Красная звезда | Иван Лаврентьев | 15.07.2006 |
— Александр Алексеевич, как офицер-подводник пришел в медиабизнес?
— Сработала цепь закономерностей (кто-то считает, что случайностей, но философы знают: случайность — это непознанная закономерность), которые подвигли меня не только к коренной смене профессии, но к и пересмотру всей жизни. С 1983 по 1990 год я служил на Северном флоте. Начинал, как все мои однокашники, с первичных должностей на атомных субмаринах. Мне повезло: уже через месяц после назначения ушел в свою первую «автономку», потом во вторую…
Через несколько лет я был самым молодым заместителем командира корабля второго ранга: должность — «академическая», т. е. позволяет поступать в академию. Как сейчас помню беседу с начальником политотдела: «Ну что, Алексеевич, выводи корабль в отличные, удерживай звание два периода обучения (то есть год) и… в Москву!» Ну, думаю, хана… Но уже через полгода корабль был лучшим в соединении, а в 1990-м я стал-таки слушателем Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
Слом страны и системы заставил искать новое поле деятельности. В итоге, сдав экстерном экзамены, я перевелся на факультет, готовивший педагогические кадры, и серьезно занялся социальной философией. Кстати, кандидатскую диссертацию защитил только в нынешнем, 2006 году.
Окончив академию, приехал в свой родной Севастополь. Картина поразила: флот разделили, у братьев-украинцев — четыре корабля, 11 адмиральских должностей и штатный телерадиоцентр численностью 136 человек. А россияне плавают под флагом СССР (до 1997 года никто не решался дать команду поднять Андреевские флаги на кораблях Черноморского флота РФ). «Каша» в головах была жуткая: в семьях выясняли, кто русский, а кто украинец. Межа пролегла через умы и сердца. Вот тогда я и занялся созданием информационно-идеологических инструментов. Естественно, что телевидение и радиовещание в этом ряду были первоочередными.
Начинать пришлось с нуля. Осенью 1993 года впервые взял в руки видеокамеру (у меня была единственная в то время в городе камера формата Hi-8). Начал сотрудничать со всеми ведущими телерадиоорганизациями, долгое время был нештатным корреспондентом «Вестей». В 2000 году сформировал на Черноморском флоте первый в Вооруженных Силах России телецентр, функционирующий по штату самостоятельной воинской части, «узурпировал» власть и стал одновременно и командиром воинской части, и начальником телецентра, и главным редактором. Все в одном лице. Славы на троих, работы на пятерых, зарплата на одного… Смешно сказать, но первые гонорары тратил исключительно на покрытие дефицита финансирования телецентра, т. е. работал у государства спонсором.
Но когда я уезжал в конце 2003 года в Москву, наш телецентр был лучшим в Вооруженных Силах. Спасибо преемнику капитану 2 ранга Андрею Мацкевичу и всему коллективу — телецентр ЧФ и по сей день решает задачи на высочайшем профессиональном уровне и оперативней, чем многие гражданские коллеги. А почему? Есть система. Достаточно сказать, что уже почти год силами черноморцев телеканал «Звезда» освещает кругосветное плавание барка «Крузенштерн». На его борту постоянно находятся офицер и мичман из состава телецентра Черноморского флота.
А летом 2003 года меня пригласили консультировать зарождающийся телевизионный проект Минобороны России. Я счастлив, что судьба вновь сделала подарок: я смог вырастить этот «цветок», как говорится, «из зернышка». Это удивительное ощущение — стоять у истоков нового дела, день за днем складывать кирпичики своего дома. А еще большее счастье наступает от понимания того, что делаешь все это не для себя, а для людей, для Отечества. Поверьте, это не высокие слова. Я одел курсантскую форму в 16 лет и уже почти три десятка лет служу Родине. Думаю, что это хорошая привычка!
— А с какими проблемами вы столкнулись при создании телеканала «Звезда»?
— Ну, во-первых, я столкнулся с удивительными людьми, которым хочу сказать огромное спасибо. Без поддержки статс-секретаря — заместителя министра обороны РФ генерала армии Николая Александровича Панкова, начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Николая Ивановича Резника я никогда не смог бы «поднять» этот проект. Если бы Министерству обороны РФ поручили десант в Антарктиду, то, уверен, проблем было бы меньше. А здесь — шутка ли — создать телеканал! Это ранее пытались сделать три раза. Не получилось… Все рассказывали, почему этого сделать нельзя. Но я собрал команду, которая доказала, что невозможное возможно.
Прежде, правда, мы убедили руководство, что сделаем это. Проблема была в том, что вещание в Москве на 57-м ТВК было невозможно, т.к. возникали помехи на радиолокационных станциях всех аэродромов. Мы провели уникальные исследования, разработали и создали специальные «фильтры». Как наши специалисты ставили их на работающие РЛС — отдельная история. Но план запуска телеканала был выполнен с точностью до секунды. Ровно в полдень по московскому времени 20 февраля 2005 года в российском медиапространстве появился новый телеканал с очень красивым и многообещающим названием «Звезда».
А всего через два месяца мы «подняли» телеканал на спутник и перевели в круглосуточный режим. Началось строительство общероссийской сети. Удивительно, но уже к 1 сентября 2005 года мы успели «нахулиганить» и поднять на два спутника двадцатичетырехчасовой контент новой радиостанции «Звезда-FM». Огромное спасибо за это Ане Сальниковой — умной и перспективной радийщице, сумевшей сделать все для решения сложнейшей задачи построения первой в России государственно-патриотической радиостанции.
— Сейчас все проблемы позади или что-то еще мешает?
— Помните «Сократовскую сферу»? «Все что мы знаем, находится внутри сферы, все непознанное — вне ее. Чем больше мы знаем, тем больше сталкиваемся с границей непознанного…» Так и с проблемами. Считается, что решить их все попросту невозможно. Но мы решаем. Пока успешно. Есть трудности роста, высокие темпы требуют много денег, которых всегда не хватает. Чтобы войти в кабельные сети Москвы и стать доступными для жителей столицы, мы должны заплатить около 1,5 миллиарда рублей. Плюс к этому медиагруппа «Звезда» развивается и нам, как и всем, не хватает квалифицированных кадров…
Проблем более чем достаточно, но для нас это компенсируется любовью и поддержкой наших зрителей.
— Александр Алексеевич, а кто входит в медиагруппу «Звезда»?
— Медигруппа Минобороны России «Звезда» объединяет три средства массовой информации: национальную телевизионную компанию «Звезда», радиостанцию «Звезда-FM» и интернет-портал www.tvzvezda.ru.
Все эти СМИ имеют соучредителей: федеральное государственное учреждение «Центральная телевизионная и радиовещательная студия Министерства обороны Российской Федерации», федеральное государственное унитарное предприятие «Единая телерадиовещательная система Вооруженных Сил Российской Федерации» и ОАО «НТК «Звезда». Это и есть основные игроки на медиарынке от Минобороны России. Я возглавляю федеральное государственное унитарное предприятие «Единая телерадиовещательная система Вооруженных Сил Российской Федерации» и являюсь главным редактором телеканала «Звезда» и радиостанции «Звезда-FM».
— Что входит в круг ваших обязанностей и какие направления курируете?
— Как начальник ФГУП «Единая телерадиовещательная система Вооруженных Сил Российской Федерации», я отвечаю за развитие всего комплекса телерадиовещания Вооруженных Сил России, а как главный редактор, естественно, слежу за вопросами идеологии. Генеральный директор ОАО «НТК «Звезда» Сергей Владимирович Савушкин любит говорить, что в проекте я представляю интересы основного акционера, т. е. Министерства обороны. С ним сложно не согласиться.
— Как вы оцениваете место телеканала и радиостанции на медиарынке России?
— Объективно. Мы еще очень маленькие, но уже удаленькие. До тяжелой весовой категории нам еще надо «ножками протопать», но то, что мы сегодня имеем самые высокие показатели по темпам роста, — факт.
Сегодня телеканал «Звезда» принимают в 67 регионах России (469 городов), его смотрят более 37 миллионов человек. Радиостанция уверенно принимается с двух спутников и нашла своих слушателей в большинстве воинских частей. В апреле мы в упорнейшей борьбе завоевали право на вещание в Москве на частоте 95,6 FM.
Хорошие результаты подтверждает анализ службы Гэллапа. К примеру, мы недавно начали вещать в г. Новосибирске, сменив там телеканал «Рамблер», доля которого не превышала 0,3%. Уже через две недели мы поднялись до 2,85%. В Москве при техническом охвате через эфир порядка 17% мы доводим долю до 1%. Умножайте. Если бы мы вошли в кабель и добились 100-процентного доступа к телевизорам москвичей, то доля смотрения возросла бы до 5−6%. Согласитесь, это немало. Это доля таких телеканалов, как ТВЦ, REN TV, «Культура», ТНТ. Хочу отметить, что фактически с первых дней вещания мы опережаем канал 7ТВ. Люди устали от «чернухи» и хотят смотреть программы, которые вызывают чувство гордости за Отечество.
— Какие достижения телеканала вы отметили бы особо?
— Главное, что у канала формируется свой зритель, у радиостанции — свой слушатель. Это социально активные люди, влияющие на политику страны. Мы почувствовали «вкус прямого эфира», когда ответная реакция — моментальная, когда общение — это нерв. Мы запустили ряд уникальных телепроектов, возобновили жанр телемарафонов. Уже второй год подряд 9 Мая мы проводим спецакции, сопрягая студию с концертной площадкой в центре Москвы. Мне приятно отметить, что медиагруппа Минобороны России награждена многими премиями, призами и другими знаками отличия. Обласканы призами и наши программы.
— Интересно, каково соотношение покупных и собственных программ?
— Базовой студией-продакшн является федеральное государственное унитарное предприятие «Единая телерадиовещательная система Вооруженных Сил Российской Федерации», которое производит порядка 15% программ. Остальные по нашему заказу делают сторонние производители, но мы очень жестко контролируем качество. С сентября начинаем производство собственных новостей. Попомните: это будут совершенно другие новости. Многие будут изумлены, узнав, что в нашей стране так много хорошего.
— Одно время много писали о том, что Минобороны России тратит на «Звезду» слишком много средств. За счет чего финансируется канал?
— Это военная тайна. Когда два года тому назад Владимир Познер спросил нас об этом, мы ответили, что продаем оружие, а на выручку строим телеканал… А если без шуток, то финансирование у нас смешанное: чуточку из бюджета, что-то привлекаем как заемные средства, что-то зарабатываем. Мы, конечно, теряем деньги, не привлекая рекламу западных фирм, но уверен, через какое-то время к нам потянется крупный отечественный производитель. Я много встречаюсь с руководителями «оборонки». Так вот, они не хотят рекламироваться на фоне прокладок, пива и прочей дребедени.
А вообще хочу сказать, что мы построили медиабизнес, который уверенно занял свою нишу. Это значит, что очень скоро телеканал «Звезда» и радиостанция «Звезда-FM» смогут влиять на большие массы наших сограждан.