В конце прошлой недели вице-премьер РФ — министр обороны, председатель Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов посетил одно из ведущих предприятий российского авиапрома ММПП «Салют». По цехам завода его сопровождал генеральный директор Юрий Елисеев, который проработал на «Салюте» более трех десятилетий. Волновался ли он при этом? Наверное, да, ведь пояснения приходилось давать одному из руководителей государства, главе военного ведомства, который впервые посетил трудовой коллектив. Но волнение прошло после первых же минут общения, и нам, журналистам, это было хорошо видно. Диалог вели два высокоподготовленных специалиста в своей области. Министр обороны получил полное представление о потенциале предприятия и его роли в выполнении госзаказа в интересах ВВС России. Не случайно, подводя итоги визита, Сергей Иванов дал высокую оценку предприятию, отметив, что оно «твердо стоит на ногах».
И в этом немалая заслуга генерального директора ММПП «Салют» Юрия Елисеева — действительного члена Российской инженерной академии, почетного авиастроителя, лауреата премии Правительства РФ за разработку и создание новой техники.
Та заводская проходная…
Это сегодня, в век «белых воротничков», может показаться странным, если выпускник престижного вуза вдруг устроится… простым рабочим. А тогда, в начале 70-х, такой поступок парня, за плечами которого осталась знаменитая на весь мир «Бауманка» — МВТУ им. Н.Э.Баумана, выглядел вполне понятным. Потрудившись слесарем спецуправления N 7 треста «Союзмонтажгаз», Юрий приобрел так называемую рабочую закалку, лучше стал разбираться в людях и, что немаловажно, познал цену производительного труда. Затем были два года службы в Вооруженных Силах, еще больше закалившие характер.
Сняв погоны, Юрий Елисеев пришел слесарем механосборочных работ на ММЗ «Салют», с которым в дальнейшем связал всю свою судьбу. Шутка ли: тридцать лет в стенах ставшего родным завода, где знакомо и узнаваемо все — от проходной до последнего закоулка. Уже через пять лет Юрий Сергеевич, пройдя последовательно рабочие ступени, становится начальником цеха N 12. Затем «прошел обкатку» в цехах N 16, 18, 38, пока не был назначен заместителем главного инженера по механизации и автоматизации. Другими словами, он досконально изучал специфику производства на многих направлениях, как губка, впитывал новые знания, которые и множил на опыт и талант руководителя. В 1994 году Елисеев стал техническим директором завода, а с 1997 г. — генеральным директором ФГУП «ММПП «Салют».
Через рыночные тернии
А теперь самое время уйти от биографических вех и заглянуть в совсем недалекое прошлое. 90-е стали черными годами для отечественной «оборонки». Жесточайший экономический кризис в первую очередь ударил по тем организациям ОПК, которые были завязаны на гособоронзаказ. Елисеев возглавил предприятие, находившееся в критическом состоянии. Проще всего было все списать на развал Союза, происки рыночных реформаторов и т. д. Но как смотреть в глаза тем, с кем проработал не один год в цехах? Рабочим-то семьи надо кормить.
Вот когда Елисеев сполна реализовал себя как руководитель новой формации. Он-таки добился, чтобы родной «Салют» занял лидирующие позиции среди крупнейших российских предприятий. Достаточно сказать, что объем реализации в 2005 году составил 13,4 млрд. рублей, а средняя заработная плата сегодня на предприятии — 18 тысяч. Кстати, когда министр обороны Сергей Иванов узнал, сколько получают заводчане, у него невольно вырвалось: «Я бы не возражал, если бы у нас все контрактники получали столько». А потом добавил: «В этом, конечно, большая заслуга менеджмента и руководителя предприятия Юрия Сергеевича Елисеева».
Ныне ММПП «Салют» выпускает военную и гражданскую продукцию в соотношении 70/30. Еще 4 года назад этот показатель составлял 90/10. В идеале, конечно, пятьдесят на пятьдесят — так по крайней мере принято в развитых странах, потому что именно эти пропорции позволяют предприятию гибко реагировать на изменения рынка. И к этому «Салют» стремится.
Приоритет прорывных технологий
Что сегодня входит в орбиту производственной деятельности «Салюта»? Это создание, изготовление, сервисное обслуживание и ремонт двигателя АЛ-31ф для самолетов семейства «Су»; АИ-222 для Як-130; ремонт Р-15Б-300 для
МиГ-25; изготовление двигателей Д-436 для самолетов Бе-200, Ан-148 и Ту-334. Немало делают на «Салюте» и для народного хозяйства: изготавливают индустриальные промышленные энергетические и газоперекачивающие установки ГТУ-20С, ГПА-10, ГТЭ-60С и другие.
Как известно, велика роль личности не только в истории. Те предприятия, которые «съедали» прибыль, не потратив ни копейки на развитие производства, сегодня давно «на боку». На «Салюте» картина диаметрально противоположная. Здесь много внимания благодаря усилиям гендиректора уделяется техническому перевооружению. За последние годы 80 проц. станочного парка предприятия обновлено. На этом особый акцент сделал министр обороны РФ, подводя итоги посещения «Салюта». «Прямо скажу, — отметил Сергей Иванов, — у нас мало таких предприятий, которые до 80 процентов доводят уровень технического перевооружения».
В течение последних 5 лет на «Салюте» проведена серьезная перестройка, созданы конструкторские бюро перспективных разработок авиадвигателей, промышленных газотурбинных установок и автоматики. За счет собственных средств значительно обновлен парк технологического оборудования (износ активной части основных фондов снизился с 67 до 40 проц.), что позволило выполнить техническое задание Министерства обороны РФ и создать модернизированный двигатель АЛ-31ФМ1 с увеличенной на 1 тонну тягой по отношению к серийному образцу. В прошлом году здесь успешно завершен первый этап государственных летных испытаний этого двигателя на самолете Су-27, который уже в этом году будет передан на вооружение ВВС страны.
По заданию военного ведомства здесь также в короткие сроки разработан, освоен в производстве и с 2005 г. начал поставляться Минобороны РФ новый двигатель АИ-222−25 для учебно-боевых самолетов Як-130. В 2005 г. прошло стендовые испытания на 700 часов сопло с отклоняемым вектором тяги. В 2004 г. разработан, изготовлен и испытан трехступенчатый компрессор низкого давления блисковой конструкции — модуль для будущего двигателя 5-го поколения.
Гендиректор «Салюта» одним из первых в авиапромышленности выдвинул и реализовал идею создания на производственном предприятии более десяти научно-исследовательских центров и лабораторий по разработке и внедрению уникальных технологий. В 2005 г. разработана полностью цифровая система управления двигателем САУ-235, что позволило в 5 раз повысить надежность двигателя и более чем в 2,5 раза снизить трудоемкость технического обслуживания. В 2006 г. внедрено уникальное для России оборудование по газоизостатической обработке под давлением отливок рабочих лопаток турбины авиадвигателей. Реализуемая на этом оборудовании технология позволяет на 20 проц. улучшить механические свойства лопаток и увеличить их ресурс до 2.000 часов и выше.
В активе «Салюта» и его гендиректора — разработка и внедрение новой экологически чистой технологии по производству и серийному выпуску авиационных графитов, производство которых к 2000 году в стране было утрачено.
И, безусловно, к личной заслуге Юрия Сергеевича следует отнести присвоение предприятию статуса Федерального научно-производственного центра (ФНПЦ) — единственного в отечественном авиапроме. Буквально в этом году этот высокий статус был в очередной раз подтвержден.
Вместе — мы сила!
Умение анализировать перспективы развития рынка позволило Юрию Елисееву выступить инициатором создания интегрированной структуры, в которую в настоящее время входят МКБ «Горизонт», МКБ «Гранит», АООТ «НИИД», Гаврилов-Ямский и Воскресенский машиностроительные заводы, ОАР «Агрегат» (г. Сим), заводы «Топаз» (г. Кишинев) и «Прибор» (г. Бендеры). Интеграция дала возможность всем предприятиям интегрированной структуры работать по замкнутому циклу, начиная с научных исследований и заканчивая утилизацией выработавшей ресурс продукции, вовлечь в сферу производства более 20 тысяч специалистов.
И еще об одном качестве Юрия Сергеевича нельзя не сказать. Являясь доктором технических наук, профессором, он постоянно заботится о росте кадрового потенциала предприятия. Вдумайтесь в эти цифры: в коллективе работают 14 докторов технических наук, 122 кандидата наук и более 150 аспирантов. Не каждое научное заведение России может блеснуть такими показателями. А здесь трудовой коллектив! И еще: более половины работающих имеют высшее и среднее профессиональное образование. Так и хочется повторить слова министра обороны: вот бы в армии так же!
С верой в людей
Теперь о социальной ответственности бизнеса — теме актуальной и злободневной для рыночной России. С 2000 г. на «Салюте» создано более 5 тыс. рабочих мест, в том числе около 600 мест для инвалидов и подростков, что позволяет на 100 — 130 чел. перевыполнять квоту, установленную для предприятия Законом «О квотировании рабочих мест». Благодаря настойчивости генерального директора на предприятии активно развивается не только производственный потенциал, но и социально-бытовая сфера: работают оздоровительные лагеря в Подмосковье и на Черном море, санаторий-профилакторий, медсанчасть, детские сады, дом культуры, спорткомплекс.
Если рабочий человек чувствует свою социальную защищенность, он будет заинтересован в конечном результате труда — и своего, и предприятия в целом. А это значит, что у ММПП «Салют» есть будущее. Будущее, достойное страны, которая черпает силу в таких предприятиях, как «Салют», в людях высокого творческого полета.
От редакции. Сегодня генеральному директору ММПП «Салют» Юрию Сергеевичу Елисееву исполняется 55 лет. Краснозвездовцы присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра и желают ему новых успехов в деле укрепления оборонного и экономического могущества нашего Отечества.
http://www.redstar.ru/2006/07/2807/202.html