Независимое военное обозрение | Владимир Васильев, Владимир Рощупкин | 22.07.2006 |
Думается, в этой связи читателям еженедельника будет небезынтересно узнать, как готовили пилотов в США в годы Второй мировой войны.
Десятки недель и сотни часов
Обучение начиналось с прохождения обязательного для всех пятинедельного курса молодого бойца общим объемом 200 учебных часов:
73 часа — строевая подготовка;
54 часа — специальная подготовка;
15 часов — физическая подготовка;
13 часов — военные процедуры;
12 часов — санитарная подготовка;
8 часов — оказание первой медицинской помощи;
5 часов — подгонка и ремонт обмундирования;
5 часов — защита от химического оружия;
5 часов — индивидуальная подготовка и маскировка;
4 часа — картография и дешифровка фотоснимков,
4 часа — защита от атаки с воздуха;
3 часа — персональные дела.
Кандидаты в пилоты должны были одолеть предполетную подготовку, начальную летную подготовку и повышение квалификации.
Предполетный курс занимал 10 недель и включал 140 учебных часов, в том числе:
30 часов — воздушная и морская разведка;
48 часов — шифрование;
24 часа — физподготовка;
20 часов — математика;
18 часов — картография и ориентирование на местности.
Начальная летная подготовка занимала 10 недель и насчитывала 200 учебных часов:
94 часа — наземная подготовка на тренажерах;
70 часов — полеты на биплане или моноплане с низким расположением крыла;
46 часов — военная подготовка.
После этого следовала сдача зачета по пилотированию одномоторного самолета для будущих истребителей и двухмоторного — для будущих бомбардировщиков. Выбор типа самолета определяется инструктором. Одномоторные самолеты, на которых обучались пилоты, имели двигатели воздушного охлаждения мощностью 125−225 лошадиных сил и по своим характеристикам были близки к советским учебным и тренировочным самолетам По-2 (У-2), УТ-1, УТ-2 и УТИ-4.
На повышение квалификации уходило 10 недель. Учебное время распределялось следующим образом:
70 часов — полеты;
60 часов — наземная подготовка;
19 часов — военная подготовка.
Затем — опять сдача зачетов и присвоение преодолевшим этот барьер офицерского звания «второй лейтенант» с вручением отличительного нагрудного знака пилотов «серебряные крылья».
Далее молодые авиаторы направлялись на одну из баз ВВС, где проходили окончательную подготовку на том типе самолета, на котором им предстояло отправляться на боевые задания. Например, пилоты бомбардировщика В-26 за 10 недель должны были налетать 105 часов. Истребителям давали меньше времени — 5 недель и 50 часов. Успешно освоившие машины офицеры включались в состав летных экипажей эскадрилий, где продолжали повышать свои навыки пилотирования, ведения огня, бомбометания и слетанности.
Аналогичным образом обучались и другие члены летных экипажей. Например, штурманы готовились 20 недель, бомбардиры — столько же. Штурманы-бомбардиры овладевали своей военной профессией уже через 26 недель. Для этих категорий военнослужащих обязательно было провести 104 часа в воздухе и пройти через 786 часов занятий на земле.
Пилоты планеров учились по специальной программе в течение 6 месяцев.
Результат — налицо
Впечатляют цифры, свидетельствующие о наращивании масштабов выпуска специалистов. Так, если в 1941 году ВВС получили 7244 пилота, 601 штурмана, 3010 бомбардиров, то в 1943-м соответственно 65 797, 15 928, 16 057.
Естественно, миллионная численность ВВС армии США требовала расширения производства боевой и вспомогательной авиационной техники, роста инвестиций в авиационную промышленность страны, что было незамедлительно сделано. Так, в 1938 году в нее было вложено 67,3 млн. долларов, а в 1944-м — 23,7 млрд. долларов. Всего же за время Второй мировой войны Соединенные Штаты смогли изготовить около 250 тыс. самолетов. Это больше, чем все остальные страны мира вместе взятые.
«Победа американцев в воздушном сражении над Германией, — отмечает британский историк Макс Хастингс, — была достигнута за многие недели до того, как первый солдат союзных армий ступил на французский берег». И действительно, с начала операции «Оверлорд» авиация западных союзников полностью господствовала в воздухе.
Однако нельзя не отметить, что большие достижения США в подготовке авиационных кадров, создании десятков типов новейших самолетов, круглосуточная работа авиационных заводов на полную мощность — все это было возможно не только благодаря уму и настойчивости гражданского и военного руководства страны. На территорию Америки за все годы войны не упало ни одной бомбы японского или германского производства, тогда как подготовка, например, советских летчиков, работа нашей авиационной промышленности происходили в условиях массированных бомбардировок германской авиации вплоть до берегов Волги.