «планирования ресурсов» происходит переход к «планированию результатов», и поддерживает участие подразделений ВМФ в их реализации.
В 2006 году флот участвует в целом ряде совместных учений:
«ФРУКУС-2006» с военно-морскими силами Великобритании, Франции и США;
«ИОНЕКС-2006» с ВМС Италии;
учения с ВМС Испании, Португалии;
учение с ВМС США «Северный орел-2006»;
учение с ВМС Турции «Черноморское партнерство»;
учения по поиску и спасанию с ВМС Японии и Казахстана.
Корабли Балтийского флота в ежегодных многонациональных учениях «Оупен спирит» и «Балтопс».
Будут продолжены дальние походы кораблей ВМФ, проведение совместных учений с ВМС других государств, направленных на отработку совместных действий по борьбе с терроризмом и спасанию на море.
С 2006 года корабли Военно-морского флота подключаются к участию в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море и аналогичной совместной операции с ВМС Турции в Черном море.

— Отдельный вопрос хотелось бы задать по Краснознаменной Каспийской флотилии, перспективах международного сотрудничества в этом регионе…

— Что касается задач, которые решает Каспийская флотилия, то они определяются прежде всего особым положением и статусом Каспийского моря.
Поэтому, наряду с чисто военными задачами на Каспийскую флотилию возлагается: обеспечение безопасности судоходства и производственной деятельности российских кампаний в Каспийском море; содействие войскам Пограничной службы ФСБ России, внутренним войскам и органам МВД России, войскам гражданской обороны и органам МЧС России при выполнении возложенных на них задач; предотвращение террористических угроз в регионе, содействии объединенной группировке войск и сил в решении задачи стабилизации обстановки на Северном Кавказе.
Флотилия активно развивает сотрудничество и взаимодействие с военно-морскими силами других прикаспийских государств по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, незаконным оборотом оружия, браконьерством и другими правонарушениями. В этой связи, мы предложили сформировать в Каспийском море совместное соединение ВМС прикаспийских государств «Касфор» с задачами, аналогичными тем, которые решает в настоящее время Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия «Блэксифор». В июле 2005 года в Астрахани состоялась международная конференция с представителями военных ведомств прикаспийских государств. По ее итогам принято совместное заявление о целесообразности начала практической работы по подготовке проекта соглашения по созданию военно-морского соединения пяти прикаспийских государств «Касфор», как элемента региональной системы коллективной безопасности.
В августе 2005 года разработан проект соглашения о создании «Касфор», в котором учтен положительный опыт работы Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор». В него включены статьи, ориентированные на противодействие терроризму и угрозам распространения оружия массового уничтожения на Каспийском море.
Проект соглашения о создании «Касфор» поддержали все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. Создание такого соединения, по моему твердому убеждению, будет способствовать укреплению стабильности и добрососедских отношений в регионе, содействовать охране и защите районов морской экономической деятельности на Каспийском море, создаст предпосылки для ускорения процесса оформления правового статуса Каспия.
Мы уделяем постоянное внимание вопросам пополнения флотилии новыми кораблями. Очень скоро в состав Каспийской флотилии войдет малый артиллерийский корабль «Астрахань». Это уникальный в своем роде, специально спроектированный корабль типа «река-море», способный действовать как на реках, так и в открытом море. Он имеет мощное для своего водоизмещения артиллерийское вооружение и систему залпового огня. Корабль незаменим при решении задач в местах впадения крупных судоходных рек в моря и океаны.

— Как решается вопрос комплектования подразделений ВМФ военнослужащими-контрактниками?

— О переходе на контрактную службу, могу ответить на примере морской пехоты. Части и подразделения морской пехоты одними из первых в Вооруженных Силах Российской Федерации завершат перевод на комплектование личного состава военнослужащими по контракту. Перевод осуществляется централизованно в рамках федеральной целевой программы «Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на 2004 — 2007 годы».
Предусмотренные программой мероприятия на данном этапе реализованы полностью. Могу отметить, что все подразделения, обязанные перейти на новый принцип комплектования в 2005 году, уже приняли положенное число высокопрофессиональных военнослужащих на контрактной основе.
В последующие годы продолжится выполнение данной программы. При этом сегодня на первый план выходит решение социально-бытовых вопросов контрактников, развития материально-учебной базы их подготовки.
Что же касается других родов сил ВМФ, могу сказать, например, для применения и обслуживания современного вооружения и военной техники требуется все больше и больше высокообразованных и подготовленных людей, воспитанных в патриотическом духе, отважных и сильных. Поэтому решение о переходе с 1 января 2008 года на принцип комплектования Вооруженных сил военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для ВМФ оказалось как нельзя кстати. Уже в текущем году планируется укомплектовать «контрактниками» экипажи боевого состава подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов.
В комплексе с этой возникает и другая задача. Необходимо создать такие условия службы, чтобы современный молодой человек заключил контракт с Минобороны России и во второй раз, и в третий… По нашему мнению, решать эту задачу нужно на государственном уровне, при консолидации усилий всего общества. Ведь военнослужащему, который посвящает свою жизнь Родине, нужны и достойное денежное содержание за нелегкую и порой опасную службу, и возможности повышать свой профессиональный уровень, и нормальные жилищные условия для семьи и уважение общества…

http://www.redstar.ru/2006/07/2907/103.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика