Русская линия
Красная звезда Евгений Устинов18.07.2006 

Каспийская флотилия: на гребне перемен

История развивается по спирали. И черная полоса невзгод непременно сменяется благополучием. Как в случае с моряками-каспийцами, выживавшими еще вчера, а сегодня активно осваивающими новую боевую технику. Но так ли на самом деле хороши изделия российских оборонщиков и что делается для того, чтобы по прибытии на базы современные корабли не постигла участь бесполезных игрушек? За разъяснениями наш корреспондент обратился к заместителю командующего Каспийской флотилией по вооружению капитану 1 ранга Александру Персиянову.

Визитная карточка


Персиянов Александр Петрович родился в г. Волгодонске Ростовской области 17 апреля 1955 года. Выпускник Калининградского высшего военно-морского училища 1977 года. Службу продолжил на Северном флоте в качестве командира артиллерийской боевой части сторожевого корабля. В последующем командовал сторожевым кораблем Кольской флотилии, руководил штабом дивизиона учебных кораблей и возглавлял дивизион кораблей охраны водного района. В нынешней должности с августа 2003 года.

— Александр Петрович, в каких из существующих программ по перевооружению и модернизации вооружений участвует Каспийская флотилия?

— Не прерывавшийся даже в один из самых сложных и противоречивых периодов жизни российского общества процесс обновления военной техники в последние три-четыре года заметно активизировался. Так, вместо гаубиц Д-30 артиллеристы получили самоходные установки 2С1 «Гвоздика». Существенно повысили свою огневую мощь и зенитчики, освоившие за это время «Шилки». Ну, а оснащенные скорострельной 30-мм пушкой в башенной установке легкобронированные тягачи (МТЛБ), что поступили в береговые войска, конечно же не идут ни в какое сравнение с БТР-70, давно устаревшими морально и физически.
В отличие от подвергнутых определенным усовершенствованиям образцов автобронетанковой техники наши корабли и суда, увы, в основном исчерпали конструктивный запас на модернизацию. Достаточно сказать, что уже 70 процентов из них перешагнули тридцатилетний рубеж, отчего последовательная замена корабельного состава в данной ситуации признана самой целесообразной.
Естественную смену поколений, если так можно сказать, переживают сейчас десантные силы. При этом ставка делается на катера типа «Серна», за счет образующейся под днищем воздушной каверны способные передвигаться со скоростью 40 узлов и более. Получив от промышленности две обладающие отменными мореходными и эксплутационными качествами «Серны», с нетерпением ожидаем поступления еще одного высокоэффективного средства доставки морского десанта.
Кроме того, в ближайшие месяцы, завершив государственные испытания на Балтике, возьмет курс в главную базу флотилии и малый артиллерийский корабль (МАК) «Астрахань». В соответствии с действующей кораблестроительной программой до 2010 года мы рассчитываем принять еще два однотипных с «Астраханью» корабля, причем, что интересно, впервые спроектированных с учетом особенностей плавания в дельте Волги и Каспийском море.

— С легкой руки журналистов «Астрахань» уже окрестили кораблем XXI века. Насколько это соответствует действительности?

— Корабль проекта 21 630 «Буян» — это прежде всего красивая, со стремительными обводами, эргономичная и комфортабельная конструкция. Он с одинаковым успехом может использоваться на реках и на море, для чего располагает оригинальным водометным движителем и разнообразным вооружением. Но, пожалуй, главная его изюминка заключается в широком применении современных технологий. По насыщенности электроникой главный командный пункт «Астрахани» напоминает кабину пилотируемого космического аппарата. Особенно далеко вперед шагнули радиотехника, средства управления и связи. Неудивительно, что к операциям по монтажу и последующей наладке столь сложного оборудования штатный экипаж корабля, как это широко практиковалось прежде, уже не привлекается.

— Недостает квалификации?

— Именно. Анализ проекта обнаружил у нас, эксплуатационников, серьезные пробелы по части научных и специальных знаний, культурных и даже, если хотите, психологических аспектов. Вдумайтесь, механика нового поколения потребляет топливо, масло и смазку совершенно в иных объемах и куда более высокого качества. Вот мы намедни сокрушались по поводу якобы низкой ремонтопригодности «Астрахани». Как же, в корпусе корабля не были предусмотрены технологические вырезы, через которые в аварийных случаях принято осуществлять агрегатную замену механизмов. Но не лучше ли вовсе не доводить дело до греха, а грамотно, с соблюдением всех предписанных правил и норм эксплуатировать боевую технику?! Как ни крути, но с образом безалаберного матроса-недоучки с кисточкой в руках новостройки никак не вяжутся.

— Где же выход?

— Проявивший кровную заинтересованность в судьбе своего детища гендиректор судостроительной фирмы «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) Леонид Грабовец лично составил детальный план подготовки моряков. Заводчане также выделили необходимую документацию и вызвались выступить в качестве учителей и наставников личного состава.
Аналогичная картина наблюдается и на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», что в Татарстане. Там по поручению адмирала Владимира Масорина и Минтимера Шаймиева соответствующими структурами прорабатывается вопрос о привлечении к обучению каспийцев-проектантов и специалистов, участвующих в строительстве ракетного корабля «Дагестан».

— Не проще ли готовить моряков в учебных центрах?

— Все так. Да только ни в военно-морские училища, ни тем более во флотские учебные центры такая техника еще не поступала. А пока суд да дело, МАК «Астрахань» и подобные ему корабли мы намерены комплектовать исключительно контрактниками.
В свою очередь в интересах профи планируем возвести общежитие, столовую и учебные классы. Строительные работы в расположении Астраханского соединения охраны водного района начнутся в будущем году. Одновременно с этим в Махачкале будут решены вопросы инженерного обеспечения стоянки тандема крупных кораблей — «Татарстана» и его собрата по классу РК «Дагестан».

— К слову, как вы считаете, насколько органично вписался в структуру флотилии ее новый флагман?

— Известный сегодня миру как «Татарстан» корабль проекта 11 661 «Гепард» изначально строился для ВМС Индии и даже реконструированный с учетом наших нужд от киля до клотика представляет собой уникальное инженерное сооружение. Обслуживание такого хозяйства во всех смыслах дорого стоит, а без видоизменения флотильской организации в отдельных случаях попросту невозможно. Такая участь некогда постигла арсенал и ракетно-техническую базу, составившие целостное подразделение обеспечения. Совместными усилиями экспертов базы вооружения и экипажа корабля удалось освоить, например, ЗРК «Оса». Настолько, что в дуэлях с воздушным «противником» моряки неизменно оказываются победителями.
Тем не менее даже по прошествии нескольких лет напряженной эксплуатации «Татарстана» мы так и не смогли реализовывать заложенный в него потенциал. Причина — в экспериментальном характере части установленного на флагмане оборудования, и комплекса ударного ракетного оружия «Уран» в том числе. И, хотя на испытаниях в декабре прошлого года все ракеты поразили щит, была выявлена ненадежная работа средств наведения и целеуказания. Доводка «Урана», как, впрочем, всех систем и механизмов флагмана, продолжается.

— Какую роль в данном процессе играет Астраханский судоремонтный завод ВМФ?

— Далеко не последнюю. Недавнее назначение на директорский пост Алексея Селезнева и последовавшая затем административно-хозяйственная реорганизация самым благотворным образом отразились на его трудовом коллективе. Так, не дожидаясь указаний сверху, астраханцы сформировали производственный участок в столице Дагестана, тем самым организовав постгарантийное обслуживание машин и механизмов флагмана. В результате мер, предпринятых по переоснащению материально-технической базы, на заводе появилась линия по ремонту гребных валов, стенды по проверке топливной аппаратуры и освидетельствованию баллонов воздуха высокого давления. Судоремонтники трудятся сегодня на совесть, с большим желанием и самоотдачей.
В общем и частном, по своему воздействию нынешнее перевооружение сравнимо разве что с переходом от парусного к броненосному флоту, от паровых машин к двигателям внутреннего сгорания. Иметь сопричастность к столь знаковому этапу в истории родного объединения и так или иначе влиять на ход событий для меня, моих подчиненных, как, впрочем, для всех моряков-каспийцев, большая ответственность и честь.

http://www.redstar.ru/2006/07/1807/202.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика