Независимое военное обозрение | Олег Хлобустов | 22.07.2006 |
Ради просвещения народа
Завершив в 1861 году курс обучения в Военной академии Генерального штаба в Петербурге «по первому разряду» (то есть опять-таки с отличием), Шанявский был оставлен при ней для научной и педагогической работы. Но врачи порекомендовали молодому человеку перемену климата, и офицер отправился в Восточную Сибирь, дабы продолжить службу при тамошнем генерал-губернаторе.
Выйдя в 1875 году в отставку в чине генерал-майора, Альфонс Леонович стал золотопромышленником. Причем компаньоном Шанявского был Василий Сабашников, отец будущих известных книгоиздателей Михаила и Сергея Сабашниковых. И еще один факт, значение которого будет ясно чуть ниже: супруга отставного генерала Лидия Алексеевна, дочь сибирского золотопромышленника Родственного, еще до замужества жертвовала на народное образование немалые деньги, в частности, передала 50 тыс. рублей Высшим женским врачебным курсам в Санкт-Петербурге.
Чета Шанявских поселяется в Москве в собственном доме по Новинскому бульвару, ставшем весьма популярным в кругах интеллигенции второй в ту пору столицы России. Именно тогда, в конце позапрошлого века, Альфонс Шанявский приобрел широкую известность как общественный деятель, тративший свое немалое состояние на различные инициативы и проекты по просвещению трудящегося люда.
Следует отметить, что идеи «народной высшей школы», «народного университета» были весьма популярны в то время на Руси. Имелись и положительные примеры: ведь первый «крестьянский университет» появился в Дании еще в 1844 году, 20 лет спустя подобное учебное заведение открывается в Норвегии, спустя еще четыре года — в Швеции. В 1870 году так называемый Открытый университет возникает в знаменитом Кембридже, в Англии. В США в 1896 году даже создается Общество за распространение университетского образования, курировавшее «народные университеты» в Чикаго, Балтиморе и других городах этой страны.
Не оставалась в стороне от новых веяний и Россия, где первоначально в Петербурге и в Москве в 1860—1870-е годы заработали различные высшие женские курсы (в том числе знаменитые Бестужевские), а позже, в 1897 году, близ Пречистенки в Первопрестольной — Курсы отделения Русского технического общества (в 1922 году реорганизованы в рабфак — рабочий факультет). В память об этом один из переулков в старейшем московском районе назван Курсовым (в нем сохранился дом Русского технического общества).
Над реализацией подобных проектов «открытых народных университетов» трудился и Альфонс Шанявский при горячей поддержке жены. Он поставил перед собой цель — учредить принципиально новое высшее учебное заведение для простых людей, не подчиненное официальным властям.
В России идеи свободного образования получили широкие возможности для своего развития после октябрьской «оттепели» 1905 года: в то время было основано Общество народных университетов. В следующем году учебные заведения создаются во многих губернских и уездных городах, а через три года прошло даже Всероссийское совещание деятелей общественных народных университетов, собравшее около 500 участников. Но большинство из этих «вузов» прекратили свое существование в 1914 году.
Университет на Миусской
Выполнение плана Шанявского потребовало немало времени и усилий его единомышленников и сподвижников, и лишь в июле 1908 года соответствующее решение с большими трудностями было проведено через Думу, Государственный совет и утверждено императором Николаем II. Однако уже 2 октября того же года в университете начали читаться лекции для 400 слушателей. Занятия были бесплатными и вечерними, что позволяло совмещать учебу с добыванием «хлеба насущного».
Народный университет, в котором преподавали многие известные ученые и педагоги, в том числе «отставленные» от обучения молодежи за чересчур либеральные взгляды, быстро приобрел репутацию крупнейшего центра популяризации научных знаний. Вот почему многие московские студенты наряду с обучением в своих вузах стремились посещать университет Шанявского. Ведь там читали лекции такие светила, как физик Петр Лебедев, историк Вячеслав Волгин, археолог Юрий Готье, криминалист Михаил Гернет, психолог и философ Павел Блонский, биолог Николай Кольцов, химик Александр Реформаторский, геохимик и минералог Александр Ферсман и многие другие. На организуемые «у Шанявского» диспуты и семинары стремились попасть все профессора Москвы.
Правом поступления в «вольную высшую школу», как в дальнейшем окрестили Народный университет имени А.Л. Шанявского, обладали подданные Российской империи не моложе 16 лет независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и политических взглядов, а также не имевшие свидетельства о среднем образовании или по каким-либо иным основаниям не допускавшиеся в «казенные» вузы. Основной контингент слушателей состоял из служащих, учителей, ремесленников и рабочих.
В университете сразу открылись два отделения: научно-популяризаторское и академическое. На первом 4 года учились лица, не получившие среднего образования, на втором — в течение 3 лет слушатели по собственному выбору проходили тот или иной полный университетский курс по циклам естественных и общественно-философских дисциплин.
До 1913 года занятия проводились в помещениях Московского учебного округа (Волхонка, дом 14), пока не было построено на средства Шанявского специальное здание на Миусской площади (дом 6 — теперь здесь разместился Российский государственный гуманитарный университет).
Помимо Шанявского, завещавшего на реализацию своего проекта миллион рублей и доходы от сдаваемого в наем жилого дома, были у университета и другие, говоря современным языком, спонсоры, а общая сумма пожертвований на его нужды только в 1909—1917 годах составила 1 млн. 240 тыс. рублей. Большой вклад в становление и развитие учебного заведения внесли члены его попечительского совета, в том числе Лидия Шанявская и Михаил Сабашников.
В последующем в связи с ростом известности и популярности московского «народного университета», превратившегося в один из научно-образовательных центров империи, получила значительное распространение также курсовая форма подготовки слушателей — от двух недель до года, — работников кооперации, местного самоуправления, библиотечного дела, дошкольного воспитания и внешкольного образования.
Хотя выпускники университета и не получали «официальных» дипломов, молодежь привлекала в нем возможность приобрести или расширить необходимые знания. Соответственно расширялся контингент слушателей: 1909 год — 964, 1912-й — 3669, 1916-й (разгар Первой мировой войны) — 2966. Для сравнения напомним, что в 1869 году в Петербургском университете числилось всего 900 студентов.
Многие источники указывают, что университет Шанявского был закрыт в 1918 году «в связи с общей реформой образования», что не совсем точно. В действительности 20 января 1919 года академическое отделение включили в МГУ, а научно-популяризаторское 1 ноября 1920-го объединили с рабфаком Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова.
Впрочем, с 1918 года движение «народных университетов» получило дальнейшее развитие, правда, отныне они именовались в духе времени «рабоче-крестьянскими».