Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 15.07.2006 |
Стратегия развития
К 2010 году доля гражданской составляющей в ракетно-космической области должна составить 30%, отметил глава Роскосмоса и пояснил, что «один рубль в космической отрасли дает нам 29 рублей в других областях». Что ж, может быть, теперь прекратится бессмысленное засекречивание всего подряд, новейшие технологии станут передавать в гражданские отрасли для создания конкурентоспособной продукции.
Правительство РФ приняло постановление за N 635, которым утверждена Федеральная космическая программа России на 2006−2015 годы (ФКП-2015). В ней определены перспективы развития космических средств социально-экономического, научного и двойного назначения на десятилетний период. Предполагается, что использование космического пространства станет более эффективным, в том числе и в сфере национальной безопасности. Космический потенциал Российской Федерации должен укрепляться и развиваться, а на первое место выходит конкурентоспособность космических технологий и услуг. Поставлена также задача обеспечить гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.
Если перевести с бюрократического языка постановлений на более понятный, речь идет о застое в отрасли и замедлении темпов ее развития. Россия уже отстает на несколько поколений спутников связи и дистанционного зондирования Земли. По большому счету, полеты в космос осуществляются благодаря модернизированным ракетам-носителям еще 1960−1970-х годов. Более эффективные и экологически чистые системы разрабатываются медленно, в первую очередь из-за нехватки финансирования. Старт многоразовых носителей «Ангара» откладывается на все более отдаленный срок, а зарубежные конкуренты не дремлют. Уже продаются билеты на суборбитальные туристические полеты, готов европейский транспортный корабль.
В рамках стратегии развития ракетно-космической промышленности до 2015 года планируется сократить существенное технологическое отставание России в этой отрасли от развитых стран. Вместе с тем предполагается провести реструктуризацию отрасли и к 2015 году создать 3−4 холдинга, в которые должны войти 60% предприятий космической промышленности.
Сейчас в отрасли насчитывается 112 предприятий, в том числе 31 — промышленное, 66 — научных и конструкторских, 15 — иных организаций. Реформы начнутся с укрупнения — слияния в концерны, а затем в холдинги, поскольку такими структурами легче управлять. В частности, в единый холдинг будет интегрировано космическое двигателестроение.
Эффективность подобного подхода наглядно демонстрирует Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Он возник в 1994 году в результате слияния КБ «Салют» и ракетного завода им. Хруничева. Позже к ним присоединились НИИ космических систем в г. Юбилейном и КБ «Арматура» в г. Коврове.
Логика диктует объединение не только российских, но и космических предприятий в рамках Единого экономического пространства — Украины, Казахстана, Белоруссии. Эта идея была уже поддержана главами государств на саммите в Астане в сентябре прошлого года. Создание общей космической корпорации с единой программой позволит соединить усилия в борьбе за мировой рынок космических услуг.
Уход с завоеванных позиций
В большинстве случае потери связаны с уходом ключевых сотрудников, износом станочного парка и непродуманными коммерческими сделками. Причины аварий ракет-носителей и космических аппаратов нередко обусловлены человеческим фактором: некорректное программное обеспечение, инородное тело в топливопроводе, поврежденный фильтр той же топливной системы. Ушли люди, до тонкостей владеющие определенными операциями производства, обслуживания, контроля, а новым работникам требуются годы, чтобы достичь высокой квалификации.
Износ оборудования приводит к ухудшению обработки деталей, потере точности изготовления. Еще хуже, когда вместе с уникальной оснасткой пропадает технологическая документация и чертежи. А это нередко случается, когда производственные площади сокращаются, простаивающие цеха сдаются в аренду, продаются, перепрофилируются. Восстановить потерянное порой невозможно.
Особая статья — потеря технологических приоритетов, непродуманная передача прав на изобретения, идеи и технологии зарубежным партнерам. Иногда это просто патентная неграмотность, а чаще — нежелание обременять себя оформлением и оплатой патентных услуг. Патентование и содержание патента стоит денег, а прямой коммерческой выгоды не дает. Она может появиться где-то в перспективе, а лишних денег у КБ, НИИ и заводов нет.
В результате примерно 10% новинок, продаваемых за рубеж в рамках военно-технического сотрудничества, оказываются не защищены патентами. Потери составляют 5−6 млрд. долларов в год, что как раз равно стоимости всего российского оружейного экспорта. При этом запатентованные зарубежными конкурентами российские изобретения, которые достались им практически задаром, в самой России уже можно использовать только за деньги. В ракетно-космической сфере это чревато блокированием развития нового поколения техники.
На заседании правительства РФ отмечалось, что в последние годы финансирование космических программ стабилизировалось, улучшается финансово-экономическое и кадровое состояние предприятий отрасли, началось техническое перевооружение. Прирост объема продукции почти вдвое превысил общий прирост по машиностроительной отрасли. Однако сам набор финансируемых программ не особенно велик, да и объемы ассигнований не позволяют прежнего советского размаха исследований.
В 2005 году выведены на орбиты 35 космических аппаратов, в том числе 14 — для государственных нужд, в первую очередь — для оборонных целей. Всего проведено 26 пусков — 47,2% всех запусков в мире. Показатель впечатляет, но надо учитывать, что отечественные космические аппараты, как правило, живут на орбите в 3−5 раз меньше американских и иных зарубежных аналогов. Отстают и по эффективности используемой аппаратуры.
Коммерческое использование космоса в Советском Союзе было не на высоте. В России оно немногим лучше. Так, на территории страны десятки тысяч туристов, яхтсменов, летчиков и т. д. используют навигационные приборы GPS, оплачивая американскую космическую систему глобального позиционирования. В Европе уже проходит испытания космический навигатор для слепых с точностью определения координат 2 м. Коммерческие перспективы российской навигационной системы ГЛОНАСС весьма туманны. Да и пользоваться навигационными приборами с точностью определения координат менее 30 м у нас запрещено.
Для развития ракетно-космической отрасли необходимо, чтобы она приносила прибыль, чтобы можно было применять в коммерческих целях массу неиспользуемых идей и изобретений. И уже эти доходы вкладывать в военный космос и разработку новых технологий.