Как сообщала «Красная звезда», на Черноморском флоте под руководством главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина в этом месяце прошло учение спасательных сил. О некоторых уникальных особенностях этого учения рассказывает наш корреспондент.
«Алроса» просит помощи
Черноморцы не только на практике отработали разные варианты оказания помощи подводной лодке «Алроса», лежащей на грунте, спасения подводников, но и провели показательные действия, за ходом которых наблюдали командующие и заместители командующих флотами, командиры соединений подводных лодок, начальники управлений поисковых и аварийно-спасательных работ Северного, Тихоокеанского, Балтийского флотов.
…После того как в первый день учений адмирал Владимир Масорин заслушал доклады начальника штаба ЧФ вице-адмирала Виктора Мардусина и начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ЧФ капитана 1 ранга Василия Васильчука, главные события развернулись на пирсе части подводников. Здесь ошвартованы подводная лодка «Алроса», которой командует капитан 2 ранга Дмитрий Парамонов, спасательное судно «Эпрон» под командованием капитана 3 ранга Владимира Грицая. Рядом — водолазные суда ВМ-154 и ВМ-125. На пирсе также — выставка образцов индивидуальных и коллективных спасательных средств, предназначенных для подводников и экипажей летательных аппаратов ВМФ, оборудование и снаряжение, необходимое для оказания помощи аварийной подводной лодке и выхода из нее подводников.
И вот начались практические действия. Первый элемент — девяти подводникам предстоит покинуть субмарину через торпедный аппарат методом свободного всплытия, а затем «Алросу» должны покинуть другие члены экипажа через носовой люк с эвакуацией секретной документации и аппаратуры.
Для обеспечения безопасности подводников с борта ВМ-154 уходят под воду водолазы. Руководит спусками флагманский водолазный специалист части спасателей капитан 3 ранга Владимир Кучерявый. С борта «Эпрона» спущен МТПА (морской телеуправляемый подводный аппарат) «Тайгер», который освещает подводную обстановку, передавая «картинки» сразу на несколько мониторов. По громкой связи звучат комментарии всех действий, происходящих на субмарине и спасательных судах.
Первая тройка подводников надевает спасательное снаряжение, готовится к выходу на поверхность. Этим действиям обучен каждый член экипажа. Помощники начальника ЭМС части подводников капитаны
3 ранга Борис Вакаев и Сергей Белоусов, которые организуют и проводят занятия с личным составом, приложили все свои знания и опыт, чтобы навыки по борьбе за живучесть, использование индивидуальных и коллективных спасательных средств были у подводников прочными.
Сейчас основная работа происходит в первом, торпедном отсеке «Алросы». Командир отсека командир БЧ-3 старший лейтенант Анатолий Федоркин руководит подготовкой торпедного аппарата и подводников. Здесь мелочей нет. Подводники действуют быстро, умело подключаясь к дыхательным аппаратам. Спасибо инструкторам-водолазам, которые обучали и тренировали экипаж — старшим мичманам Игорю Бойченко, Михаилу Трашину, Игорю Гукову.
Один за другим трое моряков размещаются в длинной трубе торпедного аппарата. Их разделяет расстояние вытянутой руки, необходимое для того, чтобы случайно не повредить дыхательные аппараты. Находиться в узкой стальной трубе облаченным в 30-килограммовое снаряжение — серьезное испытание.
Закрыта задняя крышка торпедного аппарата. Идет подготовка к заполнению его водой и выравниванию давления. Обмен информацией между командиром отсека и готовыми к выходу на поверхность подводниками осуществляется условными сигналами. Для этого у каждого из них в руке металлическое кольцо. Ударом по торпедному аппарату подводники докладывают о самочувствии. Если возникнут сбои, стальную трубу торпедного аппарата осушат, подводники вновь вернутся в отсек, чтобы выяснить причину сбоя и устранить ее. Когда видишь происходящее, понимаешь, что служба на подводных лодках — дело не только настоящих мужчин, но и профессионалов высокого класса!
Торпедный аппарат заполнен водой, давление в нем выровнено с забортным, открывается передняя крышка торпедного аппарата. На мониторе хорошо видно изображение с «Тайгера». Этот современный телеуправляемый аппарат, который может работать на глубине до тысячи метров и передавать четкое изображение в условиях, когда прозрачность воды далека от идеальной, хорошо освоили черноморские спасатели. Они не раз применяли его на практике. Один за другим подводники появляются из темного отверстия в корпусе лодки и, всплывая, ложатся спиной на воду. Здесь они переходят на дыхание атмосферным воздухом и отплывают в сторону. Тут же приходит в движение стремительный «Стриж» — надувная лодка с мощным двигателем. Буквально секунды требуются подчиненным командира аварийно-спасательной партии (АСП) капитан-лейтенанта Станислава Добровольского, чтобы доставить вышедших на поверхность подводников к надувным спасательным шлюпкам «Стриж». Специально созданная для проведения спасательных операций, эта шлюпка приводится в рабочее состояние за двадцать минут. Ее экипаж из двух человек может принять из воды шесть подводников и быстро доставить их к борту спасательного судна.
«Водолазный крейсер»
…Первая тройка подводников на борту «Эпрона». Здесь им оказывают квалифицированную медицинскую помощь. «Водолазный крейсер», как любовно называют черноморцы «Эпрон» (его водоизмещение 3.380 тонн), оснащен, кроме штатной аппаратуры, многими техническими новинками. В его четырех соединяющихся между собой барокамерах могут одновременно проходить декомпрессию 48 человек. Комплекс барокамер, где можно оказать помощь при профессиональных водолазных заболеваниях, позволяет при необходимости вести хирургические операции. Флотские медики готовы их выполнить в барокамере при повышенном давлении. Начальник медслужбы ВМФ генерал-майор Александр Фисун и начальник медслужбы ЧФ полковник Константин Терганов внимательно и придирчиво следят за действиями черноморских медиков. Претензий к ним нет.
После выхода через торпедный аппарат трех троек подводников начинается отработка использования коллективных спасательных средств. Через узкий люк на палубу лодки подводники передают спасательный плот ПСНЛ-20м. Его используют, если всплывшая в надводное положение лодка от полученных повреждений теряет плавучесть и остойчивость, а командир принял решение покинуть корабль. Посадка личного состава в спасательный плот может проводиться даже в штормовых условиях. Подводники одеты в гидротермокостюмы ARO/V40. Ярко оранжевые, они хорошо заметны, но главное, такие костюмы поддерживают человека на поверхности воды и предохраняют его от переохлаждения. Находясь в воде температурой всего 5оС, подводник может ждать помощи в течение 4−5 часов. Сейчас подводникам даже приятно попасть в объятия Черного моря после замкнутого пространства отсеков субмарины.
Первым в полусферу ПСНЛ-20м переходит командир плота. Под его руководством моряки оборудуют канатную дорогу, по которой на специальных носилках в плот передают условно раненного подводника, аварийные запасы воды и продовольствия, секретную документацию и аппаратуру. И вот подводники и грузы на плоту. Один из «Стрижей», взяв плот на буксир, ведет его к спасательному судну.
Отрабатывается и другой способ покидания аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении. Его продемонстрировали оставшиеся на палубе субмарины моряки. Сгруппировавшись, они прыгают в воду с носа и с крыльев горизонтальных рулей «Алросы». На поверхности воды до подхода спасателей им необходимо держаться в связке, чтобы противостоять волнам и ветру. Шустрые «Стрижи» за несколько рейсов поднимают из воды всех подводников и доставляют их на спасательное судно.
После отработки запланированных на этот день эпизодов учения адмирал Владимир Масорин осмотрел спасательное судно «Эпрон», встретился с моряками, выходившими из подводной лодки через торпедный аппарат. Главком ВМФ поблагодарил их за высокий профессионализм и вручил капитану 3 ранга Павлу Агаркову, старшим лейтенантам Дмитрию Шардыко и Алексею Пашинину, старшему мичману Олегу Рябому, мичману Дмитрию Шаповалову, контрактникам старшинам 1-й статьи Александру Григорьеву и Александру Купцову, матросам Евгению Бахтину и Василию Потапову грамоты и сувениры. Главком, адмиралы и старшие офицеры, наблюдающие за ходом учения спасательных сил ЧФ, осмотрели выставку образцов спасательного снаряжения, оборудования и техники, а также инструментов при аварийно-спасательных работах, стоящих на вооружении черноморцев. Особый интерес вызвал нормобарический скафандр, позволяющий водолазу в довольно комфортных условиях работать на глубине до 365 метров. В комплект входят два скафандра и подъемное устройство, стоимость которых около 2 миллионов долларов.
Счет идет на секунды
На следующий день учение продолжилось в море в одном из полигонов, с участием подлодки «Алроса», спасательных судов «Эпрон», «Коммуна» с автономным снарядом АС-5, СБ «Шахтер», СБ-5, морского тральщика «Турбинист», киллекторного судна, двух водолазных судов, самолета Ан-26, вертолета Ка-27 ПС и других обеспечивающих сил.
Несколько эпизодов морской фазы учения оказались объединены главной целью — в случае необходимости помощь экипажу подводной лодки, находящейся на грунте, должна быть оказана вовремя, для чего будут применяться все имеющиеся на флоте средства и способы. Подводники могут выйти на поверхность самостоятельно, через торпедный аппарат, по специально заведенному водолазами буйрепу или методом свободного всплытия. Вывод подводников на поверхность можно осуществить при помощи спасательной камеры СК-64, которая имеется на «Эпроне». Может эвакуировать подводников с ПЛ, находящейся на грунте, экипаж спасательного снаряда АС-5, который действует с катамарана «Коммуна».
Подводная лодка «Алроса» легла на грунт в заданном районе. С ней установлена связь при помощи МТПА «Тайгер», работающего с борта СС «Эпрон». Проведено обследование «Алросы». Изображение, передаваемое камерой «Тайгера», транслируется на мониторы «Эпрона». Управляют подводным аппаратом капитан-лейтенант Владимир Левин, служащие Георгий Жметков и Михаил Севрюгин. Примечательно, что у них отработана взаимозаменяемость. При необходимости они смогут непрерывно работать до нескольких суток, сменяя друг друга.
Решено: группа подводников будет выходить на поверхность самостоятельно через торпедный аппарат методом свободного всплытия. Их безопасность обеспечивают водолазы ВМ-154, где капитаном старший мичман запаса Сергей Акимов. Старший лейтенант Алексей Пашинин, контрактник старшина 1-й статьи Анатолий Куранов, матрос Олег Бахтин при выходе через торпедный аппарат действуют уверенно, четко. На поверхности их подбирают спасатели, использующие надувные «Стрижи». Через считанные минуты шлюпки подходят к пневматическому посадочному устройству (ППУ), установленному с правого борта «Эпрона». Спасенные на борту. Теперь к работе приступают медики.
Что делать, если к месту нахождения подводной лодки, лежащей на грунте, надводным кораблям еще идти и идти? Смогут ли вышедшие на поверхность подводники самостоятельно бороться с волнами и ветром? Здесь нужна помощь быстрокрылой авиации. С ВМ-125 на волны высаживаются нештатные авиационные спасатели лейтенант Алексей Камалов, старший прапорщик Дмитрий Михайлов, сержант Олег Ястребцов. Они подготовлены для действий в спасательной операции, но сегодня играют роль спасаемых подводников. Взявшись за руки, они держатся вместе и, лежа на спине, образуют видимую с воздуха «звездочку».
Небесные спасатели
Возможности ВВС ЧФ для оказания помощи подводникам в ходе учения продемонстрировали экипажи самолета Ан-26 (командир — майор Валерий Никулин, правый летчик — капитан Юрий Тришин, штурман — майор Игорь Литвиненко) и вертолета Ка-27 ПС (командир — подполковник Федор Немцев, штурман — майор Юрий Нечипоренко, борттехник — капитан Вадим Соломоненко, фельдшер-спасатель — прапорщик Виталий Ананейчук). За действиями авиаторов-черноморцев пристально следит командующий морской авиацией ВМФ генерал-лейтенант Юрий Антипов.
Экипажу майора Валерия Никулина поставлена задача: провести визуальный поиск самостоятельно вышедших на поверхность подводников, выполнить сброс аварийно-спасательных средств, а при необходимости — высадить спасательную парашютно-десантную группу (СПДГ). Подводники обнаружены. Десантирование аварийно-спасательных средств в район их нахождения выполняется при любых, даже сложных условиях. Плот спасательный надувной авиационный (ПСН-6А) и парашютная система для его десантирования отличаются надежностью, что не раз проверено практикой.
С высоты 150 метров с самолета на парашюте сбрасывается плот. Авиаторы все рассчитали верно, с поправкой на ветер. Парашют снижается в направлении терпящих бедствие людей. Автоматически наполнившийся воздухом ПСН-6А приводняется недалеко от них. Ветер несет его точно на «звездочку». Авиационным спасателям приходится лишь немного проплыть и забраться в оранжевую полусферу. В спасательном плоту имеются пиротехнические и визуальные средства сигнализации, аварийная радиостанция, вода, запас продуктов, медикаменты. Плот оборудован светотехническими средствами сигнализации. Все это позволяет терпящим бедствие продержаться до прибытия спасателей и обозначить свое место.
Видим, как яркий оранжевый дым сигнального патрона начинает куриться над морем, помогая экипажу летательного аппарата определить направление ветра у поверхности воды. Действиями авиаторов ЧФ с борта СБ «Шахтер», где находятся наблюдающие за учениями, руководит начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы ВВС ЧФ подполковник Юрий Селезень. Ему помогают подполковник Валерий Цитович — командир звена Ан-26 и майор Александр Азманов — командир вертолетного отряда.
Майор Валерий Никулин высаживает в район дрейфующих подводников СПДГ. Для уточнения направления ветра применяется пристрелочный парашют, и на следующем заходе от самолета отделяются четыре точки, которые через несколько секунд расцветают куполами парашютов. Это с высоты 800 метров десантируется СПДГ: майоры Юрий Игнатьев и Юрий Потапов, прапорщики Андрей Лойша и Алексей Баранов. Все они инструкторы парашютно-десантной подготовки, имеют достаточный опыт, подготовлены к одному из самых сложных видов прыжков — с грузовым контейнером на воду. Двое из них выполнили прыжок со спасательными лодками ЛАС-5мз в грузовых контейнерах. Парашютисты приводняются довольно кучно. Разбившись на два экипажа, спасатели начинают грести к спасательному плоту. Достигнув его, при необходимости спасатели могут оказать медицинскую помощь раненым, психологически поддержать спасаемых. Теперь к району действий приближается вертолет. Он свободно находит спасательный плот и два ЛАС-5мз, привязанных к нему, поскольку эта спасательная «флотилия» была обозначена оранжевым дымом.
Экипаж Ка-27 ПС подполковника Федора Немцева получил задачу эвакуировать из спасательного плота одного из подводников. Вертолет зависает над плотом. При помощи лебедки борттехник капитан Вадим Соломатин спускает вниз фельдшера-спасателя прапорщика Виталия Ананейчука. Немногим более двух минут потребовалось, чтобы спасаемого поднять на борт винтокрылой машины. Теперь его доставят в госпиталь в минимальный срок.
Вслед за вертолетом к месту подходят спасательные суда, потерпевших поднимают на борт. Одна из задач спасателей при работе с аварийной ПЛ — поддержание жизнедеятельности подводников в отсеках. Конструкторы отечественных подводных лодок и спасательных средств предусмотрели такую возможность. Для этого в специальной выгородке на корпусе субмарины размещены приемные штуцеры. Водолазы, используя различные типы снаряжения, могут подсоединить к ним шланги и кабели. Таким образом, в отсеки подводной лодки, лежащей на грунте, можно подать воздух высокого давления, воздух для вентиляции отсеков, осуществить отвод отработанного воздуха, установить надежную связь. Во время учений черноморцы отработали и эту задачу. Причем в двух вариантах: сначала с использованием спасательного снаряда АС-5, действующего со спасательного судна «Коммуна», а на следующий день и спасательного колокола СК-64, установленного на «Эпроне».
* * *
При подведении итогов учения спасательных сил Черноморского флота адмирал Владимир Масорин отметил, что все запланированные задачи выполнены.
Главком также сообщил, что в следующем году аналогичное учение спасательных сил будет проведено на Балтийском флоте. Владимир Масорин, кроме того, сказал, что для ВМФ в Великобритании закуплен новый спасательный аппарат «Пантера плюс». В конце прошлого года в Санкт-Петербурге заложен новый современный корабль, где будут использованы высокие технологии. В частности, будет стоять специальный спасательный комплекс, позволяющий осуществлять спасение подводников с глубины до 500 метров. В масштабе ВМФ проведен и ряд других мероприятий, направленных на совершенствование системы спасения.
http://www.redstar.ru/2006/07/1907/401.html