Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 07.07.2006 |
Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк заявил 30 июня на пресс-конференции, что Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки ведут переговоры по вопросам стратегических наступательных вооружений. Ведь 31 декабря 2009 года заканчивается срок действия Договора СНВ-1, и хотя полномочия Путина на посту главы государства к тому времени также истекут, он, как оказалось, тревожится за будущее страны и мира.
Один из крупнейших экспертов в области стратегических вооружений генерал-майор Владимир Дворкин считает, что ключевыми пунктами 500-страничного Договора СНВ-1 были те, что обеспечивали разветвленную систему контроля и меры доверия. В интервью «НВО» генерал отметил, что Россия и США получали исчерпывающую информацию о стратегических вооружениях друг друга. Договор гарантировал обмен информацией между Кремлем и Белым домом о всех действиях в этой сфере национальной безопасности.
Проще говоря, все, что обычно засекречено от всего мира и собственных граждан, добровольно и в полном объеме предоставлялось бывшему потенциальному противнику, вплоть до показа новой техники с посещением соответствующих объектов. Ежегодно по нескольку десятков раз инспекционные группы Российской Федерации и Соединенных Штатов посещали святая святых каждой из сторон — ракетные шахты, секретные производства, базы подлодок и аэродромы.
В соответствии с договором мобильные ракетные комплексы «Тополь-М» должны стоять, наполовину выехав из ангаров, чтобы из космоса всегда можно было убедиться, что все установки находятся на месте. Если бы у американцев такие комплексы имелись, они бы их тоже так выставляли. Но в США посчитали расходы на колесные установки излишней роскошью. По договору разделяющиеся боеголовки можно ставить только на новые ракеты, а на нынешние, допустим, те же «Тополи», нельзя.
Договор СНВ-1 накладывает жесткие ограничения на количество средств доставки ядерного оружия и число боеголовок. Межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования, таких же ракет на подводных лодках и стратегических бомбардировщиков должно остаться не более 1600 единиц. А количество ядерных боезарядов для них — 6 тысяч.
Что произойдет с окончанием действия Договора СНВ-1? Скорее всего, Россия продолжит сокращать свои ядерные вооружения, поскольку закончится гарантированный ресурс находящихся пока в боевом строю межконтинентальных баллистических ракет и их все равно придется списывать. Сейчас изготавливается только один тип МБР — «Тополь» и «Тополь-М» (по 6−7 штук в год). Это твердотопливные ракеты относительно малой мощности. Оборудовать их головными частями с разделяющимися боезарядами нельзя. А производство жидкостных ракет УР-100Н УТТХ прекращено, технологии их создания почти потеряны. Сейчас 80% МБР на боевом дежурстве — это как раз УР-100Н УТТХ, которые могут нести по 10 разделяющихся боеголовок. Их списание в ближайшие годы ничем восполнить не удастся. У России уже сейчас количество стратегических вооружений ниже, чем позволяет Договор СНВ-1. Ракет и самолетов примерно 1100 вместо 1600, а ядерных зарядов 5500, а не 6000.
Если учесть, что «Тополи» тоже не вечны и через 15−20 лет службы тоже неизбежно будут списываться, то к 2025 году у России останется сотня-полторы моноблочных МБР против 1−1,5 тыс. у США. Но к тому времени Пентагон развернет систему противоракетной обороны (ПРО) и обезопасит себя от оставшейся сотни российских ракет. Стратегическое равновесие окажется нарушенным не в нашу пользу. Именно по этой причине не состоялся Договор СНВ-2. Россия его ратифицировала, а Соединенные Штаты отказались, да еще и вышли из Договора по ПРО.
Вопросы национальной безопасности требуют безотлагательно начинать переговоры о продлении СНВ-1 или о новом договоре, позволяющем снизить количество носителей ядерного оружия обеих сторон и сохранить взаимный контроль над стратегическими вооружениями.
Впрочем, существует и другое мнение. Достаточно экспертов не самого высокого ранга, которые убеждены, что России необходимо выйти из Договора СНВ-1, как раз потому, что ее ядерные арсеналы уменьшаются. Избавившись от контроля, считают эти специалисты, РФ себя только обезопасит. Наши мобильные установки стали бы более неуязвимы, рассредоточившись по просторам Родины.
Правда, авторы подобных предложений упускают из вида, что Пентагон способен над каждой нашей ракетной базой повесить по два спутника последнего поколения. Это не считая других «средств национального контроля», то есть разведки. А для нас территория США окажется почти полностью скрытой. И заново открывать центр радиоперехвата на Кубе бессмысленно — вся связь за океаном идет сейчас по оптоволоконным линиям.
Эпоха ядерных дубинок прошла. И дабы она не вернулась, пора размахивать флагом переговорщика. Вторая холодная война, новая гонка вооружений России не по плечу.