Русская линия
Независимое военное обозрение Александр Бабакин22.07.2006 

Дезорганизация в результате реорганизации
Печальные результаты расформирования Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны

Вначале краткая историческая справка. В 1977 году в СССР была создана Единая государственная авиационная поисково-спасательная служба (ЕГАПСС). Ее правопреемником в 1993 году стало Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны РФ (ФПСУ). ЕГАПСС и ФПСУ проведено более 3900 поисково-спасательных работ по терпящим бедствие воздушным судам, спасено 10 022 человека, в том числе 5600 специалистов летного состава, многие из которых потом опять вернулись в строй.

И вот теперь ФПСУ нет. Его расформировали. Зачем? Во-первых, удалось сократить несколько генеральских должностей. Во-вторых, военное ведомство не будет заниматься вроде бы не свойственной ему деятельностью. В-третьих, одновременно с ликвидацией ФПСУ в конце 2005 года появилась Федеральная аэронавигационная служба при правительстве РФ (ФАНС), и теперь именно она призвана выполнять задачи ФПСУ. Очередное оргмероприятие в МО было осуществлено с благословения его главы Сергея Иванова, начальника Генштаба генерал армии Юрия Балуевского и главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова.

Специалисты против


Однако уже в середине января 2006 года заведующий научно-исследовательской лабораторией поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Академии гражданской авиации, профессор Валерий Чугунов направил письмо вице-премьеру — министру обороны России Сергею Иванову, в котором, в частности, указал на следующее: в Воздушном кодексе РФ говорится, что даже приостановка в стране деятельности ФПСУ создает неприемлемые условия для обеспечения безопасности полетов военной и государственной авиации. В этом случае полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

Это послание управление делами Минобороны передало для рассмотрения не кому-нибудь, а… специалистам «почившего в бозе» ФПСУ. Они, естественно, поддержали выводы Чугунова и указали, что в соответствии со всеми ранее принятыми федеральными законами, указами, постановлениями поиск и спасание — один из видов обеспечения деятельности военной и экспериментальной авиации, за состояние которого несут ответственность командиры авиационных частей. Он включает подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использование средств спасения, жизнеобеспечения, выживание в экстремальных ситуациях, парашютно-десантную подготовку и другие важные мероприятия. В настоящее время реально этим делом может заниматься только ФПСУ.

Но то мнение «заинтересованных лиц». Чтобы получить объективную оценку сложившегося положения дел «НВО» обратилось за разъяснением к нескольким высокопоставленным чиновникам различных ведомств, которые, к сожалению, согласились ответить на вопросы газеты лишь на условиях анонимности.

Так, генерал ВВС подчеркнул, что в настоящее время наиболее значимыми поисково-спасательными силами в стране обладает только Минобороны. При нем была чисто военная управляющая структура — ФПСУ. Но ее ликвидация не означает передачу в Федеральную аэронавигационную службу из ВВС, ВМФ, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, ВДВ всех поисково-спасательных и парашютно-десантных средств вместе со специалистами. Военному ведомству самому необходима эффективная система спасания и поиска. Даже странно, удивился генерал, почему МО пошло в 2005 году на уничтожение ФПСУ с его отлаженной системой управления, связи. Подобный шаг, убежден собеседник, уже привел к дезорганизации в военном ведомстве поисково-спасательного обеспечения деятельности авиации, космических пилотируемых полетов. В войсках нет планомерного снабжения поисковиков, не ведется их подготовка, не организуются учения. А из ФАНС заведомо получилось передаточное звено между военными поисковиками и самой авиацией.

Видимо, реформаторы из Минобороны, считает генерал, предполагали, что ФАНС получит от военного ведомства, Минтранса, МЧС, Минпромэнергетики, МВД, ФСБ, РОСТО (ДОСААФ) специальные самолеты и вертолеты, экипажи, наземные команды, парашютно-десантные группы, авиационных спасателей. Но это, по мнению генерала, просто невозможно. Все вышеназванное в различных воинских частях, гражданских предприятиях выполняет кроме поиска и спасания еще и другие функции. Передача данных сил и средств ФАНС может парализовать деятельность гражданской и военной авиации и нанесет государству трудно прогнозируемые материальные потери, негативно отразится на обороноспособности страны. А выделение миллиардов рублей из госбюджета на организацию в ФАНС собственной полнокровной поисково-спасательной системы не предусмотрено.

Мнение гражданских ведомств


В Министерстве транспорта РФ тоже весьма негативно отнеслись к упразднению ФПСУ. Это, по мнению одного из ведущих сотрудников департамента гражданской авиации, только ухудшит ситуацию в таком весьма специфическом деле, как поиск и спасание людей. По словам собеседника, для того чтобы вся такая система эффективно работала, необходимо стабильное и немалое государственное финансирование. ФАНС же предполагается питать деньгами не из госбюджета, а из аэронавигационных сборов, что означает получение средств по договорам с российскими и иностранными авиаперевозчиками, И никто не внимает доводам ряда специалистов, что в США, Англии, Германии эффективное поисково-спасательное обеспечение как раз и построено на полнокровном государственном финансировании.

Кстати, сообщил источник, министр транспорта Игорь Левитин в письме премьеру Михаилу Фрадкову отметил, что передача поисково-спасательных функций ФАНС «приведет к созданию четвертой авиационной власти в России, к нарушениям работы авиационного транспортного комплекса и ухудшению безопасности полетов». Свои критические замечания по этому вопросу так же высказало руководство Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта.

В свою очередь, в Федеральном агентстве по промышленности на вопрос «НВО» о необходимости Федеральной аэронавигационной службы вообще ответили, что это пустопорожняя затея. Военные и гражданские руководители не просчитали до конца, что выйдет из их замыслов, вот и родили ничем не обеспеченную надстроечную федеральную службу. Сотрудник же «Роспрома» убежден, что генералы из Минобороны с расформированием ФПСУ просто поспешили. Новая поисково-спасательная система в государстве еще не создана, а руководство прежней уже разогнали. В результате без работы остались сотни уже подготовленных специалистов.

А как у них?


По мнению ряда экспертов «НВО», российскую систему авиационного поиска и спасания с учетом размеров территории РФ, численности ее населения, типам используемой авиации и космических аппаратов целесообразно сравнить с аналогичной структурой в США.

Американская поисково-спасательная служба (ПСС) является составной частью ВВС. Всего в ней насчитывается 4 тыс. человек, 160 вертолетов, 40 самолетов. Организационно эти силы разбиты на 7 поисково-спасательных эскадрилий с группами парашютистов-спасателей. Эскадрильи включены в истребительные авиакрылья трех командований: боевого, в зоне Тихого океана и Европейской зоне. В мирное время общее руководство операциями независимо от места происшествия возложено на воздушно-космическую службу поиска и спасания ВВС на авиабазе Лэнгли в штате Вашингтон.

Непосредственное руководство поисково-спасательными операциями осуществляется из объединенного центра, дислоцированного на указанной выше авиабазе. Кроме того, в стратегических зонах находятся пять спасательных координационных центров: на Гавайских островах, в Корее, зоне Панамского канала, штате Аляска, Германии.

Как и в США, в Германии, Великобритании, Канаде поиском и спасанием занимаются военные и гражданские организации под общем руководством национальных министерств обороны и при государственном финансировании. Таким образом, добивается максимальная боеготовность сил и средств для проведения в минимальные сроки и с высокой отдачей поисково-спасательных операций.

Спохватились…


Между тем, по данным компетентного источника «НВО» в военном ведомстве, в Минобороны и Генштабе большие и малые начальники ломают головы: кто и как будет руководить всей оставшейся в войсках после сокращения ФПСУ системой поиска и спасания, заниматься ее обеспечением, подготовкой специалистов и еще массой больших и малых текущих дел? Ведь в каждом главкомате, роде войск, в армиях, воинских частях ныне есть начальник отдела поиска и спасания и парашютно-десантной службы с соответствующими силами строго подчиняющийся своему командованию. Ежесуточно на дежурство в системе поисково-спасательного обеспечения в государстве назначаются 30 самолетов, до 120 вертолетов.

Недавно руководство МО получило справку-доклад «О необходимости создания службы поисково-спасательной и парашютно-десантной подготовки Минобороны РФ». В пояснительной записке к этому документу говорится, что служба будет заниматься аварийно-спасательной и парашютной подготовкой авиационных спасателей видов и родов войск, подготовкой специальных экипажей, наземных команд, организовывать боевое обеспечение ВВС, полетов космических аппаратов военного назначения и многие другие весьма специфические задачи. Одним словом, выполнять работу ныне не существующего ФПСУ…

http://nvo.ng.ru/forces/2006−07−21/3_deorganization.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика