Независимое военное обозрение | Анатолий Цыганок | 21.07.2006 |
Между тем, думается, необходимо уже в ближайшее время внести изменения в законы, регламентирующие призыв, подписание контракта и прохождение альтернативной гражданской службы. Следует, в частности, увеличить призывной возраст до 21 года (что обосновывается завершением биологического роста мужчины). При этом решается проблема с отсрочками от призыва для студентов, которые к 21 году либо будут завершать образование в вузах, либо окончательно с ними распрощаются по той или иной причине.
Нужно законодательно запретить призыв в ВС лиц, ранее осужденных по тяжелым статьям и находившихся в заключении. Необходимо восстановить профессиональную прослойку сержантов и старшин в армии и на флоте, открыть двухгодичные колледжи или факультеты в военных училищах по подготовке младших командиров, направляя туда на учебу солдат и матросов только после года службы.
Вообще давно пора покончить с порочной практикой присвоения сержантских (старшинских) званий через шесть месяцев после призыва и вдобавок внести профессию «сержант (старшина)» в перечень профессий Российской Федерации с соответствующими рекомендациями Министерства труда. Нелишней также окажется разработка финансовых нормативов для достойной оплаты работы младших командиров, чтобы получаемое ими денежное довольствие примерно соответствовало суммам, выплачиваемым офицерам взводного-ротного звена. Только сержантские должности должны быть предусмотрены для контрактников — командиров танков, орудий, расчетов, радиостанций и им равные. Звание «прапорщик (мичман)» следует присваивать только военнослужащим, выдвинутым на определенные должности, которые связаны с обслуживанием и применением боевой техники, с работой с личным составом.
Карьерному росту добросовестного способного офицера вне зависимости от субъективного мнения его командира могут поспособствовать изменения в законе о прохождении службы офицерским составом. Необходимо возродить положение о баллотировке при выдвижении офицера на вышестоящую должность. Оно регламентировало бы учет мнения всех офицеров данной части путем проведения тайного голосования по трем-четырем кандидатурам. Выдвижение как офицеров, так и младших командиров производить на конкурсной основе. Такое положение существовало в русской армии до октябрьского переворота 1917 года и действует сейчас, например, в ВС США.
При назначении офицера или генерала на вышестоящую должность (от командира роты до командующего армией) четверо равных им по должности офицеров или генералов независимо от рода войск гарантируют своей честью, что человек достоин подобного выдвижения. Если старший начальник не согласен с решением офицерского состава части, он представляет к назначению своего кандидата. При этом в случае проступка офицера или генерала старший начальник увольняется без пенсии вместе со своим протеже.
Прохождение службы нужно организовать таким образом, чтобы на вышестоящие должности (и командные, и штабные) выдвигались только офицеры, прошедшие службу на всех более низких уровнях. Это поставило бы заслон кумовству, фаворитизму и покупке должностей — столь ныне распространенным явлениям в Российской армии.
Призывные комиссии необходимо вывести из подчинения Министерства обороны, но не номинально, как это сделано сейчас, а фактически. Роль военного ведомства надо свести к подготовке предложений в правительство о необходимых призывных ресурсах, а сам призыв осуществлять гражданской администрацией, назначаемой решением местной региональной власти. Кроме того, прохождение службы может и должно быть организованно по территориальному принципу. В исторической литературе о Первой и Второй мировых войнах, как в российской, так и зарубежной, приводится масса примеров положительного влияния на совместную службу солдат фактора их рождения и проживания до призыва в одной местности. В таких частях отмечалось на порядок меньше случаев трусости и почти никогда не фиксировались случаи издевательств над сослуживцами. Согласно информации из германских и израильских источников, земляческие и родственные связи на 20−30% увеличивают боеспособность воинских коллективов.
Сомнительно, что в обозримом будущем комплектование всей Российской армии будет осуществляться только по контрактному принципу. Наиболее вероятен вариант сочетания службы по контракту и срочной службы. При переходе армии на бригадную структуру возможно прохождение службы в батальонах, где постоянный состав — офицеры, сержанты и контрактники, а переменный — солдаты-срочники одного призыва (как практиковалось в Советской армии или сейчас имеет место в Войске Польском). Это упростит процесс обучения, слаживания, а главное — обеспечит нормальную морально-психологическую обстановку в воинском коллективе.