Русская линия
Красная звезда Андрей Гавриленко15.07.2006 

Крылья над морем

Ровно 90 лет назад, 17 июля 1916 года, четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота провели воздушный бой над морем с немецкими самолетами. Он закончился полной победой российских морских летчиков. Два кайзеровских самолета были сбиты. Наши вернулись без потерь. Этот день, день первой победы морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем, принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День авиации Военно-морского флота. Сегодня у нас в гостях начальник ВВС и ПВО ВМФ генерал-лейтенант Юрий АНТИПОВ.

— Юрий Дмитриевич, как бы вы определили главные задачи, решаемые сегодня морской авиацией России?

— Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона Военно-морского флота — один из основных родов сил ВМФ, предназначенных для ведения боевых действий в составе группировок сил флотов в океанских дальних и ближних морских зонах.
ВВС и ПВО ВМФ осуществляют воздушную разведку, противолодочную оборону, способны перехватывать и уничтожать воздушные цели, наносить бомбо-штурмовые, ракетные, торпедные удары по наземным и морским целям.
Организационно ВВС и ПВО состоят из ВВС и ПВО (ВВС) флотов, являющихся оперативными объединениями, а также частей и учреждений центрального подчинения.
Среди основных задач, решаемых соединениями и частями ВВС и ПВО ВМФ в мирное время как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота, — охрана и защита Государственной границы Российской Федерации в подводной среде и воздушном пространстве (а также контроль его использования на отдельных направлениях); разведка и слежение за надводными кораблями, подводными лодками потенциального противника; обеспечение безопасности российского морского судоходства и других видов морской экономической деятельности; поиск и спасение экипажей кораблей и летательных аппаратов, терпящих бедствие.
Анализ современного состояния и тенденций развития военно-политической обстановки в мире показывает, что сохраняются угрозы России с океанских и морских направлений, а также существует угроза международного терроризма. В обеспечении политических, экономических и военных интересов России большая роль принадлежит флоту, в том числе ВВС и ПВО ВМФ.
В период сокращения и реформирования Вооруженных Сил РФ состав ВВС и ПВО ВМФ оптимизировался в соответствии с современными требованиями и сложившимися условиями: структура органов военного управления и воинских частей приведена в соответствие с боевым составом и решаемыми задачами. В состав ВВС и ПВО ВМФ вошли соединения и части ПВО ВМФ.

— Из каких боевых единиц сегодня состоит парк флотской авиации? Планируется ли его обновление?

— На вооружении ВВС и ПВО ВМФ состоят различные типы самолетов и вертолетов. Это Ту-22, Ту-95, Ту-142, Ил-38, Бе-12, Су-24, Су-27, МиГ-31, Ка-27, Ми-8 и другие.
Количественный состав летательных аппаратов позволяет решать весь комплекс задач. Как правило, все они достаточно долгий срок находятся в эксплуатации, подтверждая востребованность по предназначению.
Планами развития ВВС и ПВО ВМФ предусмотрены: модернизация самолетного и вертолетного парка; продление ресурса авиационной техники и ее комплектующих; оснащение новыми комплексами, способными решать боевые задачи в удаленных районах Мирового океана в условиях силового и радиоэлектронного противодействия с применением высокоточного и помехозащищенного оружия; разработка новых средств поражения, поиска подводных лодок.
Важнейшее направление деятельности командования — дальнейшее развитие корабельной авиации. Предусмотрены довооружение авианесущих кораблей новыми многоцелевыми вертолетами, придание корабельному истребителю функций многоцелевого палубного самолета, в котором так нуждается морская авиация.

— Лучшие морские авиаторы — кто они? На кого сегодня равняются? Как пропагандируете опыт передовиков?

— По итогам каждого года определяется лучший летчик ВВС и ПВО ВМФ. Он награждается медалью Б.Ф. Сафонова и денежной премией, учрежденной совместно командованием ВВС и ПВО ВМФ и Международной организацией бывших военнослужащих «Марс-Меркурий». Награждение проводится в торжественной обстановке и освещается в СМИ. В 2003 году лучшим был признан подполковник А. Чурсин с Черноморского флота, в 2004 г. — майор М. Семенов с Северного флота, а в прошлом году — тихоокеанец подполковник М. Брель.

— По каким критериям определяется качество боевой подготовки морских авиаторов? С какими результатами в летной работе они встречают свой профессиональный праздник?

— Основной критерий — количество полетов. Прошедшие годы были трудными для Вооруженных Сил РФ, в том числе для ВВС и ПВО ВМФ, в основном из-за недостаточного материально-технического обеспечения. В этих условиях изыскивались возможности подготовки сил, и в первую очередь летного состава, с наименьшими затратами.
В результате активных усилий комсостава ВМФ всех уровней сохранены все рода морской авиации, обеспечено поддержание боеспособности и боеготовности частей. В настоящее время ВВС и ПВО ВМФ способны решить повседневные задачи составом боеготовых сил и в короткие сроки подготовить резерв летных экипажей.
В последние годы улучшается обеспечение боевой готовности и боевой подготовки соединений и частей ВВС и ПВО ВМФ, растут количество боеготовых экипажей и натренированность личного состава. Налет боеготовых экипажей за 2005 год превышает прошлогодний на 8−16 процентов. Общее количество авиационных инцидентов по сравнению с прошлым годом имеет тенденцию к уменьшению.
В 2005 году неоднократно проводились летно-тактические учения. Летчики корабельного полка Северного флота в походах выполняли полеты с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Продолжается совершенствование выучки летного состава ВВС и ПВО ВМФ.
Одна из главных задач войск и сил ВВС и ПВО ВМФ — обеспечение надежной охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве Калининградского и Камчатско-Чукотского районов ПВО. Противовоздушная оборона объектов, группировок войск в границах ответственности этих районов обеспечена благодаря непрерывному несению боевого дежурства, к которому привлекались все силы и средства ПВО.
В сентябре 2005 года после многолетнего перерыва мы провели состязания на первенство Военно-морского флота по классическому парашютному спорту.

— Отдельно хотелось бы поговорить о готовности летного состава к полетам с палубы авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"…

— Подготовка корабельных летчиков осуществляется по особой методике полетов над водной поверхностью, в предельных режимах полета, в усложненной и специфической обстановке палубного базирования. Такой подготовке предшествует жесткий отбор летного и инженерно-технического состава, способного решать боевые задачи в экстремальных условиях и длительном отрыве от базовых аэродромов.
Основа подготовки — теоретический курс, практические полеты на аэрофинишер — имитатор палубы корабля и непосредственно полеты с посадкой на авианосец.

— Как стать морским авиатором? В каких вузах, на какой учебно-материальной базе их готовят? Как бы вы охарактеризовали качество этой подготовки? Не испытываете ли недостатка в кадрах?

— Летчики морской авиации готовятся в военно-учебных заведениях ВВС по общей программе подготовки авиационных специалистов с дальнейшей специализацией в строевых частях.
В последние годы улучшилось качество подготовки выпускников вузов за счет увеличения часов налета на курсанта и улучшения учебной материально-технической базы. Мы всегда испытываем потребность в достойных специалистах (командного, профессорско-преподавательского, инструкторского состава).

— Участвуют ли морские авиаторы в совместных учениях с иностранными коллегами?

— Выполнение задач боевой службы морскими летчиками тесно связано с боевой учебой авиаторов иностранных государств. Это проявляется в совместных учениях по противодействию международному терроризму, поиску и спасанию терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов и в ряде других мероприятий. Выполняются посадки на палубы иностранных кораблей в ходе совместных учений с целью обмена опытом и повышения летной квалификации.

— В предпраздничный для морских авиаторов день что бы вы пожелали своим боевым товарищам, ветеранам морской авиации, всем, кому небезразлична ее судьба?

— В первую очередь желаю всему личному составу ощущения глубокой гордости за принадлежность к морской авиации, верности ее славным традициям, осознания персональной ответственности каждого за защиту воздушных и морских рубежей Родины.
Хочу пожелать, чтобы с каждым годом объем средств, необходимых для нашей боевой подготовки и организации повседневной деятельности, возрастал. Это позволило бы не только усилить интенсивность нашей работы, но и полнее чувствовать моральное удовлетворение от своего ратного труда. Желаю всем военнослужащим, гражданскому персоналу, ветеранам, членам семей крепкого здоровья, благополучия, добра и дальнейших успехов в службе и работе на благо России.

http://www.redstar.ru/2006/07/1507/103.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика