Независимое военное обозрение | Александр Бабакин | 22.07.2006 |
И вот теперь ФПСУ нет. Его расформировали. Зачем? Во-первых, удалось сократить несколько генеральских должностей. Во-вторых, военное ведомство не будет заниматься вроде бы не свойственной ему деятельностью. В-третьих, одновременно с ликвидацией ФПСУ в конце 2005 года появилась Федеральная аэронавигационная служба при правительстве РФ (ФАНС), и теперь именно она призвана выполнять задачи ФПСУ. Очередное оргмероприятие в МО было осуществлено с благословения его главы Сергея Иванова, начальника Генштаба генерал армии Юрия Балуевского и главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова.
Специалисты против
Это послание управление делами Минобороны передало для рассмотрения не кому-нибудь, а… специалистам «почившего в бозе» ФПСУ. Они, естественно, поддержали выводы Чугунова и указали, что в соответствии со всеми ранее принятыми федеральными законами, указами, постановлениями поиск и спасание — один из видов обеспечения деятельности военной и экспериментальной авиации, за состояние которого несут ответственность командиры авиационных частей. Он включает подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использование средств спасения, жизнеобеспечения, выживание в экстремальных ситуациях, парашютно-десантную подготовку и другие важные мероприятия. В настоящее время реально этим делом может заниматься только ФПСУ.
Но то мнение «заинтересованных лиц». Чтобы получить объективную оценку сложившегося положения дел «НВО» обратилось за разъяснением к нескольким высокопоставленным чиновникам различных ведомств, которые, к сожалению, согласились ответить на вопросы газеты лишь на условиях анонимности.
Так, генерал ВВС подчеркнул, что в настоящее время наиболее значимыми поисково-спасательными силами в стране обладает только Минобороны. При нем была чисто военная управляющая структура — ФПСУ. Но ее ликвидация не означает передачу в Федеральную аэронавигационную службу из ВВС, ВМФ, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, ВДВ всех поисково-спасательных и парашютно-десантных средств вместе со специалистами. Военному ведомству самому необходима эффективная система спасания и поиска. Даже странно, удивился генерал, почему МО пошло в 2005 году на уничтожение ФПСУ с его отлаженной системой управления, связи. Подобный шаг, убежден собеседник, уже привел к дезорганизации в военном ведомстве поисково-спасательного обеспечения деятельности авиации, космических пилотируемых полетов. В войсках нет планомерного снабжения поисковиков, не ведется их подготовка, не организуются учения. А из ФАНС заведомо получилось передаточное звено между военными поисковиками и самой авиацией.
Видимо, реформаторы из Минобороны, считает генерал, предполагали, что ФАНС получит от военного ведомства, Минтранса, МЧС, Минпромэнергетики, МВД, ФСБ, РОСТО (ДОСААФ) специальные самолеты и вертолеты, экипажи, наземные команды, парашютно-десантные группы, авиационных спасателей. Но это, по мнению генерала, просто невозможно. Все вышеназванное в различных воинских частях, гражданских предприятиях выполняет кроме поиска и спасания еще и другие функции. Передача данных сил и средств ФАНС может парализовать деятельность гражданской и военной авиации и нанесет государству трудно прогнозируемые материальные потери, негативно отразится на обороноспособности страны. А выделение миллиардов рублей из госбюджета на организацию в ФАНС собственной полнокровной поисково-спасательной системы не предусмотрено.
Мнение гражданских ведомств
Кстати, сообщил источник, министр транспорта Игорь Левитин в письме премьеру Михаилу Фрадкову отметил, что передача поисково-спасательных функций ФАНС «приведет к созданию четвертой авиационной власти в России, к нарушениям работы авиационного транспортного комплекса и ухудшению безопасности полетов». Свои критические замечания по этому вопросу так же высказало руководство Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта.
В свою очередь, в Федеральном агентстве по промышленности на вопрос «НВО» о необходимости Федеральной аэронавигационной службы вообще ответили, что это пустопорожняя затея. Военные и гражданские руководители не просчитали до конца, что выйдет из их замыслов, вот и родили ничем не обеспеченную надстроечную федеральную службу. Сотрудник же «Роспрома» убежден, что генералы из Минобороны с расформированием ФПСУ просто поспешили. Новая поисково-спасательная система в государстве еще не создана, а руководство прежней уже разогнали. В результате без работы остались сотни уже подготовленных специалистов.
А как у них?
Американская поисково-спасательная служба (ПСС) является составной частью ВВС. Всего в ней насчитывается 4 тыс. человек, 160 вертолетов, 40 самолетов. Организационно эти силы разбиты на 7 поисково-спасательных эскадрилий с группами парашютистов-спасателей. Эскадрильи включены в истребительные авиакрылья трех командований: боевого, в зоне Тихого океана и Европейской зоне. В мирное время общее руководство операциями независимо от места происшествия возложено на воздушно-космическую службу поиска и спасания ВВС на авиабазе Лэнгли в штате Вашингтон.
Непосредственное руководство поисково-спасательными операциями осуществляется из объединенного центра, дислоцированного на указанной выше авиабазе. Кроме того, в стратегических зонах находятся пять спасательных координационных центров: на Гавайских островах, в Корее, зоне Панамского канала, штате Аляска, Германии.
Как и в США, в Германии, Великобритании, Канаде поиском и спасанием занимаются военные и гражданские организации под общем руководством национальных министерств обороны и при государственном финансировании. Таким образом, добивается максимальная боеготовность сил и средств для проведения в минимальные сроки и с высокой отдачей поисково-спасательных операций.
Спохватились…
Недавно руководство МО получило справку-доклад «О необходимости создания службы поисково-спасательной и парашютно-десантной подготовки Минобороны РФ». В пояснительной записке к этому документу говорится, что служба будет заниматься аварийно-спасательной и парашютной подготовкой авиационных спасателей видов и родов войск, подготовкой специальных экипажей, наземных команд, организовывать боевое обеспечение ВВС, полетов космических аппаратов военного назначения и многие другие весьма специфические задачи. Одним словом, выполнять работу ныне не существующего ФПСУ…